Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » К проблеме становления новой парадигмы образования

К проблеме становления новой парадигмы образования

К проблеме становления новой парадигмы образования

 
С.Э. Берестовицкая,
кандидат педагогических наук,
 докторант кафедры педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена,
учитель русского языка и литературы лицея №226,
методист НМЦ Фрунзенского района
(Санкт-Петербург)
 
 
World The problem of formation of the ideological paradigm of education
abstract
S. Berestovitskaya,
The candidate of pedagogical sciences,
 The doctoral candidate of chair of pedagogics
РГПУ of A.I.Herzen,
The teacher of Russian and the literature of lycée №226,
Methodologist НМЦ of the Frunze area
(St.-Petersburg)
 
Данная статья – результат теоретических поисков автора, его стремления к научному самоопределению. Она носит дискуссионный характер, приглашает к обсуждению и полемике. В статье на основании широкого круга современных исследований охарактеризована новая (с точки зрения автора) - мировоззренческая образовательная парадигма, даны ее философские обоснования, перечислены сущностные вопросы современного образования, которые она позволяет решить, намечены возможные пути их решения.
Ключевые слова: мировоззрение, образовательная парадигма, мировоззренческая парадигма образования
Keywords:world, the educational paradigm, worldview paradigm of education.
 
«Безысходность», «дегуманизация», «бездуховность», «техницизм», «дисгармония», «нарушение целостности», «дезадаптация», «отчуждение», «утрата человеческого в человеке» и т.д.» - такими смысловыми концептами описывается сегодня кризисная реальность мировоззрения [1, С.37]. В условиях мировоззренческого кризиса наиболее незащищенным оказывается молодое поколение, которому трудно самоопределиться в плюралистическом конгломерате ценностей, идеалов, верований. Актуальность мировоззренческой проблематики в образовании сегодня обусловлена совокупностью следующих факторов:
·      глобальным противоречием между потребностью юношества в целостном, внутренне непротиворечивом мировоззрении, которое стало бы точкой опоры в современном кризисном мире, и сложностью его формирования в ситуации множественности мировоззрений;
·      разнонаправленностью влияний семьи, школы, СМИ и других общественных институтов;
·      мировоззренческой разобщенностью в учительской среде (существующие информационные ресурсы говорят о том, что сегодня у учителя, к примеру, формируется педагогическое, информационное (медиаинформационное), математическое, экологическое, новое, экзистенциально-гуманистическое (и т.д.) мировоззрение;
·      разобщенностью знаний и информации, не складывающихся в единую мировоззренческую картину мира;
·      механистическим и во многом бюрократическим подходом к воспитательному процессу, который дробится на такие составляющие, как духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое и др. виды воспитания;   
·      механистическим и во многом бюрократическим подходом к воспитательному процессу, который дробится на такие составляющие, как духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое и др. виды воспитания; 
·      невостребованностью в образовательном процессе до-интеллектуальных, невербальных способов получения знаний (их переживания, сопереживания, вчувствования) [2, С.17];
·      невключенностью в образовательный процесс вненаучного знания;
·      сохраняющимся формальным, количественным подходом к оценке результатов образования, следствием чего является ориентация образовательного процесса в первую очередь не на личностный, а на предметный результат;
·      отсутствием системы педагогической поддержки мировоззренческих исканий юношества.
Проблема современного образования видится нам в том, что, утратив прежние чёткие мировоззренческие ориентиры, оно потеряло во многом и задачу мировоззренческого воспитания (самоопределения) личности. Вряд ли можно уповать на то, что любая существующая парадигма в образовании естественным образом способствует этому процессу.Таким образом, разрешение обозначенных противоречий требует анализа и оценки парадигмальных оснований современного образования.
Этой проблеме посвящен целый круг исследований философов, психологов, педагогов, теоретиков и практиков образования. Анализ их работ позволил сделать следующие выводы.
·      Современное состояние образования характеризуется учеными как полипарадигмальное: в нем одновременно сосуществуют знаниевая, культурологическая, компетентностная, личностно-ориентированная (по классификации Е.А. Ямбурга) парадигмы образования. Различные классификации современных парадигм даются также в работах Е.В. Бондаревской, И.А. Колесниковой и др. ученых.
·      Предпринимаются попытки систематизации (Бондаревская Е.В., Кукуев А.И., Павленко А.И. и Попова Т.Н. и др.), гармонизации существующих парадигм (Ямбург Е.А.), межпарадигмального диалога (Колесникова И.А.).
·      Большой группой ученых ведется поиск новой образовательной парадигмы, адекватной постиндустриальному информационному обществу (Абрахматова Г.А., Арутюнян М.П., Корнетов Г.Б. и др.).
Новая образовательная парадигма, отвечающая современным требованиям образования и развивающая прогрессивные тенденции существующих парадигм, еще не названа. Исследователи пока лишь говорят о ее необходимости и размышляют о том, какой она должна и не должна быть.
С точки зрения автора, ею может стать мировоззренческая парадигма образования (впервые применительно к частной образовательной парадигме термин употреблен М.П. Арутюнян). Изучение широкого круга философских и педагогических исследований позволяет сделать вывод о возможности перерастания интереса к мировоззренческой проблематике, понимания ее важности в научном сообществе в становление новой парадигмы образования.
Мировоззренческую направленность поиска стратегических целей образования можно наблюдать не только в теоретических исследованиях философов, психологов, педагогов, но и в направленности Закона РФ «Об образовании», новых нормативных документов (Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г., Государственные образовательные стандарты, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России), а также в экспериментальной деятельности образовательных учреждений («Школа практического гуманизма» В.А. Караковского, «Школа формирования смысложизненных ориентаций И.В. Ульяновой и др.). Хочется обратить внимание на то, что наибольшую активность в разработке мировоззренческой проблематики проявляют сегодня православные педагоги, тогда как неконфессиональная педагогика, вероятно, связи с установкой на идейный плюрализм, уделяет этой проблеме недостаточное внимание.
Чтобы избежать неясности в употреблении термина, необходимо разграничить понятия «мировоззренческая парадигма» и «мировоззренческая парадигма образования», (последнее в свою очередь употребляется в двух значениях).
Мировоззренческая парадигма – это общемировоззренческие представления о природе и о пространственно-временных характеристиках сущего, о причинно-следственных связях явлений и вещей, о человеке и его способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другому, свойственные определенной эпохе [2, С.16].
Соответственно «мировоззренческая парадигма образования» в первом своем, более широком значении, является непосредственным отражением общей картины мира, свойственной эпохе, в представлениях о ребенке, о возможностях, целях и задачах образования, об учителе и основных характеристиках его личности [2, С.16]. Например, эзотерическая, научно-технократическая и гуманитарная парадигмы образования, по классификации И.А. Колесниковой; авторитарно-императивная и гуманная, по классификации Ш.А. Амонашвили и т.д.
В более узком значении мировоззренческая парадигма образования – система научных установок, подходов, ценностей, в основании которых лежит представление о мировоззренческом самоопределении личности как основной цели образования.
О мировоззренческом смысле образования писал еще С.И. Гессен. Задача образования рассматривалась им как «воспитание личности, что равнозначно выработке мировоззрения» [5, С.104]. Развивая его идеи, современный философ И.Н. Сиземская обращает внимание на то, что «вне культурно-мировоззренческого контекста образование лишается проблематики, связанной с осмыслением экзистенциальных вопросов человеческого бытия» [9, С.64].
Философское обоснование мировоззренческой парадигмы образования дается в работе М.П. Арутюнян «Мировоззрение: онтологический и методологический подходы», последняя глава которой посвящена мировоззренческому потенциалу образования. «Установка на мировоззренческую структуру личностного сознания как учителя, так и ученика означает прежде всего переориентацию представлений о ведущих целях, задачах и технологиях образования», - считает ученый [1, С. 283]. Цель образования в контексте новой парадигмы видится философу «в выстраивании мировоззренческого отношения к действительности», в превращении процесса образования в «непрерывную смысложизненную активность человека». Знания преобразуются в личностные мировоззренческие смыслы благодаря раскрытию в образовательном процессе потенциала таких феноменов сознания, как ум, рассудок, вера, надежда, любовь, убеждение.
Анализ исследований философов М.П. Арутюнян,А.П. Валицкой,Г.А. Абрахматовой, В.Н. Финогентова и др. позволяет сделать вывод о том, что мировоззренческая образовательная парадигма дает основание для решения таких сущностных вопросов современного образования, как
- обращение к личности учащегося - его мотивационным и нравственно-духовным устремлениям, фиксируемым мировоззренческими установками [9, С.65];
- осознанный выбор личностью собственных мировоззренческих ориентиров в условиях радикальной плюрализации мировоззрений;
- построение целостного процесса обретения знаний; синтез учебных знаний на основании мировоззренческой картины мира;
- снятие в образовательном процессе противоречий между такими «реалиями бытия и мысли, как трансцендентное и повсе­дневное; духовное и практическое; личностное и общественное; материалистическое - идеалистическое; атеистическое - религиозное; научное - ненаучное; прогрессивное – реакционное и т.д.» [1, С.21];
- участие ценностно окрашенного естественнонаучного знания в определении смысложизненных ориентаций юношества;
- возрождение приоритетов духовного мира;
- гармония науки и духовности;
- мировоззренческий синтез науки и религии (А.Ю. Карпов).
Анализ широкого круга исследований, которые можно рассматривать в контексте мировоззренческой парадигмы образования, позволил наметить следующие пути решения этих вопросов.
1. Усиление, а также модернизация мировоззренческой составляющей содержания образования, которая, по мысли философа В.Н. Финогентова, «должна быть центральным, интегрирующим и определяющим, смысловым началом всей системы образования», тогда как сегодня ей уделяется недостаточное внимание. Мировоззренческая составляющая содержания образования присутствует в содержании всех учебных дисциплин в виде мировоззренчески значимого знания, т.е. такого знания, которое может быть использовано для решения тех или иных мировоззренческих проблем [12]. Это знание, по мысли А.П. Валицкой, «ориентировано ценностным смыслом, имеет воспитывающую мировоззренческую направленность, организовано идеей целостной, развивающейся, открытой картины мира и человека в нем» [2, С.14].Однако эти знания «не акцентируются, не анализируются и не подаются обучающимся и воспитуемым в качестве строительного материала… для создания ими своего собственного мировоззрения» [12]. Это связано, во-первых, с тем, что педагоги не ориентированы на трансляцию мировоззренческой составляющей образования, а во-вторых, с тем, что «эти мировоззренческие элементы (знания, идеалы, ценностные ориентации…), присутствующие в содержании различных дисциплин, слишком рассредоточены, разбросаны, случайны, неинтегрированы, не складываются в целостность» [12].
2. Изменение требований к оценке результатов образования
Изменение требований к оценке результатов образования закреплены в «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования», в котором на первом месте стоят личностные результаты. К ним относятся «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению… формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира» [11].
По мнению Л.В. Вилковой, сегодня происходит «понимание того, что оценивание становится не просто тем, через что учащиеся «проходят», но и тем, что осуществляется вместе с ними и что совершается ими самими» [4, С.116].
В связи с этим меняется и система оценки профессиональной деятельности учителя. Например, в типовом документе «Отзыв об уроке /занятии», представляемом педагогами в аттестационную комиссию, выделяются следующие критерии оценки современного урока (занятия):
 - занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении;
 - обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем [8].
3. Построение системы онтологического воспитания (Ульянова И.В.) - целенаправленного взаимодействия педагога с воспитанником в образовательном процессе с целью конкретизации вопросов бытия ("Каким быть?", "Кем быть?", "Что делать?", "В чем смысл моей жизни?"); формирования у ученика положительных идеалов, смысложизненных ориентаций. Ученый выделяет ведущие методы онтологического воспитания: беседы о смысле жизни, о мечтах и планах, об ответственности, справедливости и несправедливости; дискуссии и диспуты по художественным произведениям, кинофильмам, театральным постановкам; анализ поступков… творческие письменные и художественные работы; лекции философского содержания и пр. [10, С.46].
4. Возрастание роли личности учителя в образовательном процессе, значимости его мировоззренческой культуры. Педагог, безотносительно к преподаваемому предмету, должен владеть широким кругом мировоззренческих знаний, уметь раскрыть мировоззренческий потенциал своего предмета, «выстраивать преподавание предмета и воспитательного про­цесса в формах мировоззренческого дискурса, передавать ученикам навыки мировоззренческой аргументации, способностей обоснования своих собст­венных мировоззренческих взглядов, самостоятельного выбора позиции» [1, С.284]. Но самое главное здесь, пожалуй, «личностный опыт учителя», то есть опыт становления личностью, который именно и интересует юношество. Приобретение этого опыта – внутренняя, экзистенциальная задача педагога. «Неслучайно, - пишет И.А. Колесникова, - в современной педагогической науке развивается тенденция к рассмотрению проблемы не только профессионального обучения, но и ВОСПИТАНИЯ учителя» [7, С.234]. Его миссия – «способствовать пробуждению мировоззренческого сознания, философского умонастроения»[6, С.51].
В новой парадигме образования мировоззренческая позиция педагога строится на следующих основаниях:
- терпимость, спокойное, толерантное отношение к мировоззренческому выбору ученика: «Сущность правильной установки учителя заключается... не в нейтралитете, а в терпимости» (Гессен) [5, С.111];
- взращивание мыслящего, ищу­щего воспитанника, способного сделать самостоятельный мировоззренче­ский выбор;
- ориентация самого педагога на ценность анализа, критической рефлексии, философствования.
Таким образом, именно в рамках мировоззренческой парадигмы возможнасегодня переориентация образования на решение следующих актуальных задач.
- Во-первых, поиск разумного соотношения между единым и разнообразным в мировоззрении; отбор базовых ценностей, на которых может строиться мировоззрение юношества, и ценностей, целей, идеалов, предполагающих мировоззренческий выбор. Под единым в мировоззрении понимаются ценности, идеалы, убеждения, которые общими педагогическими усилиями должны быть воспитаны в юношестве, независимо от религиозных, философских, политических и прочих взглядов семьи, национальной или социальной общности, к которой принадлежит воспитанник. Эти ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», они же положены в основу требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в «Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования», и не вызывают возражений, так как в их основу, в свою очередь, положены общечеловеческие ценности. Все, что не относится к базовым ценностям и не противоречит им, т.е. ценности, идеалы, взгляды, убеждения, верования, обусловленные, национальными, религиозными и др. традициями семьи воспитанника, социальной или религиозной группы, к которой он себя причисляет, определяется его личным выбором, к которому воспитывается уважительное, толерантное отношение.
- Во-вторых, актуализация мировоззренческих проблем в содержании образования, личностного постижения религиозных и философских знаний в образовательном процессе; консолидация опыта светской и религиозной педагогики в деле воспитания учащихся;
- В-третьих, использование таких методов обучения и воспитания, как создание проблемных ситуаций, диалог, дискуссия, позиционное общение, философствование, метод педагогической герменевтики и др.;
- В-четвертых, подготовка педагога, владеющего мировоззренческими знаниями и способного помочь ученику в мировоззренческом самоопределении.
Оформятся ли современные мировоззренческие поиски в становление мировоззренческой образовательной парадигмы, или это будет другая парадигма, или синтез уже имеющихся парадигм, покажет время. Бесспорным остается лишь то, что «возрождение нашей эпохи должно начаться с возрождением мировоззрения» (Альберт Швейцер).
 
Литература
1.        Абрахматова Г.А. Мировоззренческие парадигмы образования (социально-философский анализ): автореферат… к-та филос. наук: 09.00.01:  Республика Казахстан Алматы, 2010.
2.        Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: диссертация… д-ра филос. наук: 09.00.01: Хабаровск, 2006.- 352 с.
3.        Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. -1997. №3.- С.15-19.
4.        Вилкова Л.В. Современная парадигма школьного образования: изменение философии оценивания // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 115-117.
5.        Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Педагогика российского зарубежья. - М., 1995, с. 91-113.
6.        Касьян А.А.. Мировоззренческая позиция преподавателя //Высшее образование сегодня.- 2008. - №12.- С.48-52.
7.        Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. – СПб.: СПБГУПМ, 1999. – 242с.
8.        Отзыв об уроке [электронный ресурс] URL: http://spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php. [дата обращения 15.03.2012].
9.        Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин // Педагогика. - 2001. N1. - С. 63-67.
10.    Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся // Педагогика. – 2007. – № 7. – С. 43–50. 
11.    ФГОС основного общего образования [электронный ресурс] - URL: http://www.yar-edudep.ru/fgos. [дата обращения 15.03.2012].
12.    Финогентов В.Н. Мировоззренческая составляющая образования // Здравый смысл.- 2011. № 3 (60) [электронный ресурс] - URL: http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/60/finogentov.htm. [дата обращения 15.03.2012].


Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru