Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Мировоззренческий потенциал современного урока

Мировоззренческий потенциал современного урока

Мировоззренческий потенциал современного урока

Берестовицкая С.Э.,
методист Научно-методического центра
Фрунзенского района
г. Санкт-Петербурга,
кандидат педагогических наук

Всего несколько десятилетий назад с проблемой воспитания мировоззрения было все ясно: коммунистическая идеология давала четкие ответы на все мировоззренческие вопросы и советская школа знала, что и как воспитывать. В учебниках, методических пособиях, рекомендациях по формированию коммунистического мировоззрения не было недостатка.

Но вот идеология разрушена, а «проклятые вопросы Бытия» остались, и современная школа, как и прежде, должна помочь юношеству в их решении. Однако на основании чего их решать? Общечеловеческих, религиозных ценностей или научной картины мира? Должны ли педагоги быть едины в мировоззрении или каждый может внушать ученикам те убеждения, в которые верует сам? Обязана ли школа активно заниматься формированием мировоззрения или можно говорить лишь о педагогической поддержке школьников в решении вечных проблем? И, наконец, каковы современные методы, средства формирования мировоззрения или влияния на мировоззренческое самоопределение учащихся?

В педагогической науке эти вопросы еще только ставятся, тогда как на практике каждый учитель сталкивается с ними лично и пытается решать самостоятельно.

Чтобы привлечь внимание педагогов к этой чрезвычайно важной для современной школы проблеме, осмыслить уже имеющийся опыт, для районного конкурса педагогического мастерства мы предложили следующую тему: «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе».

Самая многочисленная конкурсная номинация – «Мастерство учителя»: в ней приняли участие 29 педагогов. Показательно, что среди них не было ни одного учителя математики, информатики, тогда как преподавателей истории – 8, иностранных языков – 7, русского языка и литературы – 6. Вряд ли это случайность. Скорее всего, в сознании большинства педагогов формирование мировоззрения является прерогативой гуманитарных предметов, а точные науки, по их мнению, развивают логическое мышление, интеллект и т.д. Однако лучшие конкурсные уроки опровергли эту точку зрения.

Безусловно, главный этап конкурса педагогических достижений – открытый урок. В нем раскрывается все: личность учителя, его педагогическая система, стиль общения с учениками, индивидуальность творческого почерка, собственные методические приемы и находки.

Как реализуется на уроке мировоззренческое содержание учебного предмета, насколько эффективны в плане воспитания мировоззрения те или иные методические приемы, каким образом влияет на учеников личность учителя – с этими вопросами мы шли на открытые уроки к нашим конкурсантам.

Урок немецкого языка в 10-м классе школы №368 на тему «Weihnachtszeit - eine besinnliche Zeit und eine des Nachdenkens …» («Рождество - время раздумий и осмысления жизни»). Учитель – Галина Михайловна Новицкая, победитель конкурса в номинации «Мастерство учителя».

Мы вошли в кабинет, не зная темы урока. Парты стояли полукругом, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, в углу - наряженная елка, в другом - выставка рождественских сувениров – детских поделок, на окнах – снежинки, весь класс – в новогодних украшениях. Мы ждали обычного урока на тему «Рождество»: елка, подарки, Санта-Клаус, может быть, небольшое рождественское представление. Однако все оказалось необычно с самого начала. Учитель показал десятиклассникам отрывок из видеофильма о Рождестве и попросил высказаться об этом празднике, использую новую, записанную на доске лексику.

- С какими цветами вы ассоциируете Рождество? Что, с вашей точки зрения, обозначают эти цвета?» - спрашивает Галина Михайловна, раздавая ученикам разноцветные кружочки. (Учитель говорит на уроке только на немецком языке).
- Надежда - отвечает девочка, - поднимая голубой кружок.
- Чистота, набожность, мир, - мальчик поднимает белый.
- Прилежание, благородство, любовь, - красный кружок.
- Счастье, свобода – оранжевый.
- Дружба, мир, – желтый.
- Совершенство, великолепие, - синий.
- Блеск, слава, - зеленый.
На доске разноцветными мелками написано слово Weihnachten (Рождество), вокруг него учитель записывает слова, которые произносят ученики.

- Итак, Рождество – праздник любви, надежды, мира, - подводит итог Галина Михайловна, раздает ребятам слова и просит составить из них изречение.

«Рождество - время, наводящее на размышления и раздумья, когда всё бренное нашей жизни подвергаются осмыслению», - записывают десятиклассники и обсуждают, что значат эти слова. В тетрадках появляется новая лексика: размышлять о смысле жизни; определить слабые и сильные стороны; сделать выводы; подвести итоги года.

Затем учитель показывает десятиклассникам отрывок из фильма на английском языке «Заплати другому» (основной язык в школе – английский). В фильме учитель дает детям задание на целый год: совершить одно хорошее дело (помочь кому-то, спасти, поддержать), ребята обсуждают задание, а один мальчик предлагает: пусть каждый совершит три хороших дела, затем те три человека, которым сделали что-то хорошее, тоже помогут каждый еще трем, и таким образом добро будет распространяться в мире.

Галина Михайловна просит передать содержание эпизода на английском языке, затем перевести с английского на немецкий язык и задает ребятам вопрос: а какой поступок совершили бы вы?
- Что нас окружает в этом мире? - спрашивает учитель. Ребята называют слова, учитель пишет их фломастерами на отдельных листах, разделяя на положительные и отрицательные.
- Зло, безответственность, лицемерие…
- Милосердие, любовь, справедливость…
Листы со словами вывешиваются на доску.
- Что вы возьмете с собой в новый год? Запишите на своих цветных кружочках и повесьте на елку.
Вместе с учителем ребята читают слова, повешенные на елку.
Домашнее задание: подумать и записать три хороших дела, которые вы планируете на следующий год и затем осуществить их.

В заключение Галина Михайловна напомнила ребятам закон Великой Чайки из ее любимой книги «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха: если вы чего-то очень захотите, то обязательно добьетесь – перед вами нет преград.
Мировоззренческое содержание урока не оставило равнодушными десятиклассников. Несмотря на то, что немецкий язык они изучают всего лишь второй год, они старались активно говорить на уроке, используя новую лексику, прося учителя перевести на немецкий необходимые им слова. Ребятам хотелось говорить, потому что обсуждаемые вопросы касались лично каждого. При этом были достигнуты учебные цели урока: введение и закрепление новой лексики, активизация пройденной, развитие устной речи, формирование навыков аудирования (на немецком и английском языках).

Анализ уроков привел нас к выводу о том, что если собственно учебные цели на уроке не достигаются, то не достигаются и воспитательные.

Открытый урок географии в 10 классе. Тема самая животрепещущая: «Россия и Запад: противостояние или сотрудничество?». Урок заявлен в форме дискуссии. Учитель задает вопрос о Болонском процессе. Старшеклассники начинают вяло дискутировать, из их реплик понятно, что об этом явлении они имеют слабое представление. Встают вопросы об импорте и экспорте, о полезных ископаемых, о решении политических вопросов – та же картина. Кто-то что-то слышал на кухне, кто-то по телевизору, кто-то что-то припоминает из учебников – никакой целостной картины в головах учеников нет. То есть нет знаний, которыми можно было бы оперировать в ходе дискуссии. Ученики не работают с источниками, хотя для решения такой глобальной проблемы сорока пяти минут работы с источниками явно маловато. В результате получается разговор ни о чем, а имеющий твердые убеждения учитель легко приводит ребят к выводу, что мы прекрасно можем обойтись и без Запада. Нечего нам на него смотреть, мы и сами с усами. Хорошо, если бы такой урок просто ничему не учил, но он именно учит, формирует мировоззрение, воспитывает. Мы можем даже оставить в стороне его очень спорный итог, но то, что можно рассуждать и даже спорить о предмете, практически ничего о нем не зная, не изучив досконально вопроса, ведя дискуссию не на научном, а на абсолютно обывательском уровне – этот урок старшеклассниками был усвоен.

Далеко не каждый урок ставит перед учениками мировоззренческие проблемы. Да это и не нужно, иначе размышления о смысле жизни превратятся в пустую болтовню. Однако, как заметил В.А. Сухомлинский, «нет в учебном плане такого предмета, который бы в той или иной мере не касался мировоззрения». В содержании разных учебных предметов есть темы, которые обнажают философско-мировоззренческий аспект изучаемой дисциплины, дают возможность, кроме решения узко-учебных задач, привлечь внимание школьников к проблемам мировоззрения, что мы и увидели на лучших конкурсных уроках. Например, изучение атомной энергии и ее возможностей в физике (9кл.) позволило учителю поставить перед учениками проблему ответственности человека за использование достижений научно-технического прогресса. Говоря о возможностях современной химии в производстве лекарственных препаратов (9кл.), в частности, наркотических веществ, педагог поставил перед учащимися вопрос о нравственности ученого, подвел к размышлению о взаимосвязи науки и нравственности. Тема «Внутриутробное развитие плода» (9кл.), изучаемая на уроке биологии, дала возможность учителю обратить внимание учеников на чудо человеческой жизни, заставила задуматься об ответственности взрослых перед еще не родившимся малышом, который слышит звуки внешнего мира и чувствует наше к нему отношение. Ставя перед собой задачу привлечь внимание учеников к проблемам мировоззрения, педагоги особое внимание уделяли истории науки, борьбе научных теорий, сложному, иногда трагическому пути поиска и доказательства истины, судьбам великих ученых, исторических деятелей, писателей.

Актуализируя мировоззренческое содержание урока, учителя использовали диалоговые технологии, проблемный метод обучения, когда педагог создает проблемные ситуации, стимулирует учеников к самостоятельному нахождению проблем, разрешению парадоксов и противоречий, настраивает на коллективный поиск и в то же время на нахождение собственного способа решения проблемы, учит отстаивать свое мнение вне зависимости от позиции окружающих и самого учителя и отказываться от неверного пути в случае обнаружения ошибки. Например, на заключительном этапе урока истории в 9-м классе, посвященном деятельности Петра I, в частности, строительству Петербурга, учитель задал вопрос: «Стоило ли, с точки зрения учеников, строительство города таких огромных человеческих жертв?». Обсуждая этот вопрос, девятиклассники вышли на проблему цели и средств. Они высказывали противоположные мнения, иногда довольно жестокие, однако учитель внимательно выслушивал каждого, его реплики не останавливали спор, а заставляли учеников искать ответы на новые вопросы, мнение учителя подавалось не как единственно правильное, а как одно из мнений, к которому, однако, ученики отнеслись очень внимательно.

И все же основное, на наш взгляд, влияние на мировоззренческое самоопределение учеников оказывает не содержание учебного предмета, не методика (хотя они, безусловно, очень важны!), а личность учителя. Успешное воспитание личностного отношения учащихся к проблемам мировоззрения возможно, если его осуществляет педагог, который
- понимает важность мировоззренческих проблем для себя лично;
- философски осмысляет свою профессиональную деятельность, видит сверхзадачу преподаваемой дисциплины, осознает значение своего предмета в контексте духовных проблем времени;
- находится в постоянном поиске, развитии, как в человеческом, так и в профессиональном, не успокаивается на достигнутом, готов признавать свои ошибки и исправлять их;
- работает в системе личностно-ориентированного образования, диалогичен, толерантен.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru