Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Учебно-исследовательская деятельность » Статьи » Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся


Милова Е.Г.,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора
по учебно-исследовательской работе учащихся
ГОУ гимназии №205

Воспитание Мыслителя – утопия или альтернатива сегодняшним целям образования? Мы уже привыкли быть недовольными уровнем общего развития сегодняшних наших учеников. Не вдаваясь в размышления о причинах падения познавательных интересов и креативности наших учеников в своей основной деятельности – учёбе, хочу поделиться некоторыми наработками, которые помогают преодолевать хотя бы отчасти эти недостатки. Все мы владеем широким арсеналом развивающих методик, но в последнее время учителю настойчиво предлагается не давать детям знания, а учить их добывать – в той или иной мере самостоятельно. Именно этому - поиску и обработке информации – учит ребят исследовательская деятельность. Именно она является инструментом повышения качества образования.
Не следует путать учебно-исследовательскую работу с проектной и конструктивной деятельностью, так как у неё другая цель и вполне практические задачи – обучение приёмам учебного исследования и в результате - развитие личности ребёнка. Её цель – дать ученику функциональный навык исследования, развить его любознательность и удовлетворить потребность самому разобраться в доступном ему научном вопросе.
Любая УИР строится по определённому алгоритму (см. презентацию).
Учитель, а позже и сам ученик ставит проблему и подбирает источники информации по ней. Информацию надо переработать сообразно теме исследования и особенностям учебного предмета. Следовательно, на этом этапе ученик нуждается в руководстве более знающего специалиста – учителя-предметника. Совместно намечаются методики исследования, и затем проводится коллективное или индивидуальное обучение приёмам работы. Затем вступает в работу сам ученик и собирает материал для исследования, анализирует его, даёт научный комментарий и иногда делает собственные выводы.
Не стоит преувеличивать научные возможности детей и ждать от них научных открытий. Исследовательская деятельность ребят должна быть связана с решением интересных для них творческих задач с неизвестными им решениями. Они-то и будут предметом исследования. Поэтому нельзя ставить перед ребятами неподъёмные задания, слишком общие темы. Не стоит впадать и в другую крайность – погружать ученика в узкий научный вопрос, не давая ему возможности расширить свои межпредметные знания и навыки. Более того, не все ученики могут в своём возрасте серьёзно решать ставящиеся перед ними задачи. Многие ребята не обладают необходимыми умениями, не сформированными предшествующей учёбой: плохо работают с научными текстами, не умеют выделить главное, работать по плану, выполнять жёсткие требования к оформлению научной работы и т.д. Да и навыки работы на компьютерах у многих оставляют желать лучшего. Сказывается и привычка наших учеников пользоваться чужими мыслями как собственными – дети не стыдятся плагиата, не видят радости в самостоятельном размышлении.
Стоит задуматься о результатах сотрудничества учителя и ученика в процессе УИР, принимая во внимание особенности юношеского возраста (см. презентацию).
Ученик сейчас мал и перед учителем, и перед Мыслителем. Но пусть молодой человек задумается, пусть в нём зашевелится червячок сомнения, прорастут задатки будущего если не учёного, то студента… Может быть, когда-нибудь и мы вспомним В.А. Жуковского и А.С.Пушкина: «Победителю-ученику от побеждённого учителя»…
В процессе работы мы учим ребят достойно представлять результаты своего исследования: делать презентации на основе материалов из Интернета, соединять разрозненную информацию, подбирать свои подписи к изобразительному ряду презентации и так далее.
Метод проектов отличается от УИР, в первую очередь, созданием конечного продукта (см. презентацию). В своей работе мы используем рекомендации и определения, взятые из статьи Сапегина К.В. «Образовательная технология проектной деятельности. Что такое проектная деятельность?» (далее выделено курсивом).
Проект — специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Это система обучения, при которой ученики приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения усложняющихся задач в постоянном сотрудничестве с учителем и в результате которого происходит личностный рост ученика.
Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть осуществляет тьюторскую (тьютор – преподаватель-консультант в системе дистанционного обучения, но у нас это понимается шире: наставник) поддержку самостоятельной работы школьника:
• Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.
• Мотивирует. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
Ведь учебный проект – это не только сбор информации, её обработка, но и выработка гипотезы, и теоретическое обоснование идей. И наконец, это общественно значимая работа, в которой проявляется личность автора или соавторов. И вот наш ученик уже почти готов задуматься над серьёзными проблемами и сделать шаг навстречу Мыслителю. А может быть, и сказать всем: «Я ПОКА не волшебник – я только учусь…»
Мои ученики в 10 классе работали над проектом «Формирование имени собственного в истории русского языка и культуры», а в 11 – над проектом «Поэты серебряного века». Следует рассказать об этой работе немного подробнее. Всё началось с разработанной мной анкеты (см. презентацию), а завершилось тем, что все ученики двух одиннадцатых классов создали рефераты и презентации, которые вместе имеют определённую ценность как дидактический материал для уроков литературы. Но главным результатом я считаю нравственный и культурный рост ребят, ведь в процессе работы (переработки первоначально представленных вариантов и их редактирования) они получили друг от друга и от руководителя массу новых сведений и впечатлений, выслушали множество мнений и замечаний при демонстрации презентаций. Они осознали на практике, что скачивать чужую презентацию опасно и стыдно, что работать с чужим текстом надо корректно и т.д. Наши ученики получили и опыт публичной защиты своих работ. Они выступали на школьных конференциях и районной учебно-исследовательской конференции «Купчинских чтениях: наука, творчество, поиск», участвовали в региональном конкурсе УИР. Результаты неплохие, но могли бы быть и лучше, так как выпускникам (а у нас в этом году нет 10 классов) труднее уделять много внимания подобной работе. Но опыт наших коллег показывает, что можно серьёзно заниматься такой учебно-исследовательской деятельностью и гораздо раньше – в базовой школе. Не будем требовать от учителя слишком многого, но ведь мы работаем, а наши ученики учатся в гимназии. Во всех подобных учебных заведениях старшеклассники обязаны принимать участие в такой работе, начинать которую надо заблаговременно, чтобы к 10 классу ребята уже кое-что умели. Наши ученики могут достойно представлять нашу гимназию на олимпиадах и научных конференциях, но для этого и мы, учителя, обязаны интересоваться научными проблемами в своей области знаний и заражать энтузиазмом своих учеников. Мы должны донести до сознания учеников и родителей, что это не прихоть, а потребность времени и условие обучения в гимназии.
Может быть, когда-нибудь кто-то из наших детей возьмёт в качестве жизненного девиза слова Декарта:
Я МЫСЛЮ – СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я СУЩЕСТВУЮ…
И хотя в моих словах сегодня присутствует некоторая доля сомнения, хочется верить в лучшее.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru