Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » В помощь коллегам » Методические статьи » Школа как объект бюрократического насилия

Школа как объект бюрократического насилия

Школа как объект бюрократического насилия

 С.Э. Берестовицкая,

учитель русского языка

и литературы лицея №226

Санкт-Петербург

  

Педсовет начался. Директор поздравил всех с началом нового учебного года и торжественно объявил, что на августовском городском педагогическом совете было сказано, что главный в школе – ребенок и соответственно… и так далее… А у нас в этом году лицензирование и аккредитация. Дальнейшие три часа разговор шел о документах, программах, отчетах, портфолио, папках, справках, анализах, заполнении журналов, ведении протоколов родительских собраний, записях в журналах об инструктаже по противопожарной безопасности, правилах поведений на дорогах, безопасном проходе к школе, причем все это должно совпадать с записями в планах и отчетах классных руководителей и дневниках детей.

Кошмар этот происходит в моей педагогической жизни уже третий раз. Школу парализует на год. Администрации некогда заниматься методической работой, она пишет о ней отчеты, классные руководители создают папки с фотографиями и картинками, теперь еще новая мода – учительское портфолио, это кроме всех остальных документов за три последние года. Очень мешают дети. Они лезут, пристают, шумят, задают вопросы, а документ требует сосредоточенности. Детей хочется убрать куда-нибудь подальше, чтоб работать не мешали.

Запомнились слова директора одной школы: «Самый лучший отчет у нас о педсовете, который мы никогда не проводили». Практическая педагогическая деятельность очень энергозатратна, поэтому творческие силы уходят либо на деятельность, либо на ее имитацию.

Постоянные проверки приводят лишь к тому, что мы учимся виртуозно обманывать проверяющего, причем оценивает он не соответствие бумаги правде жизни: это слишком сложно проверить, да в большинстве случаев и проверять нечего, и так все понятно, - а именно виртуозность обмана. Не качество работы, а качество документа. Проигрывает, естественно, тот, кто хорошо работает с детьми, а бумаги заполняет не творчески, вполсилы, совмещать мало у кого получается: просто сил не хватает.

Пример. Я добросовестный классный руководитель, работу свою очень люблю. Во втором полугодии запланировала, естественно, обсудив с учениками, следующие мероприятия: сходить в Театр Дождей на спектакль по пьесе А.М. Горького «На дне» и, если спектакль ребятам понравится, посмотреть что-нибудь еще в этом театре или в другом. Итак, два похода в театр. Съездить на экскурсию в Русский музей. Давно хотела сама провести их по Русскому музею и показать основные этапы развития живописи и искусства вообще: от классицизма – к модернизму. Заказать автобусную экскурсию «Многоконфессиональный Петербург», поскольку, с моей точки зрения, религиозные знания необходимы человеку для формирования мировоззрения. 8 марта и 23 февраля – небольшие классные праздники. Нужно придумать что-то простое и оригинальное, конкурсы… видеосюжеты…? И наконец, последний звонок, который нужно придумать и отрепетировать вместе с ребятами. Вот и весь план. Причем, программа-максимум.  Может ли он устроить проверяющего? Разумеется, нет.

И вот я каждый месяц заполняю следующую таблицу в двух экземплярах: одна называется план, вторая – отчет.

Направления воспитательной работы

Наиболее важные формы деятельности классного руководи-теля

Дата прове-дения

Отметка о выпол-нении

1. Патриотическое воспитание

 

 

 

2. Культурно-нравственное воспитание

 

 

 

3. Охрана здоровья. Физкультура и спорт.

 

 

 

4. Экологическое воспитание

 

 

 

5. «Содружество увлеченных» (дополнительное образование, экскурсии, праздники)

 

 

 

6. «Знания, творчество, социальная активность» (олимпиады, проектно-исследовательская деятельность)

 

 

 

7. Профилактика правонарушений «С надеждой на будущее»

 

 

 

8. Трудовое воспитание, участие в общественно-полезных делах

 

 

 

9. Работа с родителями

 

 

 

 

Самое трудное, конечно, патриотическое и экологическое воспитание. Мероприятия придумываем всей семьей: то дочка, одиннадцатикласница, что-то подскажет (например, конкурс сочинений «Россия – родина моя», то сын, шестиклассник, (конкурс фотографий «Мой домашний любимец»), то муж вспомнит что-нибудь из своего пионерского детства. Конечно, заполнять абсолютно все графы каждый месяц не требуется, но рекомендуется, потому что так таблица симпатичнее смотрится. С культурно-нравственным воспитанием обычно проблем нет, в охрану здоровья пишем какое-нибудь спортивное мероприятие, экскурсии, праздники дублируют культурно-нравственное, олимпиад сейчас тьма-тьмущая (кроме предметных, еще «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Английский бульдог», «Золотая мышь» и т.д. и со всех между прочим с уроков снимают плюс деньги собери, списки напиши), с профилактикой правонарушений приходится призадуматься – обычно пишем «Инструктаж: правила поведения на экскурсии», трудовое воспитание понятно – уборка класса (хотя его убирает нянечка), ну работа с родителями здесь просто: либо собрание, либо индивидуальная (писать с чьими родителями, сколько времени и по каким вопросам ты долгими вечерами разговариваешь по телефону пока, слава богу, не просят).

Без всякой иронии хочется сказать спасибо завучу по внеклассной работе, потому что данная таблица – облегченный вариант плана, ее, в общем-то нетрудно заполнить.  В других школах хуже – там делают план-сетку, т.е. план на каждый день.

А теперь давайте проанализируем смысл всей этой работы. Любой здравомыслящий педагог понимает, что процесс воспитания неделим. Более того, проводимые мероприятия, которые, безусловно, нужны, все-таки лишь малая часть этого процесса. Воспитательный процесс чаще всего невидимый, интимный, глубоко личностный, отразить его по-настоящему можно разве что в личном дневнике или художественном произведении, обобщить в научном исследовании.

Особо хочется остановиться на патриотическом воспитании. Когда о патриотизме много и громко говорят, становится противно. Потому что чувство любви к родине глубокое и личностное, это часто «странная любовь» (М.Ю. Лермонтов), любовь вопреки, «за что, не знаю сам», это «скрытая теплота патриотизма» (Л.Н. Толстой), и воспитывается она исподволь, без лишнего шума. А когда в районе проходит «месячник патриотизма», честное слово, становится как-то не по себе. И опять отчет о мероприятиях. Процент участников по школам. Отдельной строкой школы, не участвовавшие в мероприятиях (таких мало, не участвовать себе дороже). Плюсы, минусы, галочки. За месяц шестой класс, в котором я работаю, должен посетить восемь музеев боевой славы в районе, по каждому посещению составить творческий отчет. В это же время в школе проходят недели русского языка и биологии. Соответственно КВНы, викторины, конференции. В музеи ходят и на последних уроках и после уроков, а еще надо репетировать биологическую сказку и готовиться к викторине по античным мифам. В головах детей – каша. И если первые посещения музеев действительно пробуждали в некоторых их них какие-то чувства, то потом все смешалось. Потому что к серьезному мероприятию нужно долго и серьезно готовиться. В том числе и классному руководителю, на которого в конце месяца жалко смотреть. А мероприятия, проведенные для галочки, имеют обратный воспитательный эффект.

По количеству  мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и, соответственно, отчетов, иногда творческих, с газетами, фотографиями, практически все школьники района должны стать пламенными патриотами. Но что-то как-то сомнительно. С «целостным масштабом» все вроде обстоит благополучно, на бумаге-то уж точно, а вот с «частным Макаром»… «Частный Макар» утром рисует плакат на тему «Сохраним окружающую среду», днем выступает в агитбригаде на эту же тему, а вечером выбрасывает прямо на газон банку из-под колы. И не испытывает при этом никакого внутреннего противоречия! Мы ведь не целостную личность воспитываем, а отдельно патриота, отдельно нравственного человека, отдельно социально-активного, отдельно культуросообразного.

Перечислю педагогические проблемы, которые вот сейчас, сегодня передо мной стоят как перед учителем, классным руководителем: девочка Маша постоянно грустная и часто плачет, девочка Даша, отличница и идеальный ребенок, превратилась в колючего ежика с вечно недовольной мордочкой, мальчик Саша стал вести себя дерзко, хамит, на уроках не работает, мальчик Петя вдруг перестал учиться, стал какой-то рассеянный, домашние задания не делает, получает двойки, злится. Семиклассники входят в «пустыню отрочества». У большинства одиннадцатиклассников отсутствует учебная мотивация, хотя во втором полугодии появлялась всегда, ну а дальше… мальчик Витя пятый раз перекрашивает волосы, девочка Рита пришла в школу в таком топике, что…, у мальчика Вани идет кровь из носа и т.д.

С каждым надо поговорить. Хотя бы раз. Хотя бы пятнадцать минут, спокойно, лучше после уроков, никуда не торопясь. Поговорить с родителями, потом с учителями. Дать телефон психолога, уговорить сходить к нему, написать что-нибудь в контакте, поругать, подбодрить, рассказать историю из собственной жизни. Одного надо не трогать, а другого, наоборот, все время тормошить.

Но почти каждую перемену и после уроков я пишу документы. Количество требуемых бумаг дошло до той критической массы, которая уже реально тормозит живой педагогический процесс. Он (процесс этот) отчуждается от ребенка. Живой ребенок задает вопросы, спорит, хамит, выпендривается, жалуется, плачет, требует внимания, общения, любви, нервов, сил, здоровья. Виртуальный ребенок требует бумаги и чернил. Но очень много! Поэтому принтеры и ксероксы у нас так часто выходят из строя.

Никакими административными мерами невозможно заставить хорошо работать классного руководителя, получающего 1 рубль 25 копеек в день за одного ребенка. Он любо просто хорошо работает, потому что не может иначе, либо старается хорошо работать, тогда ему можно подсказать, научить, посоветовать, либо имитирует деятельность. А хорошо работают очень многие. Как методист я часто бываю в школах района и вижу, сколько творчества, любви, самоотверженности вкладывают в свое дело мои коллеги. Один двухдневный выезд с детьми, когда нужно продумать и провести несколько мероприятий, разместить детей, накормить их и не спать практически всю ночь, потому что вырвавшиеся на свободу ученики хотят общаться, проводится учителями добровольно, бесплатно, они не получают за это ни премий, ни благодарностей. Так важно ли, в каком виде у них будет при этом написан план классного руководителя и будет ли написан вообще. Ни им, ни детям он не нужен. Мы ведь не составляем план воспитательных мероприятий собственного ребенка. Мы просто постоянно думаем о его воспитании.

Решение проблем мы часто подменяем бумажным шаманством: заваливаем проблему бумагами, чтоб была не видна. Например, существует серьезная проблема: травматизм на дорогах вследствие несоблюдения детьми правил дорожного движения. Можно ли ее решить следующими способами:

- записать темы занятий по правилам дорожного движения в планы классных руководителей;

- записать темы занятий в журнал на страничку «Правила дорожного движения»;

- провести в 11 классе десять классных часов по тем же правилам дорожного движения.

Как это сделать на серьезном уровне, не вызывая смех и иронический комментарий одиннадцатиклассников, которых, кстати, нужно оставить после уроков, а у них курсы, репетиторы и т.д., я не знаю. Может быть, такие занятия должны проводить инспектора ГИББД? Может быть, их не должно быть так много? Может быть, тому, кто требует отчетов о заведомо невыполнимой работе, следует сперва продумать ее стратегию и соотнести ее с реальным шестнадцатилетним молодым человеком.

Зачем мы, взрослые люди, пишем и делаем заведомо абсолютно бессмысленные вещи? Один мой коллега, замечательный учитель испанского языка, которого любили дети, ушел из школы… в дворники, потому что ему надоело врать.

Бумажный беспредел порождает цинизм, раздражение, нежелание работать, ощущение утраты смысла педагогической деятельности.

Хочется крикнуть словами горьковского героя: «Дайте вздохнуть… вздохнуть дайте!». Нам мучительно не хватает «свободы и покоя». Нельзя оценивать качество педагогической деятельности по документам, потому что время, потраченное на их изготовление, отнято у ребенка.

Порядочный, добросовестный учитель постоянно испытывает двойной стресс: чувство вины перед учениками, которых недоучил, недопонял, недолюбил, и либо чувство вины перед хорошей администрацией, которую подводишь, не сдавая вовремя отчеты, требуемые сверху, а срок сдачи – вчера, либо чувство страха перед плохой администрацией, которая тебе за несданный отчет всю душу вымотает.

Стресс, который испытывает администрация, занимаясь организацией учебного процесса, методической работой с учителями, воспитательной работой с учениками и т.д. в свободное от основной (бумажной) работы время, трудно описать.

Программы развития, опытно-экспериментальной деятельности, антикоррупционного воспитания, инновационные продукты, портфолио – папки, папки, папки – красиво оформленные, новенькие, современные, каждый документик – в отдельном файлике – имеет ли все это отношение к конкретному живому ребенку? И почему, несмотря на увеличивающееся с каждым годом количество отчетов о работе с ним, – ну не становится он ни нравственнее, ни патриотичнее, ни воспитаннее? Не решается проблема воспитания на бумаге!

Вопрос о том, как организовать экспертизу качества педагогической деятельности так, чтобы она

1)    была максимально объективной;

2)    не требовала от школы организации отдельной деятельности, параллельной педагогической и по степени важности иногда в несколько раз превышающей ее;

3)    способствовала улучшению качества образования

на сегодняшний день остается нерешенным и, безусловно, требует широкого обсуждения.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru