Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » В помощь коллегам » Методические статьи » Воспитание ценностного отношения к внутреннему миру человека на уроках литературы

Воспитание ценностного отношения к внутреннему миру человека на уроках литературы

Воспитание ценностного отношения к внутреннему миру человека на уроках литературы

   Берестовицкая С.Э.
Санкт-Петербург

Как сердцу высказать себя,
Другому как понять тебя…
Ф.И. Тютчев

«Одним из существенных параметров, по которым измеряется человек, является отношение к другому человеку…» - писал С. Л. [1, С.377]. Рубинштейн. Как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для наших учеников величайшими ценностями, к которым нужно бережно и любовно относиться, как научить их понимать себя, другого человека, что поможет нам, педагогам, понять своих воспитанников?


Литература – предмет изначально личностно-ориентированный. Система творческих работ, раскрывающих личность ребенка, выполняет сразу несколько задач:
• мы узнаем особенности характера, пристрастия, интересы, увлечения, психологические проблемы своих учеников;
• ребята пытаются выразить себя в слове, таким образом, еще раз осмыслить свои внутренние проблемы, взгляды, устремления, учатся процессу рефлексии;
• ученики, знакомясь с работами товарищей, начинают лучше понимать друг друга, ценить личность другого человека.


Первое сочинение в 5-м классе – сочинение-знакомство. Тема сочинения – «Я». Задача несложная – рассказать о своей внешности, своем характере, увлечениях. План составляем вместе: «Я люблю»; «Я не люблю»; «Я очень хорошо умею делать»; «У меня не получается»; «Я дружу» и т.д. «Я очень люблю жареную курочку»; «Я люблю шоколадный торт», «Я люблю свою мамочку»; «Я люблю гулять один и думать» - читаем работы в классе и обращаем внимание на то, какие они разные. Мы не похожи друг на друга, у каждого свой внутренний мир, даже свой стиль. Именно поэтому нам интересна каждая работа, потому что двух одинаковых «я» не существует. Замечательно, если на уроке ИЗО дети напишут свой автопортрет. Хороший учитель рисования обязательно объяснит им, что в портрете должны отразиться настроение и характер. Для ребенка это еще одна возможность углубиться в свой внутренний мир, а для педагога, знающего психологию, сделать необходимые для себя выводы о проблемах и характере ребенка. Знакомство должно быть обоюдным – и учитель тоже может написать сочинение о себе.


«Моя комната», «Моя любимая игрушка» (ее нужно обязательно принести в класс), «Мой кот» (собака, попугай), «Мой любимый уголок природы», «Моя осень» - все эти темы давно известные, нужно только сакцентировать их на раскрытии внутреннего мира ученика. Попробуйте описать свою комнату так, чтобы мы угадали, чья это комната; в чем похоже на вас ваше животное; какое настроение у вашей осени?


Понять и раскрыть себя очень важно, но не менее важно понять и почувствовать другого человека. «За что я ценю своего друга?», «Любимое стихотворение моей мамы», «Портрет соседа по парте»… Рассмотреть, услышать того, кто находится рядом, понять его настроение, чувства, осмыслить свое к нему отношение – задача таких работ.


Вера в добро, в необходимость участвовать в добре нужна для нравственного выживания человека. Литература всегда вселяла эту веру. Важно, чтобы урок литературы не был оторван от насущных проблем современности, личностных проблем учеников. Сейчас во все программы по литературе включены те или иные отрывки из Библии. Обсудив «Притчу о добром самарянине», попросим детей написать небольшое сочинение на тему «Как мне помогли». Ведь наверняка у каждого в жизни был свой «добрый самарянин», пусть дети вспомнят  тех, кто делал им добро, пусть создадут им художественный памятник, ведь то, что написано, а значит, осмыслено, приобретает особую ценность. Прочитаем сочинения в классе, разумеется, с разрешения авторов, более двух десятков историй о конкретной доброте наверняка оставят след в душах наших воспитанников.


К сожалению, в последнее время в преподавании литературы наметилась крайне тревожная тенденция: знания стали заслонять личность ученика. Это связано с требованиями единого государственного экзамена, который проверяет не сформированность личностных качеств, а все те же знания, умения и навыки. Дети ищут метафоры, эпитеты, оксюмороны, парафразы и т.д., не понимая, зачем им это нужно. А знания по литературе вообще низачем не нужны: если литература не формирует мировоззрение, не развивает душевные, нравственные качества ребенка, этот предмет можно исключить из программы. Изучая литературное произведение, учитель должен использовать любую возможность обратиться к личностному опыту ребенка, пригласить его к размышлению не только над литературоведческими проблемами, но и над общечеловеческими. Приведем примеры.

Изучаем роман И.А. Гончарова «Обломов». Обсуждаем, каков идеал жизни Обломова, каков идеал жизни Штольца. Совершенно естественно спросить у ребят: «А каков ваш идеал жизни?». Мы ни в коем случае не уходим от литературного произведения, потому что десятиклассники невольно сравнивают идеалы жизни героев, анализируют, почему ни покой, как понимает его Обломов, ни труд, как понимает его Штольц, не могут являться единственным содержанием и целью жизни. Задумываясь, многие, возможно, впервые над идеалом  человеческой жизни, они как бы следуют внутренней логике романа, который обращает читателя к этим вопросам. Обычно на уроке получается живой и крайне заинтересованный разговор, благодаря которому ребята знакомятся с мировоззренческими установками друг друга, многие важные выводы сделает для себя и учитель.

 
Литература дает возможность за семь лет обучения в средней и старшей школе обсудить с ребятами практически все основные общечеловеческие проблемы – более того, неоднократно возвращаться к ним в разные возрастные периоды наших учеников.


В 6-м классе на развитии речи пишем работы: «Какие качества я больше всего ценю в человеке?», «Что мне не нравится в людях?». В 9-м классе изучаем «Божественную комедию» Данте. Все человеческие пороки поэт распределяет по девяти кругам ада. Обсуждаем вместе с ребятами логику Данте и даем работу: «Самый страшный грех и самая прекрасная добродетель». Проблемы счастья, смысла жизни, любви, отношения к Родине, природе, искусству проходят сквозь всю русскую литературу, каждый раз обращаясь к ним, ребенок растет личностно.


Самые сложные темы, касающиеся теории литературы, можно сделать интересными и личностно значимыми для  ученика. В 9-м классе мы изучаем литературные направления, знакомимся с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом. Чтобы особенности этих литературных направлений стали более понятны девятиклассникам, обращаем внимание на то, как они отразились в архитектуре, музыке, живописи. На один из обобщающих уроков по теме просим принести ребят свои фотографии или фотографии своих близких, напоминающие по стилю классицизм, сентиментализм и романтизм. Ученики раскладывают фотографии на партах, и первые 10 минут они рассматривают фотографии друг друга. Затем мы находим те, в которых наиболее ярко проявились черты того или иного направления. Далее каждый ученик выбирает наиболее понравившуюся ему фотографию и описывает ее, возможно, используя стилистические особенности того направления, к которому близок выбранный портрет. Вот некоторые названия работ:
Милая притворщица.


Маленький взрослый мальчик.
Лазурное спокойствие.
Улыбка, блеск глаз, тюльпаны.
Самое сокровенное…
Осень смотрит на тебя…
Маленький рай.
Тунисский сентиментализм.
Моя мама.

Обратим внимание, насколько они значимы, эмоционально окрашены. Ребята должны были не просто описать портрет, но и уловить его настроение, проникнуть во внутренний мир человека, запечатленного на фотографии.
«Передо мной портрет давно и хорошо знакомого мне человека. В глазах Полины – глубокая и таинственная задумчивость. На губах – легкая, едва заметная улыбка, даже кажется, что ее и нет, но, если вглядеться в ее простые черты лица, она сразу заметна… Этот портрет выражает настоящую жизненную красоту человека. Хоть фото и черно-белое, но сразу становится понятно, что внутри этот человек очень яркий: у него все получится в жизни и он добьется всего, чего захочет» (Ваня Р.).


Обращает на себя внимание такая особенность: описывая портреты своих одноклассников, ребята постарались увидеть в них самое лучшее, даже чуть-чуть приукрасить и внешне, и внутренне, одухотворяя своим чувством, отношением простенькие любительские фотографии. Когда работы читались в классе, было видно, как расцветали те, чьи портреты с такой любовью и вниманием описывались.


Пухлые тучи опустились на землю, а над ними – лазурное небо. На заднем плане – спокойные, неторопливые корабли. Аня изображена на переднем плане. Она положила руку на борт корабля так спокойно и уверенно, будто не первый раз находится на нем. Ее волосы неторопливо перебирает ветер. На лице – сдержанная улыбка. Ее кофточка сливается с лазурным цветом неба. Мне кажется, после того, как был сделан этот снимок, Аня осталась одна на палубе, присев на скамью. Она размышляла о чем-то своем, о чем-то личном» (Антон Ф.).


Анализируя работу, можно обратить внимание на эпитет, который использовал автор («пухлые тучи»), может быть, не совсем удачный в данном контексте, но, безусловно, неожиданный, оригинальный. А вот олицетворение здесь очень уместное: «Ее волосы неторопливо перебирает ветер». Теоретико-литературные сведения становятся личностным знанием, когда ученик обнаруживает тропы в своей собственной работе и понимает, для чего они ему понадобились.


«Передо мной лежит яркая фотография, сделанная моим отцом. На ней – я. Я, стоящий в нарядном костюме с цветами в руках перед своим домом. Я, готовый начать новую эру в своей жизни. Я, впервые идущий в школу…» (Миша Т.).


Ребята сразу замечают, что торжественность, парадность описания достигается благодаря использованию одинаковых по структуре предложений. Этот художественный прием называется синтаксический параллелизм. Обратим внимание, как удачно использовал его Миша. А какое прекрасное сравнение подобрал Тима, описывая свою младшую сестренку: «Эта девчонка на фотографии слилась с природой, будто сама осень смотрит на тебя». Вот мы и повторили некоторые средства художественной выразительности, ввели новое понятие, но получилось это как-то вскользь, ненавязчиво. И если в дальнейшем, читая, например Омар Хайяма:
Пускай ты прожил жизнь без тяжких мук – что дальше?
Пускай твой жизненный замкнулся круг – что дальше?
Пускай, блаженствуя, ты проживешь сто лет
И сотню лет еще – скажи, мой друг, что дальше? –
они вспомнят, что поэт использует здесь синтаксический параллелизм, замечательно, но не беда, если и не вспомнят, важно, чтобы вопрос, поставленный в стихотворении, не оставил их равнодушными.


Одним из видов насилия в школе является внеличностное, «чужое» знание. Каждый учитель не один раз оказывался в крайне неприятной ситуации: ты с огромным усилием «втискиваешь» в голову ребенка знания, а он со всей силы сопротивляется. Чаще всего мы обвиняем детей: «Ничего не хотят, ничего им не нужно, я тут перед ними распинаюсь… и т. д.». Но дети отвергают ненужные им знания. Из страха перед оценкой, из уважения к нам они, конечно, могут, послушать, выучить, сдать, а потом – сразу же забыть. Конечно, сделать любое знание личностным – утопия, но нужно хотя бы двигаться в этом направлении.


Творческая работа в жанре подражания открывает на этом пути большие возможности. Ученик осваивает эстетическую форму, вкладывая в нее свое содержание. Творческих работ, в основе которых лежит этот приём, очень много: это подражание жанру (написать сказку, песню, оду, сонет и т. д.), литературному направлению (письмо в стиле сентиментализма, стихотворение в стиле романтизма), стилю автора, произведения (написать стихотворение о современной жизни в стиле поэмы «Кому на Руси жить хорошо», продолжить описание природы в стиле Гоголя, Тургенева, закончить предложение о любви в стиле Бунина или Куприна и т. д.). Работая над подражанием, ученик как бы пропускает через себя и авторские идеи, и  авторский стиль, учится смотреть на мир глазами другого человека, в то же время оставаясь самим собой.


Прежде чем дать ребёнку задание написать подражание, мы должны его подготовить. Во-первых, провести стилистический анализ текста, которому нужно будет подражать. Назвать особые приметы стиля эпохи, литературного направления или автора. Во-вторых, научить ребёнка находить их в тексте. Затем потренироваться в узнавании текстов изучаемого литературного направления или автора. И только после этого можно дать задание написать подражание. Вот, например, подражание античной лирике, написанное ученицей 9-го класса Самсоновой Анастасией:


Самое страшное, друг, не жизни лишиться, а чести.
Мало кто думает так, но он и воистину прав.

Тот же, кто руку подаст врагу, тонущему в море,
Того назовут дураком, а он ведь с душой человек.

Друг мой, запомни, на зверя мы только лишь тем не похожи,
Что оградить мы себя запретами твердыми можем.


Девочка выразила в этих стихах очень важные мировоззренческие установки. Они могут стать темой для дискуссии. Не все в классе согласятся с идеями, которые содержатся в стихах. Тем лучше: разговор на уроке литературы должен быть откровенным. Вспомним литературных героев, поступавших согласно этим принципам. В конце урока можно попросить ребят ответить на стихотворения одноклассницы своими гекзаметрами.
Торжественная ода – очень трудный жанр. Целый урок приходится потратить на то, чтобы прочитать и перевести знаменитую ломоносовскую «Оду на день восшествия…». Кому или чему сегодня вы посвятили бы торжественную оду? Этот вопрос вызывает оживление в классе. Другу лучше написать послание, любимой – лирическое стихотворение или сонет, политические деятели вызывают желание написать эпиграмму… Ода требует величия предмета. Миша Тетюхин написал «Оду прекрасному Санкт-Петербургу».


Нигде в России не узреть
Прекраснее такого града:
Лазурью озаряют твердь
Красоты пышного парада.
Сверкают стогны и мосты,
Повсюду веет вдохновенье,
Деревья шепчут и кусты…
Как сладко оное мгновенье!

Как несколько веков назад
Петрова длань крест заложила,
Растет с годами невский град,
Российская растет с ним сила!
Сияй же славой, Град великий,
Несокрушимый никогда,
И Прометея волей дикой
Объятен будь ты навсегда
И, как прекрасная звезда,
Гори над всеми ярким ликом!


Найдем в этом произведении все особенности торжественной оды. Ученики выполняют это задание с наслаждением, стараясь доказать, что  их однокласснику действительно удалось справиться с таким трудным жанром.


Стихотворения в прозе после изучения Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» - о современной жизни – после прохождения поэмы Некрасова, «Один день моего детства» после повести Толстого «Детство» - эти работы связывают в сознании детей классические произведения с современной жизнью – их жизнью, общечеловеческие и национальные проблемы с их личными человеческими проблемами.


Старшеклассники, замученные подготовкой к ЕГЭ, сочинениями на литературоведческие темы, бесконечными тестами и анализами (эпизодов, стихотворений, рассказов) особенно живо откликаются, когда им дают возможность написать о себе. Недавно пришлось замещать урок в 11-м классе. Рассказала ребятам о жанре эссе и попросила написать свое эссе на любую тему. И вот одна девочка мне, совершенно незнакомому человеку, написала о том, как она влюблена и счастлива, и что она не может быть не влюбленной, и что есть много людей, которые любят ее, и что любовь – это и есть счастье. Юному сердцу просто необходимо «высказать себя», и урок литературы должен помочь ему в этом. Если то, что мы делаем с детьми на уроке, никак не связано с тем, что происходит в их внутренней жизни, наша работа бессмысленна. И, наоборот, если мы поможем нашему воспитаннику разобраться в себе, понять другого, если уроки литературы дадут ему точку опоры в жизни, значит, мы работали не зря.


Использованная литература:
К.Г.Юнг. Структура психики и процесс индивидуации.–М., 1966. (О становлении личности)
Бытие и сознание. Человек и мир. / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2003.-512с.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru