Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Система педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников

Система педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников

Система педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников

Система педагогической поддержки

мировоззренческого самоопределения старшеклассников

Статья посвящена проблеме мировоззренческого самоопределения старшеклассников в современном школьном образовании. В ней представлена система педагогической поддержки старших школьников в решении ими основных экзистенциальных вопросов Бытия, описан опыт образовательного учреждения по реализации программы, направленной на педагогическую поддержку мировоззренческих исканий юношества.

The article is devoted to the philosophical problem of self-determination of senior pupils in the school curriculum. It presents the system of pedagogical support of senior students in solving their basic existential questions of Life, describes the experience of the educational institution for the implementation of programs aimed at pedagogical support of the ideological aspirations of the youth.

Ключевые слова: мировоззрение, мировоззренческое самоопределение, мировоззренческие проблемы, мировоззренческая направленность образования, педагогическая поддержка, педагогическая система.

Keywords: ideology, ideological self-identification, ideological issues, ideological orientation of education, educational support, educational system.

1. К постановке проблемы

Одним из сущностных показателей личностных результатов образования, как заявлено в «Федеральном государственном стандарте основного общего образования» является «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению… формирование целостного мировоззрения (курсив наш), соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики».

Юношество испытывает острую потребность в мировоззрении как точке опоры в кризисном, постоянно меняющемся мире. От степени сформированности мировоззрения напрямую зависит социальная и профессиональная самореализация личности. В ситуации кризиса мировоззрения, который констатируют современные философы, социологи, публицисты, проблема педагогической поддержки юношества в мировоззренческих исканиях становится особенно актуальной.

Между тем в современной педагогической науке отсутствуют работы, посвященные мировоззренческому самоопределению старших школьников, да и сам феномен мировоззренческое самоопределение является практически неизученным.

Представленный в статье материал – результат научных поисков автора, целью которых было: теоретическое исследование феномена мировоззренческое самоопределение; изучение потенциала современной школы в педагогической поддержке мировоззренческих исканий юношества; проектирование различных форм и методов педагогической поддержки этого процесса.

2. Педагогическая поддержка

Цель статьи – представить систему педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников.

Почему именно стратегия педагогической поддержки была выбрана нами для решения проблемы мировоззренческого самоопределения старшеклассников? Педагогическая поддержка является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка. Стержнем процессов саморазвития в концепции педагогической поддержки является самоопределение. Педагог в реальной практике создает условия для овладения учащимся механизмом самоопределения. По мысли Н.Б. Крыловой, педагогику поддержки можно определить как понимающую педагогику, ориентированную на глубинное общение. Применительно к педагогике поддержки, суть его состоит в том, чтобы стимулировать философское размышление ученика, «подкрепить рефлексию, в которой учащийся обретает свое новое «Я», изменяет свои взгляды» (Н.Б. Крылова) [1, С.129].

Самоопределение происходит в различных сферах жизни и ребёнка, и взрослого. В современных исследованиях выделяются различные виды самоопределения: личностное, жизненное, ценностное, нравственное, профессиональное и др.

Мировоззренческое самоопределение понимается нами как внутренняя духовная деятельность, направленная на создание собственной философии, ее содержанием является постановка и решение основных экзистенциальных проблем: отношение к себе, другому человеку, обществу, миру, Богу, главная из которых – проблема смысла жизни.

Мировоззренческое самоопределение старшеклассников, направленное на личностное присвоение общечеловеческих и базовых национальных ценностей (обозначенных, в частности, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России), является глубоко личностным процессом, связанным со способностью к рефлексии, с пониманием необходимости самостоятельного и ответственного решения мировоззренческих проблем.

Стратегия педагогической поддержки, в основе которой лежат такие смысловые концепты, как индивидуализация, субъектность, «свободоспособность» (О.С. Газман), является наиболее адекватной для решения проблемы мировоззренческого самоопределения старшеклассников.

Чтобы понять, насколько важны для старшеклассников проблемы мировоззрения, нами был проведен анкетный опрос учащихся Санкт-Петербурга, в котором приняли участие 558 учеников 8-11-ых классов разных типов ОУ (общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением одного или нескольких предметов, лицеи, гимназии) [2, С.30-35].

Проведённое исследование показало, сколь обширен круг мировоззренческих вопросов, встающих перед старшеклассниками: проблемы смысла жизни, своего предназначения, веры, религии, поиска Бога, морали и нравственности, долга и совести, счастья и несчастья, цены поступка в той или иной ситуации, справедливости мироустройства, будущего человечества и др. Все эти многочисленные вопросы встают перед юным человеком и требуют разрешения.

Анализ опроса позволил сделать вывод о том, что у большинства старшеклассников (63%) присутствует устойчивый интерес к проблемам мировоззрения, заинтересованность в их обсуждении и решении, однако и процент тех, кто не испытывает личной заинтересованности в решении этих проблем, достаточно высок (27%). Наибольший интерес у учеников вызывают такие проблемы, как поиск смысла жизни, своего пути и места в обществе, вопросы веры.

В контексте выявленных фактов создание системы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников приобретает особую актуальность.

Цель педагогической поддержки – помочь юношеству в решении экзистенциальных проблем в новых социокультурных условиях (мировоззренческого плюрализма, изменившихся понятий о нравственных ценностях и смыслах, утраты прежних представлений о средствах и методах воспитания, разнонаправленных воспитательных влияний).

Педагогическая поддержка заключается как в актуализации мировоззренческого потенциала всех компонентов школьного образования (содержания учебных предметов и методики их преподавания, внеурочной деятельности и дополнительного образования, социального и сетевого партнерства, мотивационной среды школы; всего уклада школьной жизни), так и в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащегося в его смысложизненных поисках.

Для реализации системы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников нами была разработана и апробирована инновационная образовательная программа педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников, которую мы назвали словами философа М. Мамардашвили «Необходимость себя».

3. Программа «Необходимость себя»

Программа состоит из пяти направлений, одно из которых («Педагогическое пространство[1]») направлено на становление мировоззренческой позиции учителя, четыре («Пространство смыслов», «Пространство дискуссии», «Пространство деятельности», «Пространство творчества») – на стимулирование мировоззренческого самоопределения старших школьников.

В реализации программы принимают участие ученики 8-11 классов, их учителя, классные руководители, специалисты социально-психологической и воспитательной службы, педагоги дополнительного образования, родители, социальные и сетевые партнеры школы, а также весь ученический и педагогический коллективы. Почему, несмотря на то, что программа ориентирована на учащихся старшей школы, в ней, так или иначе, задействовано все школьное сообщество? Наш опыт показал, что в проекты программы постепенно вовлекаются и педагоги, не работающие со старшеклассниками, а также учащиеся начальной и средней школы. Это связано, во-первых, с тем, что становление мировоззрения происходит на протяжении всей школьной жизни и те или иные экзистенциальные вопросы могут волновать и ребенка, и подростка. А во-вторых, с тем, что проекты программы открыты и могут быть адаптированы для любого школьного возраста, что позволяет заинтересованным педагогам включать в них учащихся младшего и среднего школьного возраста, а также создавать с учениками свои проекты, основываясь на идеях, заложенных в программе.

Для эффективной работы системы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников необходимо изменение педагогического сознания учителя, который воспринимал бы эту проблему как значимую актуальную, смыслоообразующую.

В связи с этим необходимо было создать модель внутришкольного повышения квалификации, направленную на мотивацию педагогов к рефлексии, переосмыслению целей своей деятельности, становлению собственной философско-мировоззренческой позиции, а также обучение их

· организовывать образовательный процесс, основываясь на идеях педагогической поддержки;

· актуализировать мировоззренческий потенциал курса, темы, урока;

· вести мировоззренческий диалог с учащимися;

· включать учеников в учебно-исследовательскую, проектную деятельность мировоззренческой направленности;

· занимать диалоговую позицию по отношению к миру, преподаваемому предмету, ученикам.

Содержанием деятельности в направлении «Педагогическое пространство» стала организация методической работы в школе (педсоветы, семинары, тренинги, мастер-классы, открытые уроки, методические дни, заседания методических объединений и творческих групп, работа педагогической мастерской), обеспечивающая актуализацию мировоззренческого потенциала школьного образования.

В чем заключается этот потенциал? Как школа может поддержать ученика в его мировоззренческих исканиях?

Во-первых, дать возможность старшекласснику увидеть мировоззренческие проблемы в жизни, в научном знании, в искусстве, осознать их важность для всего человечества и для себя лично. Этому посвящено направление «Пространство смыслов». Во-вторых, научить его вести мировоззренческий диалог (направление «Пространство дискуссии»). В третьих, создать условия для реализации своих убеждений в деятельности (направление «Пространство деятельности»). И, наконец, стимулировать желание вести за собой, вовлекать других в собственные творческие проекты мировоззренческой направленности («Пространство творчества»).

Мировоззренческое самоопределение – сложный, глубоко личностный процесс, по-разному протекающий у школьников одной возрастной группы. Это связано с уникальностью духовного опыта каждого человека, складывающегося под влиянием семьи, среды, различных жизненных обстоятельств, событий внутренней жизни. Кроме того, по мысли философа М. Эпштейна, «между биологическим возрастом и возрастом души, характера нет прямого линейного соответствия. Человеческая жизнь – нелинейная система, может быть, самая нелинейная из всех систем, что обусловлено свободой духа, непредсказуемостью каждого выбора» [3].

Учитывая сложность и индивидуальность процесса мировоззренческого самоопределения, необходимо было предусмотреть в программе возможность выбора учащимся интересующих его проблем, собеседников, способа представления собственной позиции, видов деятельности, способа творческой реализации. Поэтому основным принципом построения программы является вариативность (учащимся предоставляется возможность выбора одного или нескольких проектов в одном или нескольких направлениях).

«Пространство смыслов» – так мы обозначили направление, цель которого – актуализировать мировоззренческий потенциал урока.

Мировоззренческая составляющая содержания образования присутствует в содержании всех учебных дисциплин в виде мировоззренчески значимого знания, т.е. такого знания, которое может быть использовано для решения тех или иных мировоззренческих проблем [4]. Однако эти знания не актуализируются, «не подаются учащимся в качестве строительного материала… для создания ими своего собственного мировоззрения» [4].

В связи с этим приоритетным направлением в системе методической работы школы является, во-первых, обучение педагогов видеть мировоззренческую доминанту изучаемого предмета – главную цель его изучения; определять мировоззренческий потенциал курса, темы, урока, во-вторых, интеграция мировоззренческих элементов различных учебных дисциплин.

Что значит актуализировать мировоззренческий потенциал учебного предмета?

В содержании разных учебных предметов есть темы, которые обнажают философско-мировоззренческий, гуманитарно-нравственный аспект изучаемой дисциплины, дают возможность, кроме решения узко-учебных задач, привлечь внимание школьников к проблемам мировоззрения.

В качестве примера возьмем одну из наиболее интересующих старшеклассников проблем – проблему веры – и покажем, каким образом она может быть актуализирована в содержании учебных предметов. Эта проблема выбрана нами как наиболее острая, сложная, спорная и широко обсуждаемая сегодня.

На основании изучения широкого круга социологических, педагогических, психологических исследований были сделаны общие выводы об отношении современных старшеклассников к таким понятиям, как вера и религия. Это интерес к религии, достаточно абстрактная «вера в душе», причисление себя к определенной конфессии, при этом несоблюдение ее правил, предписаний, очень осторожное отношение к тому, чтобы школа вторгалась в интимное пространство веры.

Между тем исследования показали, что проблема веры личностно значима как минимум для половины старшеклассников (самые низкие цифры даются в исследовании С.Г. Вершловского: интересуюсь религией – около 14%, считаю себя верующим человеком – около 36% - 2012 г. [5, С.73]), ученики пытаются решать эти вопросы, опираясь на свои чувства, интуицию, жизненный опыт. При этом их знания о религии вообще и своей религиозной конфессии, в частности, минимальны.

В связи с этим педагогическая поддержка должна быть направлена на то, чтобы дать старшеклассникам необходимые знания о религии, актуализировать проблему веры в сознании учащихся, показать ее важность, значимость для становления мировоззрения личности, побудить к размышлениям о ней. Учащимся необходимо предоставить разные возможности обсуждения этой проблемы: от участия в открытом диалоге до индивидуального разговора с педагогом или анонимного письменного высказывания.

Обсуждение этой темы осложняется тем, что как среди учеников, так и среди педагогов есть глубоко верующие разных конфессий, есть верящие в душе, есть агностики, есть убежденные атеисты и т.д. Кроме того, кто-то верит в Бога, кто-то в человека, кто-то в судьбу, кто-то в себя, кто-то в идею, кто-то ни во что не верит. Поэтому вначале необходимо договорится, к каким убеждениям мы хотим привести старшеклассников в результате обсуждения темы. Этому был посвящен один из школьных методических семинаров для педагогов. Учителя пришли к общему мнению, что размышления о вере, всестороннее обсуждение этой проблемы должны привести школьников к

- знаниям о различных религиях, их истории;

- пониманию важности проблемы веры для себя лично, необходимости ее личного решения;

- пониманию значимости религии в человеческой культуре;

- пониманию, что общечеловеческие ценности объединяют все религии;

- знанию религии своего народа;

- уважению к чужой религии, вере, позиции;

- неприятию всех форм фанатизма, спекуляции верой, идеей;

- убеждению в необходимости жить по нравственным законам;

- убеждению в необходимости деятельного добра.

Дальнейшая работа педагогов была направлена на выявление потенциала своего предмета в актуализации проблемы веры. В качестве примера возьмем несколько предметов из курса 9-го класса. Какие темы из программы учебных курсов дают возможность обратиться к обсуждению проблемы веры?

Биология

Представления о возникновении жизни на Земле. Происхождение жизни и развитие органического мира. Происхождение человека (антропогенез). Место и особенности человека в системе органического мира.

Обществознание

Духовная сфера. Религиозные верова­ния. В чем притяга­тельная сила и гумани­стический смысл рели­гии. Право на свободу совести и его гарантии. Вера, атеизм. Мировоззрение.

География

Народы и религии России.

История

Духовная жизнь в современной России.

Литература

Язычество и христианство в «Слове о полку Игореве». Обращение Ярославны к силам природы.

Ломоносов как поэт и ученый (стихотворения «Утреннее размышление о Божием величии», «Вечернее размышление о Божием величии»).

Божественное и демоническое в лирике Лермонтова.

Философская лирика Пушкина.

Духовный путь Гоголя.

«Божественная комедия» Данте

«Фауст» Гете и т.д.

Проблема взаимоотношений науки и религии может обсуждаться на уроках химии и физики в связи с религиозными взглядами Ньютона, Фарадея, Менделеева, при объяснении теории вероятности на уроках геометрии.

Если на всех этих предметах учитель хотя бы небольшое количество времени уделит обсуждению проблемы веры, ученик сможет увидеть ее с совершенно разных сторон, понять ее сложность, многоаспектность, начать размышлять о таких вопросах, как происхождение мира, вера и атеизм, религия и духовность, религия и наука, собственное отношение к вере и религии. Поскольку многочисленные вопросы, встающие перед учениками, невозможно решить в рамках только уроков, они смогут продолжить обсуждение проблемы веры, принимая участие в различных проектах, предлагаемых программой.

Педагоги работают над актуализацией мировоззренческого потенциала своих предметов, особенно выделяя те проблемы, которые волнуют старшеклассников: смысла жизни, предназначения человека, нравственных ценностей.

В результате работы в направлении «Пространство смыслов» ученики приобретают умение видеть «вечные проблемы» в жизни, науке, искусстве, желание разобраться в них; учатся выделять мировоззренческие проблемы из ряда других, размышлять над ними, обсуждать их со сверстниками и учителями, искать способы решения.

Следующие три направления предполагают включение учащихся в проектную деятельность.

Цель педагогической работы в направлении, обозначенном нами как «Пространство дискуссии», – включить учащихся в мировоззренческий диалог, побуждающий к философствованию, рефлексии.

Мировоззренческий диалог – это совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, направленная на решение важных для всех участников диалога мировоззренческих проблем.

Направление включает несколько проектов («Открытый просмотр», «Дискуссионный клуб», «Педагогическое содружество», «Вечные проблемы»), которые предоставляют учащемуся возможность выбора, во-первых, интересующей его проблемы, во-вторых, собеседников (одноклассники, сверстники-сетевые партнеры, ученики других классов, педагоги, родители, социальные партнеры, представляющие разные профессиональные сферы), в-третьих, способа высказывания, представления своей позиции (устно – письменно; открыто – анонимно).

Проект «Открытый просмотр» предполагает совместный просмотр учащимися и педагогами фильмов, спектаклей, выставок мировоззренческой направленности с последующим их обсуждением. В дискуссиях принимают участие сотрудники музея, театральные и кинокритики, родители, социальные партнеры, выпускники школы.

Проект Дискуссионный клуб» построен как встречи с «другими взрослыми»: выпускниками школы, социальными партнерами (представителями бизнеса, депутатами, учеными, музейными и театральными работниками, представителями церкви) – с целью обсуждения с ними волнующих школьников мировоззренческих проблем: смысла жизни, поиска своего предназначения, призвания, способов самовыражения и т.д.

Один проект может стать продолжением другого. Например, перед посещением Русского музея и музея современного искусства «Эрарта» (г. Санкт-Петербург) педагог ставит перед школьниками следующие вопросы: какое искусство ближе, понятнее, интереснее современному человеку; должно ли искусство подчиняться каким-либо правилам; каковы критерии истинного искусства; что важнее: «самовыразиться» любым способом или сказать что-то важное о мире и т.д., а также стимулирует их к постановке собственных вопросов. После посещения музеев организуется дискуссия, в которой принимают участие музейные работники, педагоги, родители. В ходе дискуссии обсуждается круг поставленных вопросов, ученики высказывают свои суждения, делятся сомнениями, ставят новые проблемы.

Проект «Педагогическое содружество» - это регулярные тематические встречи трех «педагогических поколений»: опытных учителей-наставников, молодых педагогов и учащихся старших классов, ориентированных на выбор педагогической специальности или просто заинтересованных в обсуждении педагогических проблем. В рамках этих встреч

· организуются дискуссии по школьным проблемам, волнующим опытных и молодых педагогов, старшеклассников;

· ведется совместная подготовка открытых уроков и внеклассных мероприятий мировоззренческой направленности (в том числе и учащимися) с их последующим взаимным посещением;

· обсуждаются проблемы, возникающие в ходе работы детских общественных объединений;

· ведется поиск новых путей педагогического взаимодействия с «проблемными» учащимися и др.

Например, целью педагогической мастерской на тему «Легко ли быть справедливым?» было актуализировать в сознании педагогов и учащихся понятие справедливость в педагогическом аспекте, дать возможность задуматься о необходимости справедливости и сложности быть справедливым. После просмотра фрагмента из кинофильма В. Меньшова «Розыгрыш», когда учитель ставит десятиклассникам единицы за коллективный обман, участников мастерской попросили высказать свое мнение о том, справедливо ли поступила учительница? Затем педагоги и ученики попытались дать свое определение справедливости и поделились воспоминаниями о справедливой или несправедливой оценке, которую получили сами. Был сделан вывод о том, что несправедливая оценка надолго запоминается, оставляет в душе осадок. Далее участники мастерской в группах обсуждали жизненные ситуации, в которых нужно решить, как не совершить ошибку при выставлении оценки, не обидеть ученика несправедливостью. Например, неуспевающий ученик выучил большое, сложное стихотворение впервые за долгое время, но читает его запинаясь. Что ему поставить? Сданы две одинаковые работы. Учитель знает, кто с кого списал. Что и кому ставить? У ученика в диктанте 5 ошибок. По нормам оценки – это «2». Но обычно он делает 20 ошибок. Что ему поставить? На выполнение работы затрачено много времени, усилий, она красиво оформлена, но сделана неправильно. Как ее оценить? И т.д.

На этапе рефлексии обсуждались следующие вопросы: изменилось ли ваше мнение о справедливой оценке? Чем надо руководствоваться при её выставлении? Оценка и отметка – это одно и то же? Легко ли быть справедливым?

По общему мнению участников семинара, такая форма совместного обсуждения, когда директор, молодой учитель и старшеклассник могут, сидя рядом за одним столом, каждый, со своей стороны, рассказать о том, что их волнует, высказать свою точку зрения на проблему, способствует взаимопониманию, личностному решению мировоззренческих проблем в конкретных жизненных ситуациях.

Проект «Вечные проблемы» предполагает обсуждение на страницах школьной газеты проблем мировоззренческого характера, волнующих старшеклассников, педагогов, родителей. Эти материалы используются затем для проведения классных часов, дискуссионных клубов. Например, в школьной газете «Точка зрения» были опубликованы материалы, в которых обсуждались проблемы смысла жизни, патриотизма, семьи, веры, авторитета, совести, ответственности, призвания и др. Они были оформлены как циклы философских эссе на темы: «С чего начинается родина?», «Жизнь, зачем ты мне дана?», «Скажи мне, во что ты веришь…», «Последнее лето детства закончилось…», «Идеал семьи», «В чем мое призвание?», «Совесть: иметь или не иметь?». Авторами статей стали не только учащиеся, но и учителя, родители, выпускники.

Взаимосвязанность проектов покажем на следующем примере. В школьной газете был опубликован цикл эссе старшеклассников на тему: «Скажи мне, во что ты веришь», в которых обсуждались следующие вопросы: что такое вера? Нужна ли она человеку? Во что верить? Является ли проблема религиозной веры важной, актуальной для Вас лично? Считаете ли Вы себя религиозным человеком? Исполняете ли обряды своей религии? Кто повлиял на Ваши религиозные взгляды? Считаете ли Вы достаточными свои знания о религиозной сфере человеческой жизни?

Тема заинтересовала учащихся, и две ученицы решили написать исследовательские работы на следующие темы: «Религиозные убеждения старшеклассников», «Религия и школа (взгляд на проблему педагогов и учащихся)». Результаты работ были представлены для обсуждения на дискуссионном клубе «Религия и школа: точки соприкосновения», в котором участвовали одиннадцатиклассники, педагоги и приглашенный священнослужитель. Школьникам было предложено высказать свое мнение о взаимоотношениях школы и Церкви. Множество учащихся поделились своим опасением, что проникновение Церкви в школьную среду вызовет отторжение от духовной жизни вообще. Утверждалось, что религиозное воспитание является прерогативой семейной или непосредственно личной жизни человека, поэтому они выступают против любых форм присутствия Церкви в школьном образовании. Другая половина аудитории высказалась в поддержку религиозного образования в рамках государственной школы. Правда, осуществляться оно должно исключительно на научной основе и не может быть скрытой формой религиозной проповеди. Однако в завершении дискуссии абсолютное большинство ее участников высказалось за то, чтобы такие дискуссии проходили регулярно, ученики отметили, что им было интересно выслушать мнения священнослужителя, друг друга и педагогов и дискуссия заставила их задуматься о своем отношении к религиозным вопросам.

В результате реализации проектов этого направления старшеклассники учатся вести мировоззренческий диалог: отчетливо формулировать (устно и письменно) собственную позицию, убедительно аргументировать ее, корректировать в ходе дискуссии, уважительно относиться к противоположному мнению.

Цель работы по направлению «Пространство деятельности» - создать условия для претворения мировоззренческих убеждений в деятельность: познавательную, исследовательскую, творческую, общественно-полезную, трудовую, волонтерскую и т.д.

Направление включает следующие проекты: «Самоуправление», «Научное общество», «Волонтерство», «Векторы профессионального самоопределения».

Проект «Самоуправление» предполагает включение учащихся в деятельность по самоуправлению, направленную на решение значимых для всех общешкольных проблем.

Проект «Научное общество» подразумевает включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность мировоззренческой направленности. Это создание под руководством педагогов исследовательских работ, в том числе и психолого-педагогической тематики, изучающих мировоззрение учителей и учащихся школы, анализирующих эффективность работы над проектами, оформляющих конкретные методические рекомендации по ее корректировке, представление работ на конференциях различного уровня, публикации в педагогических журналах.

Проект «Волонтерство» предполагает организацию деятельности учащихся, направленной на оказание помощи детскому дому, Совету ветеранов, приюту для бездомных животных и другим организациям, представители которых нуждаются в поддержке.

Проект «Векторы профессионального самоопределения» включает учащихся в профориентационную деятельность, закладывающую основы нравственной ориентации в современном мире, направленную на поиск своего призвания, предназначения, творческую самореализацию в профессии. В рамках проекта учащиеся получают возможность попробовать себя в разных сферах деятельности: в экономике и бизнесе; в управлении; в педагогике и психологии; в журналистике; в социальной работе; в научно-исследовательской деятельности; в художественно-эстетической деятельности и др.

Профессиональные «пробы» происходят как на территории школы (работа школьной редакции, дни Самоуправления, театральный фестиваль, обучающие деловые игры с учащимися других школ, где ученики «примеряют» на себя роли экономистов, менеджеров, администраторов, журналистов, ученых, актеров, психологов и т.д., так и с выходом на предприятия района и города).

В результате старшеклассники учатся реализовывать свои мировоззренческие убеждения в практической деятельности: совершать великодушные поступки, оказывать моральную, эмоциональную помощь, поддержку тем, кто в ней нуждается.

Целью педагогической деятельности в направлении «Пространство творчества» является создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся в реализации своих мировоззренческих убеждений, воспитание инициативности, социальной активности.

Старшеклассники самостоятельно или вместе с педагогами выбирают актуальную для них проблему, предлагают способы ее решения, создают собственные проекты, вовлекают в них других учащихся. Это может быть работа с младшими школьниками, создание собственных журналов, газет, альманахов, волонтерская деятельность и др.

В результате работы в направлении «Пространство творчества» учащиеся постепенно приобретают лидерские качества, умение вести за собой, вовлекать других в собственные творческие проекты, направленные на формирование и реализацию мировоззренческих убеждений; учатся представлять свою позицию в творческой форме.

4. Этапы реализации программы

Поскольку педагогическая система складывается, в первую очередь, в живом педагогическом опыте, представим этапы ее проектирования на примере реализации программы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников «Необходимость себя» в ГБОУ лицей №226 г. Санкт-Петербурга[2].

Мы выделили следующие этапы разработки программы: аналитико-диагностический; мотивационно-целевой; проектно-организационный; деятельностный; оценочно-рефлексивный.

На первом, аналитико-диагностическом этапе, происходило изучение степени влияния школьного образовательного процесса на мировоззрение учеников; проводились анкетные опросы учащихся, педагогов, беседы с родителями с целью выявления их ожиданий, потребностей; желания и готовности участвовать в проектах программы.

На следующем, мотивационно-целевом этапе, полученные путем опросов данные обсуждались с педагогами. В результате совместного обсуждения педагоги пришли к выводу, что для реализации мировоззренческой направленности школьного образования необходима, во-первых, специальная подготовка учителя, направленная на осмысление философского содержания своего предмета, овладение философскими, психологическими, религиоведческими знаниями, технологией организации мировоззренческого диалога, а во-вторых, системная работа с учащимися, стимулирующая их мировоззренческое самоопределение.

На этом этапе педагогам была представлена программа «Необходимость себя» и предложено принять в ней участие в составе творческих групп.

Если сама идея мировоззренческой направленности образования вызвала поддержку у абсолютного большинства педагогов, то желание включиться в конкретную деятельность по ее реализации высказали, разумеется, далеко не все, что объяснялось и чрезмерной перегруженностью, и недостатком времени, и отсутствием интереса к проектной деятельности.

Работа с педагогами велась дифференцированно. Чем можно было стимулировать педагогов к участию в программе?

Возможностью творческой самореализации, живой работой с детьми, «видимостью» результатов, отсутствием бюрократизма и, наконец, возможностью получить дополнительные баллы за качество работы. Кроме того, необходимыми условиями для включения педагогов в творческое проектирование являются личностно-ориентированные отношения в педагогическом коллективе, отсутствие административно-командного стиля руководства.

На организационном этапе педагоги объединились в творческие группы для реализации проектов программы. Общее руководство творческими группами осуществлял методический совет школы во главе с научным руководителем. Творческие группы определяли цель и задачи работы над проектом, развитие проекта на ближайшие три год и план мероприятий на текущий год. На этом этапе к разработке идеи проекта и способов его осуществления привлекались старшеклассники.

Наш опыт показал, что есть ученики (их около 10-15%), готовые с удовольствием участвовать сразу в нескольких проектах. Это потенциальные лидеры, они не нуждаются в мотивации, а, напротив, готовы мотивировать других. Для них достаточно объявления, сделанного по школьному радио, в газете или устного приглашения, и они сразу проявляют активность. Основная масса учащихся (около 70%) не проявляет личной активности, но готова принять участие в организованных мероприятиях: дискуссионном клубе, просмотре и обсуждении фильма, педагогической мастерской, акциях помощи, деловых играх и т.д. Чтобы они участвовали в проектах постоянно, мероприятия должны проходить интересно, неформально, с учетом их потребностей и волнующих их проблем. И наконец, есть группа учащихся (их тоже около 10-15%), которые требуют индивидуального подхода. С ними нужно беседовать лично, предлагать индивидуальные способы самореализации, придумывать для них специальные «роли», в которых они чувствовали бы себя уверенно и комфортно.

На деятельностном этапе происходит реализация проектов программы, в процессе которой корректируется содержание проектной деятельности, в нее вовлекаются новые участники, в том числе ученики средней и старшей школы, родители, социальные и сетевые партнеров, возникают новые проекты как результат самостоятельного творчества учащихся и педагогов, начинается процесс обобщения и презентации опыта.

Оценочно-рефлексивный этап. Наиболее сложным в проектировании системы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников является, на наш взгляд, оценка ее результативности. Сделать выводы о том, насколько успешно реализуется программа, позволяет включенное педагогическое наблюдение, опросы, экспертная оценка (отзывы родителей, администрации, социальных партнеров), самооценка (философские и деловые эссе учащихся, выпускников, творческие работы), результаты участия в конкурсах, конференциях. Однако, когда мы имеем дело с внутренним миром человека, с глубоко личностным, мучительным и противоречивым процессом мировоззренческого самоопределения, о точных замерах и однозначных результатах вряд ли можно говорить.

Поиск адекватных критериев и показателей эффективности работы системы – задача дальнейших этапов нашего исследования.

Литература

1. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000.

2. Берестовицкая С.Э. Значимость мировоззренческих вопросов для старшеклассников (итоги опроса) // Воспитание школьников. - № 6. – 2013.

3. Эпштейн М. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов // Звезда. – 2006. - №4.

4. Финогентов В.Н. Мировоззренческая составляющая образования // Здравый смысл.- 2011. № 3 (60) [электронный ресурс] - URL: http://razumru.ru/humanism/journal/60/finogentov.htm [дата обращения 15.10.2014].

Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Голоса поколения: социальный портрет выпускника санкт-петербургской школы: учебно-методическое пособие/ под. Ред. С.Г. Вершловского. – СПб.: СПбАППО, 2013.

[1] Слово пространство не является научным термином. По словарю С.И. Ожегова, одним из значений слова пространство является «протяжённость, место, не ограниченное видимыми пределами. Небесное пространство Воздушное пространство». В свободной энциклопедии «Википедии» понятие пространство трактуется «как место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов», связывается «с понятием направления», воспринимается «как арена событий и действий, универсально содержащая все места и вмещающая объекты и структуры». В этом значении нами употребляется слово пространство в названии проектов.

[2] В 2014 году лицей представлял программу на конкурсе между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы в рамках ПНПО, и вошел в число победителей.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru