Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » В помощь коллегам » Нацпроект » Методическая система учителя

Методическая система учителя

Методическая система учителя

Миссия. Педагогическая поддержка мировоззренческого самоопределения школьников средствами учебного предмета, внеурочной деятельности, межличностного взаимодействия.
Цели. Педагогические (касающиеся всей педагогической деятельности: учителя-предметника, классного руководителя):
Способствовать воспитанию личности
- с устойчивым мировоззрением, дающим опору в современной кризисной реальности;
- ценностным отношения к таким категориям, как духовность, толерантность, творчество;
- склонной к философствованию, рефлексии;
- принимающей диалоговый способ жизни;
- осваивающей ценности культуры;
- принимающей ответственность за себя, свою семью, Родину, мир;
- занимающейся развитием, самосовершенствованием на протяжении всей жизни.
Предметные (достигаемые посредством преподавания конкретных предметов – русского языка и литературы):
Научить
- пониманию текста (через литературное произведение – текста культуры, жизни, другого человека);
- культуре письменного и устного самовыражения (от грамотного письма и речи – до создания личной философии, поэзии);
- культуре диалога (от культуры речи – до культуры отношения к другому человеку);
- наслаждению красотой, точностью, глубиной мысли, чувства, выраженных в художественном произведении, живом слове («Блажен, кто знает сладострастье высоких мыслей истихов» (А.С. Пушкин);
Сформировать
- психологическую компетентность (через внимание к художественному слову – внимание к тонкостям человеческой психологии);
- исследовательскую компетентность (от создания учебно-исследовательской работы – к исследовательской позиции в жизни, профессии);
- творческую компетентность (от написания творческой работы – до жизнетворчества).
Сформулированные цели, учет интересов и запросов учеников и их родителей, современные научные исследования в области педагогики, философии, психологии, методики преподавания русского языка и литературы, а также собственные научные исследования, современная образовательная ситуация (в том числе – реализация приоритетного национального проекта «Образование», инициативы «Наша новая школа») определили следующие основные содержательные направления работы Берестовицкой С.Э.:
1) Освоение базового курса русского языка на основе культурно-философского подхода, предполагающего знакомство ребенка с языком как с «пространством мысли» и «домом духа» (Ю.С. Степанов), с повышенным вниманием к формированию, наряду с языковой, лингвистической, коммуникативной компетенциями, лингвокультурологической компетенции (совокупность системно организованных знаний о культуре, воплощенных в национальном языке), к формированию речевой культуры, с использованием как традиционных видов работ (диктанты, упражнения, изложения), так и заданий творческой направленности (миниатюры, стилизации, «Словарный портрет слова» и др.).
2) Освоение базового курса русской литературы с повышенным вниманием к мировоззренческим проблемам, поставленным авторами произведений, и осмыслению основных этических категорий; привлечению учеников к диалогу о смысложизненных вопросах, философствованию; межпреметным и внутрипредметным связям: русская литература – русский язык; древнерусская литература — русская литература XVIII —XXI вв., русская литература — зарубежная литература, литература — музыка — живопись — архитектура — театр, литература — философия — религия; освоению текста в единстве нравственного и эстетического содержания; развитию культуры устной и письменной речи; стимулированию собственного литературного творчества учащихся.
3) Внеурочная деятельность, направленная на формирование общей культуры школьника, коммуникативной культуры, исследовательской культуры, воспитания нравственных качеств личности, развитие творческих способностей:
• посещение музеев, театров, литературных экскурсий с последующим творческим откликом на эти события [1];
• просмотр фильмов-экранизаций классических произведений с последующим обсуждением;
• постановка спектаклей, проведение литературных гостиных;
• написание учебно-исследовательских работ;
• реализация учебно-исследовательских проектов («Читательский портрет современного старшеклассника-гимназиста», «Что в имени тебе моем?» (Мир имен)», «Подросток ВКонтакте» и др.,), завершающихся общешкольной конференцией с презентацией результатов проекта и затем участием в районных и городских ученических конференциях [2].
4) Педагогическое наблюдение, направленное на исследование психологических проблем, интересов и запросов учеников, связанных с процессом взросления, противоречиями внутренней жизни, учебной деятельностью, межличностными отношениями в коллективе, в семье, с целью своевременного оказания необходимой помощи и поддержки [3] .
В основе педагогической деятельности Претендента лежит диалоговый подход, который и определяет своеобразие методической системы. В рамках этого подхода используются как давно известные в методической науке и широко применяемые в педагогической практике приемы и методы, так и инновационные. Представим их в таблице.
Вид диалога
Традиционные приемы и методы работы
Инновационные приемы и методы работы
Диалог как человеческое
общение
- эвристическая беседа;
- обсуждение проблемного вопроса;
- проблемная ситуация;
- диспут и др.
 
- творческие работы, направленные на раскрытие личности ученика, создание ситуации общения («Счастливое воспоминание», «Как уходит детство…», «Человек, которому я благодарен», «Любимое стихотворение моей мамы», «Портрет соседа по парте» и т.д.;
- определение этической категории (написать свою статью в толковый словарь, в которой бы объяснялось значение слов совесть, справедливость, нравственность, любовь и т.д., в зависимости от темы урока) [4].
Диалог с писателем,
поэтом
- аналитическое чтение;
- вопросы автору, героям;
- постановка проблемный вопросов;
- устное словесное рисование;
- сочинение-размышление о произведении;
- мастерская и др.
- творческие работы, соединяющая личный опыт ученика и размышления автора (например, размышление над словами Г.Р. Державина: «Я царь – я раб – я червь – я Бог»);
- эссе о поэте [5]
- творческие работы в жанре подражания (подражание жанру (написать сказку, песню, оду, сонет и т. д.), литературному направлению (письмо в стиле сентиментализма, стихотворение в стиле романтизма), стилю автора, произведения (написать стихотворение о современной жизни в стиле поэмы «Кому на Руси жить хорошо», продолжить описание природы в стиле Гоголя, Тургенева, закончить предложение о любви в стиле Бунина или Куприна и т. д.).
Диалог идей
- сопоставление мнений писателей, поэтов, критиков, философов, лингвистов.
- составление сравнительных таблиц, формирование на их основе своего взгляда на проблему, который высказывается устно, в мини-сочинении или творческой работе.
Диалог культур
- лекция; доклады учеников;
- исследовательские работы;
- подбор иллюстраций;
- музыкальные, живописные и др. ассоциации к произведению.
- творческий зачет [6] (презентация знаний по предмету в творческой форме, направленная на реализацию литературных, актерских, режиссерских, художественных, музыкальных, дизайнерских способностей ученика, умение работать в сотрудничестве).
Диалог с самим собой (рефлексия)
- стихотворение;
- странички из дневника и др.
все указанные виды работ
Учителем активно используются как на уроках, так и во внеурочной деятельности информационно-коммуникативные технологии: мультимедийные презентации при объяснении материала; создание учащимися мультимедийных презентаций, посвященных различным темам науки о языке, писателю, теоретико-литературной проблеме; использование готовых и создание авторских интерактивных КИМов, тестов и др., использование электронных и сетевых справочников и словарей; обсуждение в социальной сети ВКонтакте прочитанных книг, просмотренных фильмов и спектаклей, использование учениками для подготовки к урокам материалов персонального сайта  Берестовицкой С.Э.[7] .


1. См. статью Берестовицкая С.Э. Обогащение внутреннего мира школьников в процессе творческой деятельности // Педагогика культуры.- 2005.-№1.- С. 34-37. 
2. См. статью Исследовательская деятельность как средство самопознания подростка (по материалам учебно-исследовательского проекта «Подросток в Контакте») // Исследовательская деятельность школьников. – 2010. - № 1. – С.111-118.
3, См. статью Берестовицкая С.Э. Педагогическое исследование как ключ к пониманию личности воспитанника. -Воспитание школьников. - № 4. - 2011г.- С.27-32. 
4. См. статью Берестовицкая С.Э. Диалоговые технологии в современном уроке литературы // Русская словесность.- 2002.- №5.- С. 32-40.
5. Методика написания – в ст. Берестовицкая С.Э. Диалоговые технологии в современном уроке литературы // Русская словесность.- 2002.- №5.- С. 32-40. 
6. См. статьи: Берестовицкая С.Э. Диалог культур на уроке литературы // Диалог культур – 2005: горизонты гуманитарного знания. Материалы научно-практической конференции. 21 апреля 2005г. / под общей редакцией Чукурова А.Ю., Радикова И.В. – СПб.: Астерион, 2005.- С. 148-153.; Берестовицкая С.Э. Творческий зачет «Древняя Греция: литература, философия, театр» // Русская словесность.- 2007.- №8.- С. 10-15. 


Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru