Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Мировоззренческая направленность современного урока: воспитание патриотизма

Мировоззренческая направленность современного урока: воспитание патриотизма

Мировоззренческая направленность современного урока: воспитание патриотизма

Берестовицкая Светлана Эрленовна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы ГОУ лицей №226, методист Информационно-методического центра Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, докторант кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Мировоззренческая направленность современного урока: воспитание патриотизма
 
Я уже доросла до того возраста, когда можешь определиться с тем, патриот ты или нет. Конкретно я - не патриот. Возможно, это придёт с возрастом, но сейчас я не вижу причин заявлять, что люблю свою Родину. Просто любить её за то, что я здесь родилась? Точно так же я могла родиться в любом другом месте, так чем же Россия лучше других? В сущности, ничем.
Маша В. 10 класс
Вообще, то, что я сейчас напишу, есть моё мнение. Оно может показаться странным, но все же. Родину надо любить, несмотря ни на что. Пусть мы отсталые, пусть у нас все не так. Можно не любить власть, личности, события. Но землю, историю и людей мы забывать и ненавидеть не можем. Мы родились здесь, мы живем здесь. И у нас есть возможность что-то изменить…
Настя К. 10 класс
Отношение к Родине - одна из сущностных мировоззренческих проблем личности. Она имеет глубокие философско-педагогические корни. На ее сложность обращали внимание еще К.Д. Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев и другие известные педагоги, философы. "Интимно-интимно нашим, внутреннейше нашим, насущно и неизбывно нашим" называл отношение к Родине А.Ф. Лосев, о "стыдливом и деликатном" чувстве патриотизма размышлял В.А. Сухомлинский.
Поэтому и воспитание патриотизма - процесс очень тонкий, сложный, "скрытый", не афишируемый для воспитанников. "Воспитание детей, - писал И.А. Ильин, - есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укреп-ление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов". Обобщая ведущие педагогические идеи о воспитании любви к отечеству, Н.П. Овчинникова обращает внимание на то, что само это понятие "формируется в живом, непосредственном, развивающемся опыте жизни человека и отражает его представления о Доме как малой общности близких людей (семья, отцы и дети, братья и сестры), о Малой Родине (история и культура региона), о Родной стране (язык, история, культура, духовные и нравственные ценности народа)" [1: 101]. Таким образом, понятие отечество связано с большим кругом мировоззренческих понятий, на которые педагог может обратить внимание воспитанников, исподволь подводя их к личностному осмыслению понятия Родины.
Однако довольно часто эти возможности не реализуются в педагогической практике, а сложность, "интимность", "бессознательность" процесса патриотического воспитания не учитывается педагогом, и тогда самые добрые учительские намерения приводят к негативным результатам.
Анализ уроков конкурса педагогических достижений последних лет позволил обратить внимание на типичные ошибки педагогов в планировании и проведении уроков, на которых в том или ином ракурсе встает проблема отношения человека к Родине.
В данной статье мы рассмотрим три разных урока (два из которых подготовили опытные учителя, а один - молодой, начинающий педагог), чтобы проанализировать методические ошибки в выборе содержания урока, методов, приемов и технологий, используемых на уроке, и поразмышлять над тем, как можно было бы их избежать.
***
Воспитывает любой урок, вне зависимости от его темы. Однако самая интересная тема и самые высокие воспитывающие цели теряют смысл, если урок не решает учебную задачу, т.е. ничему не учит. К сожалению, не раз приходилось сталкиваться со следующей ситуацией: выбирая интересную, проблемную или просто значимую в мировоззренческом отношении тему, учитель предполагает, что воспитательные цели решатся сами собой, автоматически. Если разговор идет о России, значит, воспитывается патриотизм, о Великой Отечественной войне - уважение к истории, о нравственных категориях - нравственность и т.д. Воспитательный эффект, безусловно, достигается, однако воспитывается подчас совсем не то, что хотел учитель.
Рассмотрим это на примере урока развития речи в 7-м классе по теме: "Лики России".
Прежде чем перейти к описанию урока, сделаем небольшое, но необходимое отступление. В программе по развитию речи у семиклассников в это время - описание внешности человека. Эта тема введена в программу, чтобы ученик научился пристально вглядываться в другого человека, научился видеть его индивидуальные, неповторимые черты, мог за внешностью разглядеть характер, настроение, найти слова, чтобы все это выразить. Научиться этому помогают портретные зарисовки в произведениях классической литературы, портрет в живописи, музыке. Столкнувшись с необходимостью описать портрет хорошо знакомого, близкого человека, ученик понимает, как не хватает ему слов, чтобы выразить то, что видит каждый день, он ищет эти слова, как художник подбирает цвета, а композитор - звуки. В процессе этой работы воспитывается и любовь к слову, и внимание к другому человеку, и умение видеть красоту в привычном, знакомом - воспитывается исподволь, незаметно, постигается самим учеником как открытие в процессе творчества.
Тему "Описание внешности" учитель решает заменить темой "Описание России" ("Лики России"), на что, безусловно, имеет право, тем более что урок конкурсный - здесь нужно показать самое значимое, интересное из своего опыта. Цель урока, по словам конкурсанта, в первую очередь, воспитательная - воспитать чувство патриотизма и, уже во вторую, обучающая - освоить жанр сочинения-описания.
Класс разделен на три группы. У каждого ученика - рабочий лист, где он по ходу урока делает записи, чтобы потом с их помощью написать сочинение. Сначала семиклассники работают со словами лицо, лик, личина и приходят к выводу, что применительно к России уместно употребить слово "лик", вернее, "лики", потому что их несколько: природа, культура, история.
В группах читаются стихотворения о России, в которых нужно выделить ключевые слова. Удивляет выбор стихов. Конечно, при слове "родина" можно вспомнить и "В лужах первые кораблики, / Где недавно был каток, / И большой соседней фабрики / Громкий радостный гудок", - однако при размышлении на такую серьезную тему не логичнее ли было бы обратиться к классике? К тому же выбранные учителем стихи, кроме спорных художественных достоинств, объединяет совершенное отсутствие всякой проблемности.
Ученики подчеркивают ключевые, с их точки зрения, слова и словосочетания: "березок юная листва", "кругом леса, поля и реки", "у реки - березка-скромница", "снег серебристый" и т.д. Затем демонстрируются слайды с пейзажами русских художников - ученики делают вывод о том, что природа России разнообразна.
Выводы записываются в таблицу. Первая графа - "Природа". В графе написано: "Природа разнообразная, разноликая, мощь, восхищение".
Затем предлагается следующее задание: "Вставьте в предложенные пословицы и поговорки о России, о родине пропущенные слова, сделайте выводы". По группам вставляются слова: "Родина - ………………, умей за нее постоять"; "Родина любимая - ……………. родимая" и т.д. На этом разговор о культуре заканчивается, в графу "Культура" записываются выводы: "Родина-мать, любовь к родине, Родину надо защищать, ценить".
Далее ученикам предлагается прочитать отрывок из "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Отрывок замечательный, приглашающий к обсуждению, диалогу (цитирую не полностью): "Мы все граждане, в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя. Пусть Греки, Римляне пленяют воображение:   они принадлежат к семейству рода человеческого и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя Русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона. Всемирная История великими воспоминаниями украшает мир для ума, а Российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые предметы - красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами". После чтения текста логично было бы обсудить с учениками, например, такие вопросы. Почему любовь к отечеству логически вытекает из любви к себе? Почему сердце наше сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла? Как может история украшать отечество? Можно было бы спросить у них: а какие места, связанные с российской историей, привлекательны для вас? Какие исторические события заставляют вас гордиться своей родиной? Какие исторические герои вызывают ваше особенное уважение?
Однако в рабочем листке дано задание: "Подчеркните в тексте Карамзина то, что характеризует Россию". Ученики подчеркивают: "берега Волхова, Днепра, Дона", "Новгород, Киев, Владимир", "хижины Ельца, Козельска, Галича"… Интересно, что многие интуитивно выделяют проблемные места: "государственные бедствия", "нравственное чувство", "благо и согласие общества", "любим его, ибо любим себя" и т.д., но они остаются неотрефлексированными, а в графу "История" записывается: "учит нравственности, справедливости; гордость за нашу историю".
Результатом урока становится небольшая творческая работа на тему "Лики России". Первая фраза дана: "Лицо России удивительно многообразно". Нужно продолжить: первая группа пишет о природе, вторая - о культуре, третья - об истории.
Вот что получилось (нами выбраны работы учеников, разных по успеваемости; орфография и пунктуация исправлены, в остальном авторский текст полностью сохранен).
О природе (работа троечника). "Природа России велика. Разнообразна природа. России кругом поля, леса и реки. Природа России восхищительная, мощная. Природа, хоть там просто дубы, но смысл в них скрыт.
Выводом по всему этому является, что Россия велика".
О культуре (работа "хорошистки"). "Культура России, все мы очень ценим нашу архитектуру, поэзию, красивые пейзажи. И любим нашу культуру. Родина - мать, нам нужно защищать ее".
Об истории (работа отличницы). "История России важна очень каждого жителя этой страны. Всемирная История великими споминаниями украшает мир для ума. Россия - это наша родина. Наша родину как родная мать надо любить, хранить и ценить.
Вывод: мы должны любить и ценить такой, какой она есть. Потому что Родина как мать родная".
Как видим, ни по уровню осмысления темы, ни по речевому оформлению сочинения практически не отличаются. Обилие речевых и грамматических ошибок в творческих работах - всегда следствие "вымучивания" текста. Опыт показывает: когда ученику есть что сказать, когда ему хочется высказаться, его речь более правильна, выразительна, а иногда ошибки даже превращаются в речевые находки (о стихах: "Они пробуждают чувство совести" о современных людях: "Они ничего не делают, только работают" - пример из личного опыта).
Почему ни одна из целей урока не достигнута? В чем учитель ошибся, когда планировал урок?
Начнем с неоправданно широкой темы, подходящей, скорее, для рассчитанного на несколько лет учебно-исследовательского проекта, но никак не для одного урока. Обобщения такого уровня может сделать философ, писатель. Для семиклассника понятия: Россия, природа, культура, история - абстракции, описать которые он не может в силу отсутствия знаний, необходимых для этого умений, представлений, ощущений, личностного опыта. 
Следовательно, обучающая цель урока - написать творческую работу на тему "Лики России" (в жанре сочинения-описания) не могла быть достигнута. В похожих ситуациях мы довольно часто сталкивались с такой логикой педагога: "Ну и пусть ученик не научится писать сочинение (решать задачу, писать уравнение реакции, находить на карте Бразилию и т.д.), зато он научится родину любить. Но разве может чему-то хорошему научить банальность? И оставшиеся у учеников невысказанные вопросы сами собой не исчезнут. А почему, собственно, родину надо любить? Чем мы можем гордиться? Зачем нам нужна наша культура? Все эти мировоззренческие вопросы обязательно встанут перед подростком (мы не раз сталкивались с ними и в личном общении, и на уроке, и в сочинениях), и тут березками и пословицами не отделаешься. Тема Родины - одна из самых проблемных тем в русской философии, литературе, публицистике, и проблемы эти нужно обсуждать с учениками, конечно, учитывая их возраст. И здесь очень важен отбор содержания урока. В стихах великих русских поэтов о родине всегда есть проблемность, потому что любовь "странная", люблю, "за что, не знаю сам" (Лермонтов), любовь - "крест" (Блок). И важно актуализировать эти проблемы, обсудить их с учениками. Необходимо обращение к их личностному опыту, создание условий для рефлексии.
Что можно было бы изменить в проекте урока, чтобы научить семиклассников сочинению-описанию и помочь им задуматься о таком сложном чувстве, как любовь к Родине?
Во-первых, сосредоточиться на учебной цели: урок должен стать подготовкой к созданию творческой работы, тему которой необходимо сузить так, чтобы она вмещалась в рамки личного опыта семиклассника. Например, "С чего начинается родина?", "Моя малая родина", "Место, самое дорогое для меня…" т.п.
Во-вторых, нужно актуализировать личностный опыт учеников. Это может быть беседа, работа с ассоциациями, обсуждение в группе. С чем для вас ассоциируется понятие родина, что значит "малая родина", расскажите о своей малой родине и т.п.
В-третьих, чтобы семиклассники смогли выразить свои чувства, мысли, нужно помочь им найти для этого слова, и здесь вполне уместной могла бы стать работа со словарями: толковым, синонимическим, этимологическим, словообразовательным. Семиклассникам интересно было бы узнать, что слова: родина, родитель, благородство - принадлежат к одному словообразовательному гнезду, что слово родина (с ударением на втором слоге) в украинском, чешском, словацком, польском языках означает семья. Они выбрали бы из словаря синонимов слова, которые можно использовать в своей творческой работе, например: колыбель, край отцов, отечество, отчий край, родная земля, родная сторонка, родные места, родные осины и др.
Для раскрытия мировоззренческой темы уместно создать проблемную ситуацию, чтобы ученики захотели размышлять, высказывать свое мнение, отстаивать его. Можно использовать текст Карамзина, стихи русских поэтов о Родине, современные тексты. И главный вопрос здесь, наверно, будет следующий: почему благородные люди любят родину, несмотря ни на что, и чувствуют свою ответственность перед ней?
Найдя опору в личном опыте, поработав с языковыми концептами, познакомившись с размышлениями поэтов, историков, современных публицистов, вступив в диалог с ними и со своими одноклассниками, ученики смогут создать творческую работу, в которой не будет банальности. Работы можно будет прочитать в классе, и тогда в сознании семиклассников создастся образ России, разной, многоликой, любимой каждым по-своему и описанной своими, собственными, особенными словами. 
***
Еще один пример. Урок географии в 10 классе, тема самая животрепещущая: "Россия и Запад: противостояние или сотрудничество?". Урок заявлен в форме дискуссии. Как выяснилось к концу урока, учитель, вероятно, сам являясь убежденным патриотом, хотел привести десятиклассников к выводу, что мы прекрасно можем обойтись и без Запада. Нечего нам на него смотреть, мы пойдем своим путем. Как происходило обсуждение? Учитель предложил поразмышлять над вопросом о необходимости участия России в Болонском процессе. Старшеклассники вяло дискутировали, из их реплик было понятно, что об этом явлении они имеют слабое представление. Вставали вопросы о парламенте, об импорте и экспорте, о полезных ископаемых и др. - та же картина. Кто-то что-то слышал дома, кто-то по телевизору, кто-то что-то припоминал из учебников - никакого целостного видения ситуации у учеников не было. Не было знаний, которыми можно было бы оперировать в ходе дискуссии. Ученики не работали с историческими источниками, документами, хотя для решения такой глобальной проблемы сорока пяти минут работы с источниками явно маловато. В результате получился разговор ни о чем, и ученики легко согласились с имеющим твердые убеждения и обладающим харизматичностью учителем.
Но мировоззренческим итогом урока стало не осознанное понимание учениками особого исторического пути России, а понимание того, что можно рассуждать и даже спорить о предмете, практически ничего о нем не зная, не изучив досконально вопроса, ведя дискуссию не на научном, а на абсолютно обывательском уровне.
Казалось бы, и опора на личный опыт была, и проблематизация была, и приглашение к философствованию было. В чем педагогическая ошибка?
Личный опыт хорош, когда в решении мировоззренческих проблем нам нужно опереться на чувства, впечатления, ощущения учеников. При решении философских, политических, экономических проблем нужно научить их опираться на разумные доводы, подтвержденные фактами. Взаимоотношения России и Запада - одна из центральных проблем русской философии. Можно быть западником, славянофилом, почвенником - учитель имеет право на собственное мировоззрение, - но нельзя сложные вопросы решать при помощи демагогии. Чтобы высказать свое видение проблемы, ее нужно сначала досконально изучить. Что толку спрашивать мнение десятиклассников о Болонском процессе, если они о нем практически ничего не знают. Учитель в этом не виноват: урок проводился на "чужих" учениках, но ведь можно было дать им задание подготовиться к уроку. Может быть, сузить проблему, изучить один из ее аспектов. Представить разные мнения философов, политологов, экономистов. Воспитательным эффектом такого урока должно было стать убеждение десятиклассников, что судьба России, ее будущее, взаимоотношения с Западом - сложные, неоднозначные проблемы, решение которых требует знаний, опыта, рассудительности, мудрости, осторожности. Он должен был стать прививкой от демагогии, а стал ее пропагандой.
***
И последний пример. Урок истории в 10 классе. Тема: "Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада". Молодой учитель прекрасно владеет информационными технологиями, легко работает с интерактивной доской. На этом весь урок и построен. На интерактивной доске высвечиваются задания, появляются карты, ученики сами двигают войска, проверяют свои знания при помощи интерактивных тестов.
В конце урока учитель задает десятиклассникам вопрос: "Как вы думаете, почему Александр Невский причислен к лику святых"?
- Потому что защищал родину…
- Потому что разбил шведов…
Ученики теряются, ответы их самих не удовлетворяют. Мы тоже испытываем чувство растерянности. Вопрос интересный, важный, обсудить его хочется, но сказать совершенно нечего. А ведь мы очень внимательно следили за ходом урока. Но самого главного на нем не было сказано.
Александр Невский - небесный покровитель нашего города, мощи его находятся в Александро-Невской лавре. В 2008 году, по результатам народного голосования, его имя стало именем России. "Он… был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода", - так оценил его историческую роль митрополит Кирилл. "Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке - имели единственную цель - сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа", - писал о нем историк В.Г. Вернадский.
Почему этот русский князь стал одним из наиболее почитаемых наших святых и был выбран лицом России? Возможно, именно с этого вопроса стоило начать урок и построить его не как детальное повторение изученных в 6-м классе фактов, а как основанное на этих фактах размышление о роли личности в истории, об идеале святости, о современной оценке исторического деятеля.
К сожалению, довольно часто увлечение различными технологиями, в том числе и информационными, происходит в ущерб смыслу, и там, где целей урока можно было бы достичь при помощи эвристической беседы или обсуждения проблемных вопросов в группах, учитель, стараясь идти в ногу со временем, создает сложнейшие презентации, от которых мировоззренческие проблемы лучше не решаются.
***
Подведем некоторые итоги.
Воспитанию любви к своей родине способствует не количество мероприятий, не "месячники патриотизма", не лозунги, призывы или разговоры "на тему", а вдумчивая, серьезная работа учителя, прежде всего на уроке, связанная с выбором содержания урока и продуманной организацией деятельности учащихся. На таком уроке важна актуализация мировоззренческой проблематики, личностного опыта ученика.
"Главный принцип патриотического воспитания, - пишет В.А. Караковский, - проблемность: необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения своих позиций и умений конструктивно взаимодействовать с иными позициями.
Диалоговые, дискуссионные формы играют ведущую роль в воспитании патриотизма. При этом акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении. Педагог, организуя диалог, должен постоянно думать: действительно ли школьники знают, что выбирают, осознают ли они достаточно полно, что стоит за каждой стороной двойственности? Чувствуют ли они тот надрыв, который сопровождает не умозрительные, а жизненные альтернативы? [2: 210].
И последнее: патриотизму нельзя научить; воспитательная цель урока не должна подменять учебную, воспитание на уроке не может происходить само по себе, а только в процессе учебной деятельности, организация которой требует от учителя педагогического таланта и профессионализма.
Использованная литература
1.            Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 93- 101.
2.            Караковский В.А. Школа практического гуманизма как институт мировоззренческого самоопределения нового поколения Текст. / В.А. Караковский, Д. Григорьев // Народное образование. № 1. - 2007. - С. 207-216.
 


Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru