Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



Ночь в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Ночь в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

«Но меркнет день – настала  ночь…»

(Ночь в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета)

Олимпиадная работа по литературе
ученицы 11б класса  гимназии №205
Каприловой Татьяны
                                                          Руководитель: Берестовицкая С.Э. 
Содержание
Введение
Ночь в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Обзор критической литературы
«Ночные» стихотворения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Сравнительный анализ
Заключение
Список использованной литературы
 
ВВЕДЕНИЕ
Открыть глаза. И ничего не увидеть. Лишь тьму. Но почувствовать все. Проникнуть в тайну и дать ей проникнуть в себя. Тьма. Ночь раз за разом принимает мир, она одна для всех, но для каждого своя. Кому-то она позволяет забыть о жизни, и этим, возможно, спасает от повседневности, хотя бы ненадолго снимает тяжесть проблем, носимую человеком изо дня в день всю жизнь. Других ночь заставляет часами думать о ней, копаться в себе, размышлять, взвешивать свои мысли и чувства, поступки. Усталый, тот, кто провел день в труде, использует темное время, для того чтобы уснуть, сбросить груз с тела. Поэт видит красоту ночи и ее ужас, он отдает себя ночи и сбрасывает груз, гнетущий душу. Это время, когда неяркий свет луны и звезд – единственное, что дает возможность отличить бесплотное от материального, перед всеми предстает по-разному. Видеть ночь дано всем, чувствовать ее – немногим.
Я выбрала для исследования тему – «Ночь в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева», потому что их творчество, особенно «ночные» стихи созвучны моему внутреннему миру. «Ночная тема» – одна из главных в творчестве поэтов, близка мне, и меня удивило, как изменяется у них с течением лет видение ночи. Мне захотелось понять, чем это обусловлено.
Я прочитала много книг о Фете и Тютчеве, чтобы понять их мировоззрение, философский взгляд на жизнь, а затем проследить, как в стихах о ночи отразились изменения в мироощущении поэтов.
Особо хочется отметить статьи о Ф.И. Тютчеве Владимира Соловьева, Николая Некрасова, Ивана Тургенева, Афанасия Фета, Юрия Тынянова, Владислава Ходасевича, Евгения Винокурова, Александра Кушнера, об А.А. Фете – Аполлона Григорьева, Михаила Евграфорича Салтыкова-Щедрина, Валерия Брюсова, Леонида Озерова, статью об обоих поэтах Татьаны Бек и Дмитрия Зантария и другие, которые помогли ответить  на многие вопросы, связанные с темой моего исследования.

  НОЧЬ В ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. ФЕТА.

ОБЗОР КРИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из основных тем лирики А.А. Фета – тема природы.
Критик В. Боткин писал: «Чувство природы у г. Фета, наивное, светлое, младенчески-радостное, можно сравнить только с чувством первой юношеской любви. В самых обыденных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки, эфирные полутоны, недоступные для живописи и которые может воспроизводить одна только поэзия слова – и никакая другая» [10, С.418].
Тема ночи занимает значительное место в стихотворениях А.А. Фета. Возможно, в ней он видел какое-то утешение, она помогала ему справиться с жизненными неурядицами.
Ночь у Фета заразительно яркая, красочная. В. Брюсов писал, что истинный смысл его поэзии – призыв к настоящей жизни, к великому опьянению мгновением» [10,С. 434].
 В своей книге «А.А. Фет – философ и поэт» литературовед Н.Лебедев замечает: «Ночь и звезды представляют собой для Фета утешение и приют от «коварства надежды и мрака жизни повседневной». Они воплощают противоядие жизненным тревогам, страданиям души и тела:
Думы ли реют тревожно-несвязные
Плачет ли сердце в груди, -
Скоро повысыплют звезды алмазные,
Жди!             
( «Лесом мы шли по тропинке...» )                                                          
И еще:
Вот ночь со всем уже, что мучило недавно,
Перерывает связь,
А звезды, с высоты глядя на нас так явно,
Мигают, не стыдясь.
( «О этот сельский день...»)
И ночью:
Забыто все, что угнетало днем,
<…> И тени нет тяжелого сомненья.
( «Встает мой день...»)
Только в пределах вселенной можно найти счастье. На земле его нет: «А счастье где? Не здесь – в среде убогой…» («Майская ночь»). Много раз Афанасий Афанасиевич подчеркивает свою любовь к звёздам и к ночи. Он прямо восклицает: «...Друг мой! Я звёзды люблю...» («Тихая, звёздная ночь...») и провозглашает их красоту: «Долго ли чуять, что выше и краше вас ничего нет во храмине ночи?» («Угасшим звездам».) Он приветствует ночь, как любимого друга:
 
Здравствуй! Тысячу раз привет тебе, ночь!
Опять и опять я люблю тебя...
<…>Особенно привлекает Фета ночь своей тайной, которую поэт старается прозреть. Она открывается ему в ночном уединении и тишине. Тогда он проникает в суть бытия – в его бессмертие.  Говоря словами Тархова, Фет хочет «измерить бездной ночного бытия всю глубину жизненного начала». Именно звезды – символ и свидетельство бессмертия:
...Но лишь взгляну на огненную книгу,
Не численный я в ней читаю смысл <…>
Незыблемой мечты иероглифы,
Вы говорите: «Вечность – мы, ты – миг»...
 ( «Среди звёзд») [6, С.149-150].
 
Фет довольно часто сравнивает ночь с днём. В книге «А.А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание» В.А. Шеншина пишет: «Солнце символизирует жизненную энергию и свет вечности. ... Но вот наступает ночь, которая гасит своим дыханьем свет солнца. В стихотворениях Фета «Чудная картина» (1842) и «Лунный свет сияет ярко» (1847) луна, лунный свет навевают на поэта лирические воспоминания. Иногда «смеется месяц», а иногда он обретает волшебные и фантастические качества («Майская ночь»). Поэт называет ночное светило «талисманом». Лирический герой каждый раз, когда смотрит в небо и видит месяц, вспоминает о девушке, подарившей ему талисман – луну» [15, С. 129].
 Также В.А. Шеншина писала, что в «ночных» стихах Фета редко подчеркивается темнота ночи, страдание или смерть, что в них почти всегда присутствуют светлые элементы, как, например, в стихотворениях «Ночь светла. Мороз сияет» (1847) или «Ночью – месяц полон блеска» (1847), что в стихотворении «Есть ночи зимней блеск и сила» (1885) Фет сравнивает летнюю и зимнюю ночь, причём зимнее звёздное небо производит на него более сильное впечатление своими горящими огнями, чем мерцающие тени летней ночи» [15, С. 64].
Так же, как и Фет, Тютчев достаточно внимания уделяет теме природы. К. Пигарев писал в своей статье о творчестве Тютчева: «Обычно мир природы изображается поэтом через глубоко-эмоциональное восприятие человека, стремящегося слиться с нею, ощутить себя частицей великого целого, вкусить «благодать» «земного самозабвения» [12, С.124]. Поэт особенно любит ночную природу, к ней он обращается чаще всего. «Самой ночной душой русской поэзии» называл Тютчева А. Блок. [7, С.158].
Е. Винокуров замечал: «Умный, как день, Федор Иванович Тютчев любил ночь, был певцом ночи. День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает – и перед нами предстает ночь, ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его вечной тайной. Метафора ночи и дня проходит через все творчество Тютчева.
И чудится давно забытым сном
Ему теперь все светлое, живое,
И в чуждом неразгаданном ночном
Он узнает наследье роковое...
 
...Поэт ночных откровений, он не любил дня: «Как ненавистны для меня сей шум, движенье, говор, клики младого, пламенного дня»... солнечный свет скрывает мир как бы пеленой, из-за солнечного света, этой помехи, мы не видим звездной бездны, забываем о вечности» [10, С.378-380].
О тютчевской ночи писал литературовед Е.А. Маймин: «Ночь у Тютчева помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Вместе с тем она является носителем загадок и тайн всего мироздания. Может быть, поэтому ночь в изображении Тютчева представляется столь величественной и грандиозной, столь трагической и страшной:
 
...Но меркнет день – настала ночь;
Пришла и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
 
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
 
В ночи человек, как сирота, он чувствует себя безмерно одиноким. В стихотворении «Бессонница» так говорится об этом: «Нам мнится: мир осиротелый неотразимый рок настиг – и мы, в борьбе с природой целой, покинуты на нас самих». Но в этом роковом и космическом одиночестве и дано человеку познать мир и самого себя.
При всей мрачности ночь для Тютчева прежде всего «святая»... Мрачное и святое в сознании поэта сливается воедино. Ночь раскрывает перед человеком глубочайшие бездны и сокровеннейшие тайны – и это знание для человека и самое страшное, и самое высокое» [7, С.158-159]. Я согласна с мнением критика, мне кажется, что у Тютчева двойственное отношение к ночи, часто он говорит о ней как о чем-то страшном и пугающем, но порой она для него и таинственная, прекрасная.
А. Фет писал в статье о «сочувственном» поэте: «...не только каждое стихотворение, почти каждый стих нашего поэта дышит какою-нибудь тайной природы, которую она ревниво скрывает от глаз непосвященных. ...Каким всесильным чародеем проникает г. Тютчев в область сна... . Прислушайтесь к тому, что ночной ветер напевает нашему поэту, - и вам станет страшно» [10, С. 363]. Действительно, во многих стихотворениях Тютчева ночь вселяет страх и ужас, оставляя человека один на один с вечностью.
Поэт В. Ходасевич заметил: «В шуме ночного ветра и в иных голосах природы он услыхал страшные вести из «древнего Хаоса», как сигналы, передаваемые с далекой родины» [10, С.375]. Вот чем в самом деле может напугать ночной ветер. «В мире сменяется день и ночь, -  продолжает Ходасевич. - Но для Тютчева не ночь покрывает природу, а, наоборот, день есть «златотканый покров», наброшенный над «безымянной бездной». Природа – только узор этого тканья. Настает ночь – и благодатный успокоительный покров исчезает, бездна под ним обнажена« с своими страхами и мглами». Изощренный слух и изощренное зрение приводят Тютчева к одному: к разрушению «невозмутимого строя» во всем, к нарушению «созвучья полного в природе» – к обнажению бездны, родины всего сущего. И ночь, и ветр ночной равно страшны тем, что они уничтожают преграду меж человеком и этой родиной ... только ли день обольщает и утешает своим обманом, или он есть истинное прибежище... Тютчев ответа не нашел» [10, С.375-376].
На тему ночи и хаоса у Тютчева рассуждает в своей статье Вл. Соловьев: «Хаос, т.е. само безобразие, есть необходимый фон всякой земной красоты, и эстетическое значение таких явлений, как бурное море или ночная гроза, зависит именно от того, что «под ними хаос шевелится». В изображении всех этих явлений природы, где яснее чувствуется ее темная основа, Тютчев не имеет себе равных» [16, С.125].
Тютчев постоянно и пристально вглядывается в природу, прислушивается к ней и пытается с помощью нее понять человеческие душевные тайны.                                          «Тютчев одинаково чуток к обеим сторонам действительности, - пишет Вл. Соловьев в статье о поэте, - он никогда не забывает, что весь этот светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет чувствовать и изображать, есть пока лишь «златотканый покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания:
 
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров –                                                           
День – земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье.
Друг человеков и богов!

«День» и «ночь», конечно, только видимые символы двух сторон вселенной, которые могут быть обозначены и без метафор. Хотя поэт называет здесь темную основу мироздания «бездной безымянной», но ему сказалось и собственное ее имя, когда он прислушивался к напевам ночной бури:
 
О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумный?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке,
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки.
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди
И с беспредельным жаждет слиться.
О, бурь уснувших не буди:
Под ними хаос шевелится!..
 
Хаос у Тютчева не имеет четких очертаний, это ужасающее, неведомое и оттого очень таинственное явление. «Стихия хаоса у Тютчева бестелесна. Стихи его опровергают мысль Вл. Соловьёва о «не-духовности» хаоса, наоборот, у Тютчева хаос бестелесен, но это духовная субстанция:
 
Мир бестелесный, слышный, но не зримый,
Теперь роится в хаосе ночном.
 
В хаосе ночи веют «волшебно-немые» сны, «волшебные твари», «таинственные птицы», плывет «волшебный челн» - всё нереально, нематериально, одни легко рассыпающиеся грезы. Бестелесная, бессознательная, мёртвая ночная стихия хаоса страшна для человека. О ночи поэт пишет: «И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами». Ночь для Тютчева, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста». Песни ночного ветра о хаосе – страшные песни. Слияние человека с хаосом ночи, которое связано с утратой его материального существования и его сознания, для Тютчева отнюдь не прекрасно, а, напротив, отталкивающе, страшно и трагично. Однако это слияние в конечном счёте неизбежно. Хаос назван у Тютчева родимым. Какие-то родственные любовные связи соединяют ночной мир души человека с хаосом («О чём ты воешь, ветр ночной?»)» [5, С.33-34].
 «Там, где у Тютчева одна-единственая картина – одна фреска, у Фета великое множество этюдов, дробная и настойчивая разработка одной и той же темы в бесконечной цепи вариантов», -  сравнивает поэтов Л. Озеров [11, С.17].
Очень много статей написано о лирике Тютчева и Фета, о природе, о ночи в их творчестве. Сложно добавить к этому что-нибудь новое, свое, тем не менее я не нашла в литературе ни одного сравнения именно «ночных» их стихотворений. Этому вопросу будет посвящена исследовательская часть моей работы. 

«Ночные» стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Сравнительный анализ 

Я поставила перед собой задачу проследить развитие темы ночи в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, поразмышлять над их «ночными» стихотворениями, сравнить мироощущение обоих поэтов, проявившееся в них.
… ночь страшна.
Ф.И. Тютчев
В одном из первых «ночных» стихотворений Ф.И. Тютчева «Бессонница»  (1829г.) поэт рассказывает о длинной, томительной ночи, она пророчествует, дает человеку возможность посмотреть на свою жизнь словно со стороны и отпустить ее, наблюдать, как она «бледнеет всумрачной дали».  В ночи человек как сирота, он чувствует себя очень одиноким. В стихотворении так говорится об этом: «Нам мнится: мир осиротелый неотразимый Рок настиг – и мы, в борьбе природой целой, покинуты на нас самих». Но в этом роковом и огромном одиночестве человек и должен познать мир и самого себя, осознать неизбежность смерти, понять, зачем живет.
Стихотворение «Тени сизые смесились» (1836г.) погружает читателей в мир тоски и утешения, герой просит сумрак утолить его тревоги, успокоить его. Он хочет не решения проблем, но чтобы ночной покой заставил боль утихнуть. Ночь тут совсем тихая, даже «мотылька полет незримый» можно различить. Она способна в «час тоски невыразимой» помочь страждущему, заполнить пустоту покоем. Думаю, что ключевые слова стихотворения – «всево мне и я во всем». Они дают понять, как гармоничен человек в ночи, как в такой тоске каждый может почувствовать себя частью вселенной.
В стихотворении «Очем ты воешь, ветр ночной?» (1836г.) Тютчев пишет о ночи, подруге хаоса, не зря она «внимает повести любимой», когда неистовый,
безумный ветер поет ей страшную песню про «древний хаос, про родимый». Поэт призывает ветер прекратить свои песни, чтобы ненароком не разбудить хаос, кроющийся в груди человека, в «смертной груди». Он хочет вырваться на свободу, но не стоит его выпускать, тревожить бури, заснувшие, скрывающие под собой хаос. Ведь никто не знает, что можно освободить, какие страшные бездны могут крыться в душе иного человека и к каким последствиям это может привести для него самого, а кто знает, возможно, и для других.  
Стихотворение «День и ночь» (не позднее начала 1839г.) открывает читателю благодатный, милосердный день и обличающую, откровенную, страшную ночь. Ночью сорван человеколюбивый, защищающий от страхов и тревог покров дня, и «бездна нам обнажена с своими страхами и мглами». Но «...в конечном итоге «бездна» вмещает в себя «день и ночь». «День и ночь»<…> не противопоставлены во времени, «день» исчезает с наступлением «ночи», «ночь» исчезает с наступлением «дня», хотя они могут намекать друг о друге и «подлинность», «истинность» их в целом неравноправна. Человек же и «бездна» при всей своей противопоставленности могут существовать и существуют одновременно – противопоставление доведено до конечной остроты» [3, С. 60-61]. Я согласна с этой мыслью, ведь в стихотворении бездна есть всегда, просто днем она скрыта, а ночью открывается, приводя в ужас и отчаяние, и человек вынужден сосуществовать с тем, что заставляет его трепетать от страха.
В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла» (1848 или 1849, 1850г.) Тютчев говорит о загадочной, непостижимой ночи, она очищает человека, снимает с него шелуху внешнего мира, которая, хоть и второстепенна для души, но служит защитой для человека, и он «стоит теперь, и немощен и гол». Он остается один на один с собой, с вечностью, «лицом к лицу пред пропастию темной». Человек вынужден думать, рефлексировать без какой-либо помощи извне: ни родные, ни знакомая, привычная обстановка не поддерживают его, не вселяют уверенность. Ночь в этом стихотворении – откровение. Не зря поэт называет ее святой, она, как справедливый, беспристрастный судья, не допускает ни лжи, ни повседневной фальши. Лишь чистая правда, чистый мир, чистое понимание жизни.
В стихотворении 1849 года «Тихой ночью, поздним летом» Тютчев не дает своей ночи особенных свойств, характера, жизни. Он ее просто описывает. И хотя картина в общем-то должна получиться красивой – тихая ночь, рдеют звезды, зреют нивы, блестят в ночной тишине их золотистые волны – но свет звезд сумрачен, нивы «усыпительно-безмолвны». Описание деталей наводит на мысль, что ночь не столько прекрасна, сколько темна и безучастна, она своими сумрачными звездами, белой луной скорее затемняет картину, чем освещает. Не думаю, что такое время чем-то плохо. По-моему, ночь она для того и ночь, чтобы давать время, когда можно отдохнуть от света, от всего самого прекрасного и погрузиться в успокаивающую тьму.
Наш современник, поэт А. Кушнер, анализируя стихотворение «Кончен пир, умолкли хоры...» (1850г.) писал: «... звёзды в городском небе, затянутом тучами и дымом, разбавленном электрическим светом, почти не видны. Но их мерцающий укор, как слабый укол совести, мы всё равно ощущаем. («Как над этим дольным чадом, / В горнем выспреннем пределе / Звёзды чистые горели, / Отвечая смертным взглядам / Непорочными лучами...» И как бы ни было хорошо и весело в гостях, всё равно время, проведенное на пиру, кажется потерянным: вернувшись домой, хочется его наверстать; сразу лечь в постель невозможно; зажигаешь настольную лампу, открываешь книгу». Я не совсем согласна с такой трактовкой этого стихотворения, по-моему, Тютчев тут изображает непорочную, чистую, немного высокомерную ночь. Звезды смотрят на усталых людей, на то, как «...опорожнены амфоры, опрокинуты корзины, не допиты в кубках вины, на главах венки измяты...». Со своей «выспренней» высоты они безучастно смотрят на грешную землю, но звезды очень далеки от мирских забот, им безразлично, что творится внизу. Равнодушие, чистота и покой – вот, что характеризует звезды, да и всю ночь в общем в этом стихотворении.
В стихотворении «День вечереет, ночь близка» (1 ноября 1851г.) лирический герой влюблен, он говорит, что ему не жаль отпускать день, он не боится мрака наступающей ночи, только бы «волшебный призрак» любимой не покидал его. Герою кажется, что он все готов стерпеть и тьма будет для него благом, если сердце утешит Она. Ночь для Тютчева тут – время встречи с таинственной и прекрасной «страстной женскою душой». Как будто окно надежды, разве может ночь быть темной и страшной вдвоем? Сложно понять, «небесный ... или земной, воздушный житель, может быть...» или обычная девушка это прелестное создание, но она способна заставить мужчину забыть обо всем, о страхе и печали.
«Ночное небо так угрюмо» (18 августа 1865г.) – первая строчка стихотворения, в котором Тютчев описал вялую, темную, тихую ночь. Небо угрюмо, но это не «угроза и не дума». Это вялый, какой-то ватный, бессмысленный сон, он не дает никому утешения, не восстанавливает душевный покой. И только молнии нарушают мутное течение ночи, Тютчев называет их глухонемыми демонами. Им не важно, что творится под ними, им вообще ничего не важно и не нужно, они – лишь бессмысленные всполохи. Молнии поминутно озаряют леса и поля, но тьма тут же возвращается, она все равно всегда берет свое, и вспышки света лишь подчеркивают это, поэту они кажутся похожими на «таинственное дело...там – на высоте».
В ночной природе Тютчева все полно загадок: и «звездный сонм», и «восклицания» какой-то «дальней музыки», и «сладкий свет месяца» и больше всего – «чудный еженощный гул», рожденный в хаосе «мир бестелесный, слышный, но незримый», наполненный мыслями людей, которым дана свобода ночью:
 
...На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул.
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный, еженощный гул...
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..
                                                                  (1835г.)
 
У Тютчева ночь очень живая и глубокая, в ней много таинственного. Описывая ночь, он очень романтичен и в то же время анализирует, находит тайные смыслы. Ночь помогает проникнуть в тайный мир человека. Вместе с этим в ней кроются и загадки мироздания. Может быть, поэтому ночь в изображении Тютчева представляется такой величественной и трагической.
Вообще поэт ни в одном своём «ночном» стихотворении не описывает просто пейзаж, мало где можно найти любование ночью, созерцание её красот, мысли о тёмном времени как о прекрасном только с эстетической точки зрения. Тютчев придаёт ночи разные смыслы и значения, даёт читателю посредством ночи то почувствовать себя одиноким, наедине с самим собой, то погружает в вялый, бессмысленный сон, даёт надежду на жизнь и на любовь. В некоторых своих ранних стихотворениях поэт пишет о ночи, которая очищает от всего, что окружает человека днём, даёт возможность подумать, попытаться дойти до истины; человек стоит один на один перед вечностью, перед своей жизнью и судьбой. Тютчевская ночь – откровение. «День – суета, видимость; ночь – явление сущности, время божественного откровения природы» [14, С.46]. Зачастую ночь в стихотворения Тютчева неразделима с хаосом, бездной. Ночью тютчевский лирический герой погружается в странное состояние, близкое к пророческому. К.С. Аксаков в статье «Обозрение современной литературы» писал: «Сочувствие поэта направлено к внутреннему миру человека, к тем таинственным глубинам и безднам души, где роятся мечты, где носятся видения, откуда исходит безумие, к миру не мысли ясной и не фантазии головы, но к миру снов, ощущений, предчувствий, какого-то таинственного осязания бесконечности, какого-то смутного чуяния беспредельности, невместимости, чуяния, граничащего с безумием, предощущающего хаос» [13, С.118]. Стихотворения , написанные более зрелым Тютчевым, не такие обличающие, они показывают темноту и страх ночи, но уже не говорят о том, что ночь – судья, высшая справедливая сила. Поэт как будто примиряется с миром, созерцает, но не обвиняет.
Ночь светла…
А.А. Фет
В отличие от тютчевских, во многих стихотворениях Фета, особенно ранних, ночная природа лишь прекрасна, но в ней мало духовного, философского. В стихотворении «Чудная картина» (1842г.) поэт описывает прекрасную ночь, родную для него. В общем-то ничего особенного : «...белая равнина, полная луна, свет небес высоких..», но для Фета как будто нет ничего прекрасней этого незатейливого пейзажа. Он, в отличие от Тютчева, не наделяет ночь никакими качествами, не делает ее ни равнодушной, ни роковой, но простой и красивой.
Также очень красива ночная природа в другом стихотворении:
 
Тихая, звездная ночь
Трепетно светит луна;
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь…
                                     (1842г.)
 
У Фета ночь тут полна любви, она сама по себе прекрасна – тихая, звездная, сияющая. Но луна светит трепетно, по-моему, все-таки из-за того, что лирический герой влюблен. И легкая грусть делает картину только прекраснее. Он говорит о любимой женщине, и его чувство озаряет все вокруг.
В том же 1842 году в стихотворении «Давно ль под волшебные звуки…» поэт называет луну мертвецом. Но он опять же не приписывает ей каких-либо качеств, просто его эмоции, грусть из-за умершей любимой, делают для него всё вокруг мертвенным, убитым, печальным.
Стихотворение «Если зимнее небо звездами горит ...» (1843г.) открывает перед читателем живописную, как и прежде у Фета, прекрасную ночь. Небо горит звёздами, луна светит мечтательно. Лирический герой представляет перед собой прекрасную незнакомку, она убегает от него, не оставляя даже следов. Герою кажется, что девушка «из лучей создана», его манит красота, лёгкость светлой незнакомки. Прекрасная ночь, прекрасная девушка, мечтательный герой... Очень часто встречаются у Фета подобные стихотворения.
Через четыре года, в 1847 году, Фет описывает ночь уже не такой прекрасной, как раньше. В стихотворении «Уснуло озеро, безмолвен черный лес» ночь тиха, и, хотя поэт сравнивает луну с лебедем, все равно нет ощущения безмятежной красоты, только тишина, и никакие звуки не могут ее нарушить, она как будто окутывает все вокруг, заглушая, вбирая в себя. Слышен каждый шорох, но для героя они не способны стать помехой для «тишины ночной».
В стихотворении «Метель» 1847 года ночь у поэта дикая, ветреная, бушующая, очень удачно обрамляющая разворачивающуюся в избе трагедию. Там брат и сестра одни, и юноша корит сестру за легкомыслие, за то, что доверилась чужому мужчине, что теперь ей придется растить ребенка одной. Девушка пытается защищаться, но тут к ним стучится прохожий, хочет укрыться от метели. Его впускают, и тут:
 
...Поклонился брату он,
 А сестре как поклонился
 Да взглянул, - остановился,
 
  Точно громом поражен.
  Все молчат. Сестра бледнеет,
  Никуда взглянуть не смеет
  Исподлобья брат глядит...
 
Какая еще ночь может подчеркнуть более всю неловкость положения, весь стыд и ужас молодой женщины, угрюмую готовность ее брата. Но Фет и тут не придает ночи никакого характера, просто описывает метель, на первом плане у него человек. «Главной загадкой для Фета является не тайна мироздания, а тайна человеческого духа и огня, который «сильней и ярче всей вселенной» [8, С.138].
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» (1850г.) ночь у Фета невероятно трепетна и прекрасно-светла. М.Е. Салтыков-Щедрин, в целом очень критически относившийся к лирике Фета, писал в статье 1863 года: «Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как следующее стихотворение г. Фета...» [8, С.52], далее он цитирует упомянутое стихотворение. «В контексте стихотворения заря – высшее выражение чувства, свет любви» [8, С.54]. Я согласна с этой мыслью, мне кажется, что последняя строчка стихотворения очень полно выражает чувства героя, заря как будто родственна с любовью и трепетом, в этом стихотворении неразделима с ними.
В 1857 году Фет пишет стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист». Поэт опять детально описывает ночь, и серебристый лист, и безмятежно спящий залив, и тени ив. Опять ночь полна тишины. Но на этот раз Фет дает ей и некую силу, ночью «...тоньше запах сочных трав... ум светлей, мирнее нрав». Ночь как будто очищает, успокаивает. Грудь героя полнится безмятежной тишиной, в ней нет места страстям.
 В стихотворении «Лесом мы шли по тропинке единственной…» (1858г.) ночь у Фета тревожная. У лирического героя обмирает сердце, оно «плачет» в груди, у него «думы ... реют тревожно-несвязные». Он ожидает появления звезд, называет их алмазными. Алмазы холодны и жестоки, и герой, замирая, думает о них. Фет выбирает слова «сумрак», «дрожь», «тайна», «прощание», «обмирание», «несвязные», «плачет» – они наиболее полно выражают ту невыносимую тревогу, которую чувствует герой, то мучительно-неясное ожидание, которое его терзает.
На море ночное мы оба глядели.
Под нами скала обрывалася бездной;
Вдали затихавшие волны белели,
А с неба отсталые тучки летели,
И ночь красотой одевалася звездной…
Стихотворение «Море и звезды» (1859г.) – о  бесконечности моря и неба, об их таинственной силе. Ночное небо притягивает мысли, мечты, оно поглощает. Звездная ночь уносит далеко от мирской суеты, иссушающей душу, от «мертвящей суши».
А. Фет противопоставляет здесь могущественное море и необъятное небо суше. «Мертвящая суша» - это земля с людьми, которые ее населяют, с их суетой. Она бедна, привычна, постыла. А необъятное ночное небо и море, такое же глубокое и черное, наполнены тайной. Они похожи: оба таинственны, полны загадок и безмерно широки.
В ночной час, когда и вода, и небо покрываются мглой и море лишь колышут затихающие волны, а на небе разгораются звезды, мечта стремится в эту мерцающую даль, чтобы раствориться в ней, позабыть о том, что существует суша. Море успокаивает, утихомиривает разум.
Днем раскаленная суша бунтует, мысли бушуют. К ночи успокаивается вся природа, и море «убаюкивает» своим холодным мерцаньем, звезды поглощают тревогу и горе, завораживая своим блеском.
Герои стихотворения ощущают над собой какую-то высшую силу, овладевающую их душами. Эта сила – в звездном небе. Оно заставляет забыть о невзгодах, приковывает к себе взгляд, уносит мысли далеко в темное пространство. Когда в темноте смотришь на миллиарды звезд, кажется, что ничего не окружает тебя, кроме этого черного купола. И тогда думаешь, что «звезды тебя победили», заставили забыть обо всем и задуматься об их вечной тайне.
В стихотворении «И ясность безоблачной ночи» (1862г.) поэт соотносит любимую девушку с ночью, ее глаза – «юно-нетленные звезды». Все, на что она смотрит, овеивается тайным блаженством. Но девушка недоступна для лирического героя, он называет ее царицей, в его груди томится «бескрылая песня». Такое сравнение показывает, как трепетно Фет относится к ночи, он считает ее прекрасной и недостижимой.
В книге «А. А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание» так написано о стихотворении «Майская ночь» (1883г.): «Майская ночь – это ночь, похожая на сон. Полумесяц на небе закрывают гонимые ветром облака. Счастье исчезает, как дым, и лирический герой со своей возлюбленной улетает за ней прочь от земли» [15, С.93]. Мне понравилась такая трактовка, я тоже думаю, что у Фета тут получилась нереальная, похожая на сон ночь, когда «Царит весны таинственная сила». Любимая сулила герою счастье на земле, но его нет, за ним нужно лететь в вечность, и они, не раздумывая, покидают землю.
В стихотворении от 7 июля 1891 года «Ночь и я, мы оба дышим» ночь и лирический герой – они как будто слились воедино. Но это не навсегда – «До известного предела / Все возносимся мы смело / Под давлением судьбы», но недолго герою оставаться рабом ночи: «Мысль несётся, сердце бьётся, / Мгле мерцаньем не помочь», и рано или поздно всё равно наступает рассвет.
15 сентября 1892 года, за два месяца до смерти, поэт пишет в стихотворении «Тяжело в ночной тиши...» о том, как тяготит его ночью тоска, лежащая на душе. Домовой предстаёт перед ним как тёмный, немой призрак. В этом же стихотворении Фет говорит, что днём он любит предаваться размышлениям,  ночью же ему тяжело, печаль наполняет его, «как стихийная волна / Над душой она вольна.»
Поэт не боится ночи, даже связывая ее со смертью. Он не принимает обычную земную жизнь, возможно, даже где-то стремится уйти из нее, освободиться от телесной оболочки, обременяющей его душу, перейти в новое состояние, более совершенное. Он спрашивает: «Когда ж окончится земное бытие?» ( «В благословенный день...») Но у Фета эти мысли связаны с желанием встретиться с возлюбленной и перейти в ее мир, так что, несмотря на оттенок печали и усталости, – они прекрасны. Небытие не означает отсутствие жизни – это, скорее, особый вид жизни, легкий, воздушный, без времени.
Мне нравится лирика Фета. Он очень много внимания уделяет описаниям ночной природы. Практически всегда его ночь получается прекрасной, звёзды сияют на небосклоне, луна освещает живописную природу. «Вообще никто из предшественников Фета не писал о звёздах так часто», - замечает Д.Д. Благой [1, С.101]. У Фета очень много похожих стихотворений, он по многу раз пишет о в сущности одинаково великолепной ночной природе. Многие критики, например М.Е. Салтыков-Щедрин [10, С.424-425], обвиняют его в этом. Фет почти никогда не даёт ночи какой-либо силы, редко бывает она у него роковой или страшной в раннем периоде творчества, не всегда способна она повлиять на человека, заставить его осознать что-то, она лишь обрамляет происходящее на земле или в душе лирического героя. Мне не показались эти стихотворения глубоко-философскими, но они очень красивы, романтичны и легки, иногда герой уносится ночью далеко от земли в поисках чего-то, иногда просто умиротворённо созерцает великолепие ночных пейзажей, иногда он грустит, реже – страдает. Многие стихотворения кажутся нереальными, ведь «у Фета реальность – отнюдь не пробуждение ото сна, а сам сон» [6, С.105]. Особенно ярко прекрасная легкомысленность проявляется в ранних стихотворениях поэта, таких, как написанная в 1842 году «Чудная картина», где Фет просто описывает близкую и родную ему зимнюю ночь, тут у неё нет абсолютно никакой силы, только красота, и поэт не видит ничего кроме пейзажа. Но в последние годы Фет начинает писать о ночи, способной повлиять на человека.
 «Тютчев всегда был близок Фету, - писал Е.А. Маймин. - Но в последний период творчества он близок ему, как никогда прежде» [8, С.131]. В стихотворении «Тяжело в ночной тиши...» лирический герой ночью страдает, тогда как днём он умиротворён, любит «Различать, раздумья полн, / Тихий плеск житейских волн», это говорит о том, что ночь так влияет на него, заставляет осознать, принять весь груз, всю боль прожитой жизни, которая давит на него, но днём он её не ощущает, днём он предоставлен самому себе и делает то, что хочет. Но когда наступает ночь, уже она диктует правила. Возможно, Фет начинает понимать, что жизнь не бесконечна и красота природы вообще и ночной природы в частности для него уже не так важна, как глубокое понимание жизни. В его поздних стихотворениях намного меньше легкомыслия, любования прекрасными пейзажами, они приобретают более философский характер.   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Истина открывается человеку в ночи, но истина эта разная. Тютчеву в ночи открывается страшный шевелящийся хаос, а для Фета ночь – момент соединения человека с миром.
Вто время как ночная лирика А.А. Фета завораживает своей красотой, порой ослепительно-прекрасными, порой очень нежными пейзажами, Тютчев привлекает к своей ночи серьезное внимание удивительной глубиной затрагиваемых им проблем, ночь у него страшна, она вселяет ужас и трепет в сердца людей, заставляет открыться, а потом больно бьёт по незащищенной ничем душе, заставляет страдать и очищает. Это на начальном этапе творчества обоих поэтов. Позже стихотворения Фета уже не так воспевают великолепие природы, но поэт позволяет ей влиять на душу лирического героя. А тютчевская ночь как будто смягчается, стираются острые углы, не так категорична становится обличающе-очищающая роль ночи, хотя она всё так же глубока и может многое. С годами ночи Тютчева и Фета, по-моему, становятся всё более похожими друг на друга. Конечно, сходств не так много, один всё так же больше времени уделяет описаниям, другой – философским мыслям, но, тем не менее, у обоих ночь становится немного другой, изменяется.
Хотя, на самом деле, не поэты создавали ночь, а она их. Она открывала им то, что они способны были увидеть и готовы принять, то, что человек сможет выдержать.
 Открыть глаза. И захлебнуться в нахлынувшем. Упасть. И снова подняться, лишь бы не потерять то драгоценное, что только что удалось понять. И вдруг осознать, что на самом деле нечего понимать. Всё, что нужно, есть в человеке, а ночь лишь помогает открыть в себе то, о чём всегда знал, но в чём не был способен самому себе признаться. Но не всегда такое знание есть благо. Иногда лучше промолчать. Вот и ночь молчит веками, и лишь на одно короткое мгновение открывается тому, кто выдержит тяжесть мудрого знания, которую она сама никогда не сможет сбросить со своих необъятных плеч, потому что ничья слабая смертная душа никогда не сможет принять на себя весь груз. И, может, лучше даже не пытаться, а просто смотреть на прекрасное, завораживающее небо и искать на нём сияющие созвездия, а не тайны мироздания, разгадать которые не дано никому. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. - М.: Художественный мир, 1975.
  2. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: очерк жизни и творчества. - Ленинград: Аст-пресс, 1990.
  3. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева: Учебное пособие для пед. институтов. -М.: Высшая школа, 1981.
  4. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1978.
  5. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. - Саратов: Саратовское изд-во, 1969.
  6. Лебедев Е.Н. А.А. Фет: поэт и мыслитель, - М.: Просвещение, 1999.
  7. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры. А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. - М.: Наука, 1976.
  8. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1989.
  9. Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева. – М.: Современник, 1990.
  10.  Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
  11. Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотворения. - М.: Олимп, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  12.  Тютчев Ф.И. Лирика, сост. К.В. Пигарев. - М.: Издательство художественной литературы, 1963.
  13. Фет А.А. Улыбка красоты. - М.: Школа-пресс, 1995.
  14. Чагин Г.В. Ф.И. Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях современников. - М.: Книга и бизнес, 1999.
  15.  Шайтанов И.О. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы: в помощь преподавателям, ученикам и абитуриентам. - М.: Издательство Московского университета, 2001.
  16. Шеншина В.А. А.А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание. - М.: Просвещение, 1998.


Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru