Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи »  Мировоззренческое самоопределение старшеклассников в школьном образовании: результаты исследования

Мировоззренческое самоопределение старшеклассников в школьном образовании: результаты исследования

Мировоззренческое самоопределение старшеклассников в школьном образовании: результаты исследования

Задача статьи – познакомить читателя с результатами многолетнего исследования, посвященного проблеме мировоззренческого самоопределения старшеклассников. Научные поиски и живая педагогическая работа в качестве учителя, классного руководителя, методиста, заместителя директора по воспитательной работе убедили нас в том, что современные молодые люди, как и их сверстники прошлых поколений, мучительно размышляют над смысложизненными вопросами, а мировоззрение – точка опоры в постоянно меняющемся мире – необходимо сегодня юношеству, чтобы духовно уцелеть, обрести и не потерять себя.

Сегодня на школу ложится особая ответственность – воспитание личности, способной активно противостоять влиянию деструктивной среды, воспитание «свободного человека», с устойчивой линией поведения, «которой он остается верен в течение всей жизни» (С. И. Гессен).

Укрепление и развитие российского государства, в первую очередь, связано с образованием гражданина, имеющего собственное мировоззрение, основанное на общечеловеческих и национальных ценностях. Именно личностные результаты образования поставлены на первое место в «Федеральном государственном стандарте основного общего образования». К ним относится «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению… формирование целостного мировоззрения (курсив наш), соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики» [1].

Становление мировоззрения, по мнению психологов, начинается в раннем юношеском возрасте, а затем длится на протяжении всей жизни.

Однако в наиболее сложной ситуации сегодня оказывается именно юношество, поскольку интенсивный процесс мировоззренческого самоопределения, характерный для 14-18-летнего возраста, происходит на фоне всеобщего кризиса мировоззрения.

Ситуация усугубляется тем, что сложный, подчас драматический процесс становления мировоззрения протекает практически без педагогической поддержки, поскольку, как показал анализ педагогических исследований за последние 15 лет, знания о способах осмысленного, организованного влияния на него в современной педагогике отсутствуют.

В силу эклектизма, плюрализма общественного мировоззрения, молодой человек часто не может найти точку опоры в своих исканиях. Ему не всегда понятен предмет выбора, ему не хватает религиозных, философских знаний, у него много источников информации, но он далеко не всегда способен ее проанализировать. В таком сложном мире появляется опасность остановиться на обыденном, житейском мировоззрении, отказавшись от решения «проклятых» вопросов Бытия, от активного и осознанного мировоззренческого самоопределения. Человек с обыденным, бытовым мировоззрением, лишенный личных убеждений, не выработавший в себе потребность рефлексировать, сомневаться, задавать вопросы, теряет способность «ориентироваться в мире», легко становится жертвой, «рабом случайных обстоятельств» (П. Биери), средством многообразных манипуляций.

Таким образом, сегодня особую актуальность приобретает следующая проблема: поиск и обоснование возможностей школьного образования в педагогической поддержке мировоззренческого самоопределения старшеклассников, в изменении педагогического сознания самого учителя, который воспринимал бы эту проблему как значимую, актуальную, смыслообразующую, требующую специальных профессиональных компетенций.

Педагогическая поддержка мировоззренческих исканий юношества становится одной из первоочередных задач педагогической науки и практики.

Мы намеренно отказываемся от устоявшегося в педагогике термина «формирование мировоззрения», а говорим именно о мировоззренческом самоопределении юношества. По мысли философа В.А. Лекторского, человек есть субъект «самоозменения», «такие его определяющие особенности, как творчество, диалог, любовь, свободные поступки (на которых покоится нравственность) не могут управляться, ибо не могут контролироваться и прогнозироваться извне… Нельзя управлять ценностями, которые человек принимает или нет, но действует в соответствии с ними он только на основе внутренней свободы» [2].

Как помочь молодому человеку выйти из круга повседневности, понять, что есть мир духовный, вечные, смысложизненные проблемы, которые необходимо решать постоянно, чтобы стать личностью, жить в подлинно человеческом смысле? Как воспитать интерес к философствованию, потребность размышлять о себе и мире? Как воспитать потребность в ответственных поступках, соответствующих социально и личностно значимым ценностям? Все эти вопросы могла бы решить система педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников, над созданием которой шла многоплановая и многолетняя работа.

Ее ведущая идея состоит в том, что мировоззренческое самоопределение старшеклассников, направленное на личностное присвоение общечеловеческих и национальных ценностей, является глубоко личностным процессом, связанным со способностью к рефлексии, философствованию, с пониманием необходимости самостоятельного и ответственного решения мировоззренческих проблем.

Педагогическая поддержка, помощь, содействие рассматриваются в качестве способов сопровождения мировоззренческого самоопределения старшеклассников и заключаются как в актуализации мировоззренческого потенциала всех компонентов школьного образования (содержания учебных предметов и методики их преподавания, внеклассной работы и дополнительного образования, социального и сетевого партнерства, мотивационной среды школы; всего уклада школьной жизни), так и в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащегося в его смысложизненных исканиях.

Цель исследования заключалась в проектировании, апробировании и обосновании системы педагогической поддержки старшего школьника, поиске педагогических средств, которые стимулируют мировоззренческое самоопределение старшеклассника в условиях мировоззренческого плюрализма, культуры постмодерна, изменившихся представлений о ценностях и смыслах, разнонаправленном влиянии воспитательных институций.

В ходе исследования проблемы были получены три группы научных результатов: теоретические, эмпирические и практические.

В теоретической части исследования рассмотрена современная мировоззренческая ситуация как ситуация кризиса мировоззрения, и на основании этого сделаны выводы о глобальном противоречии, обусловливающем сегодня мировоззренческое самоопределение старших школьников. Это противоречие между потребностью юношества в целостном, внутренне непротиворечивом мировоззрении, которое стало бы точкой опоры в современном кризисном мире, и

- сложностью его формирования в ситуации множественности мировоззрений;

­ разнонаправленностью влияний семьи, школы, СМИ и других общественных институтов;

­ мировоззренческой разобщенностью в учительской среде;

­ разобщенностью знаний и информации, не складывающихся в единую мировоззренческую картину мира;

­ механистическим и во многом бюрократическим подходом к воспитательному процессу, который дробится на такие составляющие, как духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое и др. виды воспитания;

­ сохраняющимся формальным, количественным подходом к оценке результатов образования, следствием чего является ориентация образовательного процесса в первую очередь не на личностный, а на предметный результат;

­ отсутствием системы педагогической поддержки мировоззренческих исканий юношества.

Проведена систематизация современных научных знаний о феноменах самоопределение и мировоззрение, что позволило сформулировать определение понятия мировоззренческое самоопределение, выявить педагогический смысл данного феномена. Мировоззренческое самоопределение – это свободная, внутренняя духовная деятельность, направленная на создание собственной философии, содержанием которой является постановка и решение основных смысложизненных проблем (отношение к себе, другому человеку, обществу, миру, Богу), главной из которых является проблема смысла жизни. Результатом процесса мировоззренческого самоопределения является построение целостного мировоззрения.

Актуальность феномена мировоззренческое самоопределение связана с тем, что сегодня пришло новое понимание становления мировоззрения как глубоко личностного, индивидуального процесса, которым невозможно управлять, руководить, но который, однако, нуждается в поддержке, содействии, направлении, возможно, и корректировке со стороны взрослого. Для этого необходима система педагогической поддержки становления мировоззрения старшеклассников.

Однако современный образовательный процесс в целом не ориентирован на поддержку юношества в мировоззренческом самоопределении: не происходит осознанного, направляемого процесса актуализации мировоззренческих проблем, школа целенаправленно не побуждает своих воспитанников к рефлексии, философствованию, выработке убеждений, идеалов. Происходит это, во многом, из-за неопределенности в ценностных основаниях, на которые может опираться мировоззрение современного школьника.

Педагогический смысл мировоззренческого самоопределения в том, что этот процесс нуждается в актуализации, поддержке, коррекции и направлении со стороны педагогов. Именно школьное образование должно направить старшеклассника на принятие общечеловеческих и базовых национальных ценностей, обозначенных в таких документах, как «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», помочь гармонизировать в целостном мировоззрении научные и экзистенциальные знания.

Логика научного исследования привела к необходимости широкого изучения внутреннего мира современного старшеклассника, его смысложизненных поисков.

Эмпирическое исследование охватывало более тысячи старшеклассников и включало в себя анкетные опросы, анализ философских эссе, творческих работ, включенное педагогическое наблюдение на уроках и внеклассных мероприятиях, совместную исследовательскую и проектную деятельность, интервьюирование учителей, родителей, социальных партнеров школы. Обращение к внутренней картине развития старших школьников позволило исследовать неповторимый экзистенциальный опыт молодых людей, значимые для них мировоззренческие проблемы, потребности, сомнения, поиски, взгляды и убеждения, осмыслить которые стало возможно благодаря анализу их письменных работ и устных высказываний.

Было установлено, что у большинства старшеклассников присутствует устойчивый интерес к проблемам мировоззрения, заинтересованность в их обсуждении и решении, однако и процент тех, кто не испытывает личной заинтересованности в решении этих проблем, достаточно высок.

Наибольший интерес у учеников вызывают такие проблемы, как поиск смысла жизни, своего пути, вопросы веры.

В процесс философствования, в той или иной степени, вовлечены около 85% старшеклассников. Около 43% считает этот процесс необходимым и личностно значимым. Старшеклассники понимают личную философию как мировоззрение, которое имеет для них, в первую очередь, практический, деятельностный смысл, как ответ на вопрос, как и для чего жить. Для большинства философствование воспринимается как необходимая духовная деятельность, относящаяся к «высокой», нематериальной сфере человеческой жизни. Только 4% ищут в нем исключительно прагматический смысл. Однако достаточно велик и процент тех, кто равнодушен к проблемам мировоззрения (37%) и считает философствование бесполезным занятием (21%).

Степень влияния школы на мировоззрение учащихся можно определить как низкую, более всего старшеклассников побуждает к размышлениям о «вечных проблемах» желание самостоятельно в них разобраться, найти свой ответ, менее всего – школьная жизнь и общение с учителями; однако у половины старшеклассников был учитель, который оказал влияние на становление их мировоззрения.

Из всех компонентов школьного образования наибольшим потенциалом в плане воспитания мировоззрения обладает личность учителя. Чтобы побуждать ученика к философским раздумьям, помогать в решении смысложизненных проблем, педагог, с точки зрения учащихся, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами: умением выстраивать доверительные отношения, общаться на равных, строить уроки в форме дискуссии, находить в изучаемом материале интересные для школьников проблемы и побуждать к их осмыслению и решению.

В современном школьном образовании существует объективное противоречие между потребностью учащихся в мировоззренческом самоопределении и недостаточной готовностью школы поддержать эту потребность.

Эмпирическое исследование, направленное на изучение позиции учителя по отношению к педагогической поддержке мировоззренческого самоопределения старших школьников, показало, что педагоги считают воспитание мировоззрения одной из сущностных задач школьного образования. Однако только половина учителей может сформулировать мировоззренческий смысл преподавания своего предмета, остальные либо ставят перед собой слишком общие задачи, которые должно решать все школьное образование в целом, либо слишком узкие, утилитарные (подготовка к ЕГЭ и т.д.). Также около половины опрошенных считают себя недостаточно подготовленными для решения задачи помощи учащимся в их мировоззренческом становлении: им не хватает философских, психологических, религиозных, методических знаний.

На основании анализа эмпирических данных была обоснована необходимость построения системы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников и системы подготовки учителей для ее практической реализации.

Для решения этой задачи был создан педагогический проект, в рамках которого разрабатывались системные условия, механизмы, формы, поддерживающие мировоззренческое самоопределение учащихся в процессе учебной и внеурочной образовательной деятельности. Проектная деятельность велась в двух направлениях.

1. Организация работы с педагогами, направленной на

- развитие их мотивации осуществлять педагогическую поддержку мировоззренческого самоопределения старшеклассников;

- освоение необходимых знаний и приёмов поддержки;

- создание программы педагогической поддержки учащихся в их мировоззренческом самоопределении.

2. Организация работы со старшеклассниками, поддерживающей процесс их мировоззренческого самоопределения.

Результатом проекта стало создание программы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников «Необходимость себя» (М. Мамардашвили). Под словами «необходимость себя» мы понимаем необходимость себя как личности, необходимость понять себя, обрести себя подлинного, стать личностью, самоопределиться в мире.

Практическим результатом исследования стала разработка, апробация и обоснование системы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшего школьника: определение ее целей, принципов построения, основных направлений, их содержания, критериев и показателей результативности.

Она состоит из четырех направлений: «Пространство смыслов», «Пространство дискуссии», «Пространство деятельности» и «Пространство творчества», каждое из которых представлено несколькими проектами.

Пространство смыслов

Проект «Мировоззренческий потенциал урока, внеурочной деятельности»

Пространство дискуссии

Проект «Открытый просмотр» - совместный просмотр учащимися и педагогами фильмов, спектаклей, выставок мировоззренческой направленности с последующим их обсуждением. В дискуссиях принимают участие сотрудники музея, театральные и кинокритики, родители, социальные партнеры, выпускники школы.

Проект «Дискуссионный клуб» - встречи с «другими взрослыми»: выпускниками школы, социальными партнерами (представителями бизнеса, депутатами, учеными, музейными и театральными работниками, представителями церкви) – с целью обсуждения с ними волнующих школьников мировоззренческих проблем: смысла жизни, поиска своего предназначения, призвания, способов самовыражения и т.д.

Проект «Педагогическое содружество» - регулярные тематические встречи трех «педагогических поколений»: опытных учителей-наставников, молодых педагогов и учащихся старших классов, ориентированных на выбор педагогической специальности или просто заинтересованных в обсуждении педагогических проблем. Проект решает задачу включения старшеклассников в мировоззренческую проблематику в педагогическом контексте, учителя и ученики решают общие проблемы, равно волнующих и тех, и других, что, безусловно, сближает их.

Проект «Вечные проблемы» - обсуждение на страницах школьной газеты проблем мировоззренческого характера, волнующих старшеклассников, педагогов, родителей.

Пространство деятельности

Проект «Самоуправление» - включение учащихся в деятельность по самоуправлению, направленную на решение значимых для всех общешкольных проблем.

Проект «Научное общество» - включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность мировоззренческой направленности.

Проект «Волонтерство» - организация деятельности учащихся, направленная на оказание помощи детскому дому, Совету ветеранов, приюту для бездомных животных и другим организациям, представители которых нуждаются в поддержке.

Проект «Векторы профессионального самоопределения» - включение учащихся в профориентационную деятельность, закладывающую основы нравственной ориентации в современном мире, направленную на поиск своего призвания, предназначения, творческую самореализацию в профессии. В рамках проекта учащиеся получают возможность попробовать себя в разных сферах деятельности.

Пространство творчества

В рамках этого направления проекты инициируются самими учениками, являются продуктом их собственного творчества.

Педагогическая поддержка мировоззренческих исканий старших школьников заключается в том, что педагоги

- выявляют мировоззренческие проблемы, волнующие старшеклассников;

- актуализируют мировоззренческое содержание учебных предметов, вовлекая учащихся в философские размышления;

- создают условия для мировоззренческого диалога на уроке и во внеурочной деятельности;

- вовлекают учеников в различные проекты мировоззренческой направленности;

- стимулируют самостоятельную творческую деятельность старшеклассников, способствующую практической реализации их мировоззренческих убеждений.

Система построена так, что, переходя от одного направления к другому, ученик внутренне растет: от умения видеть мировоззренческие проблемы в научном знании, в искусстве, осознания их важности для всего человечества и для себя лично - к умению вести мировоззренческий диалог, далее – претворять свои убеждения в деятельность и, наконец, - к умению вести за собой, вовлекать других в собственные творческие проекты мировоззренческой направленности.

Системой предусматривается возможность выбора учащимся интересующих его проблем, собеседников, способа представления собственной позиции, видов деятельности, способа творческой реализации.

Определены и обоснованы критерии мировоззренческого самоопределения: философствование, диалоговая позиция, общественно-значимые поступки и действия, совершаемые на основе морального выбора, самостоятельная творческая деятельность мировоззренческой направленности.

Результативность системы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников экспериментально подтверждена в опыте работы ГБОУ лицей №226 г. Санкт-Петербурга.

В ходе исследования определились проблемы, требующие дальнейшего изучения: постановка вопроса о воспитании целостного мировоззрения подрастающего поколения; изучение возможностей специальной подготовки педагогических кадров, ориентированных на педагогическую поддержку мировоззренческого самоопределения старшеклассников; изучение специфики мировоззренческих интересов и особенностей их развития средствами школьного образования применительно к подростковому и младшему школьному возрасту; изучение мировоззренческого потенциала различных учебных предметов и образовательных областей. Изучаемая нами проблема представляется открытой, требующей согласованных усилий всего педагогического сообщества.

Литература

1. ФГОС основного общего образования [электронный ресурс] - URL: http://www.yar-edudep.ru/fgos. [дата обращения 15.10.2015].

2. Наука. Технологии. Человек. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии.- 2015.- №9.- С.5-40. 



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru