Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » В помощь коллегам » Литература » Урок по рассказу Евгения Гришковца "Шрам"

Урок по рассказу Евгения Гришковца "Шрам"

Урок по рассказу Евгения Гришковца "Шрам"

«Что теперь делать?...»

(по рассказу Евгения Гришковца «Шрам»)

1. Тема и цели урока

У кого есть шрамы?

Отчего они получились?

Они долго заживали?

Слово шрам ни разу не употребляется в рассказе. Как вы думаете, почему он так назван?

Какие шрамы больнее: физические или душевные?

Тема нашего урока: «Что теперь делать?..», т.е. что делать с душевными шрамами, как их переживать.

Автор рассказа «Шрам» - современный писатель, актер, режиссер Евгений Гришковец. Рассказ написан в 2005 году.

А цели у нас четыре:

1. Учиться анализировать художественный текст.

2. Готовиться к ЕГЭ, т.е. находить проблему, авторскую позицию, учиться комментировать, выдвигать аргументы.

3. Вспомнить основные элементы композиции.

4. А четвертую цель вы сформулируете сами в конце урока и сделаете вывод о том, удалось ли нам ее достигнуть.

2. Анализ рассказа

Работа в парах. Найдите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку рассказа.

Работа в группах

Дайте характеристику героям: Косте, Скачкову, брату Кости, Юре.

Скачков (от скачка) – успешный (успел) – деньги, московская прописка, жена, дети, любовница, заграница – все атрибуты успешности. При этом жлоб, пьяница, равратник, примитивный, неприятный тип.

Дайте обобщенную характеристику нравственной ситуации времени, в котором существуют герои (время Скачковых: неблагодарность, пофигизм, безнравственность, философское оправдание нечестности).

Есть ли у Кости шансы стать успешным в этом мире…

Анализ эпизода «Кошелек»

Почему нет внутреннего монолога Кости, нашедшего кошелек? Мы видим только его физическую реакцию, но никаких нравственных метаний. Или о них свидетельствует физическая реакция?

Почему он отдает кошелек?

Результаты соцопроса

До урока был проведен опрос. Ученики должны были ответить на следующие вопросы:

1. Как вы считаете, правильно ли поступил Костя, отдав кошелек?

- Да

- Нет

- Затрудняюсь ответить

2. Я на месте Кости

- Поступил бы так же

- Вернул бы документы, а деньги взял себе

- Не вернул бы ничего

- Просто прошел мимо

Учитель сообщает результаты опроса

Чего ждет Костя, когда идет возвращать кошелек?

Почему так реагирует Скачков? Почему у него даже мысли не возникло, что Костя не взял денег?

Что движет Костей дальше? (попытка понять)

Чтение по ролям диалога Кости и Юры

Юра прав?

Что не может понять Костя?

Поймет ли? Представьте его будущее.

3. Подготовка к ЕГЭ

Проблема рассказа? (Проблема нравственного выбора; как жить в мире, утратившем нравственные ориентиры).

Позиция автора? (Трудность нравственного выбора при всеобщей размытости нравственных норм; и все-таки нужно поступать правильно). Как мы можем понять позицию автора? По тому, как он описывает своего героя. Костя явно симпатичен автору. Все, кроме него, живут уверенно. А он, единственный, ищет себя и за нравственный поступок вынужден оправдываться.

Ваша позиция. Аргументируйте ее примерами из литературы и из жизни («Хроники Раздолбая»).

4. Письменная работа

Чтение финала рассказа.

Костя стоял и так же, как накануне, не знал, куда ему податься. Не понимал, кому ему можно и нужно позвонить, с кем поговорить… Ещё он не понимал, как сделать так, чтобы забыть эти деньги, и что нужно предпринять, чтобы о них не жалеть…

Он стоял на набережной и очень остро понимал, что не знает, что ему делать, понимал, что не понимает, как со всем этим справиться, и ещё Косте было отчетливо ясно, что он не скоро это поймёт…

Помогите Косте понять. Напишите ему (на сайте).

5. Рефлексия.

Какова была еще одна цель нашего урока?

Что главное для себя вы из него вынесли?

Кто из вас теперь ответил бы на вопросы по-другому?




Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru