Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Эмпатия как основа педагогического исследования

Эмпатия как основа педагогического исследования

Эмпатия как основа педагогического исследования

Берестовицкая Светлана Эрленовна,
к.п.н., учитель русского языка и литературы
лицея №226,
методист НМЦ Фрунзенского района
г. Санкт-Петербурга

Анализ научных определений термина «эмпатия» позволяет сделать вывод о том, что одной из его важных составляющих является понимание. Эмпатия как внутренняя активность, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека, его чувств, мыслей, поступков является важнейшим условием диалогического общения. Развить эмпатическую способность в воспитаннике может только педагог, для которого внимание к личности ученика является основой педагогического мировоззрения. Поэтому, с нашей точки зрения, владение современными педагогическими методами исследования необходимо не только ученому, но и учителю-практику.

В повседневной школьной жизни учитель постоянно сталкивается с различного рода изменениями, которые нужно констатировать, осмыслять и на которые необходимо реагировать. Изменяется, проходя разные возрастные периоды, ребенок, меняется общая атмосфера в классе (желание учиться, общаться, отношения друг с другом, с учителями, творческая активность, дисциплина и т.д.). И все эти изменения происходят в каждом классе и в каждом отдельном ребенке по-своему. Не понимая причин этих изменений, не умея выявлять их, объяснять и делать выводы, учитель теряет возможность реально помочь ребенку, повлиять на класс в целом. Таким образом, он либо самоустраняется от реального воспитательного процесса, либо испытывает психологический дискомфорт, пытаясь действовать наугад и не видя положительного результата своих действий. Трудность в данном случае обусловлена еще и тем, что мы имеем дело с внутренним миром человека, который не поддается точным замерам. «Сторонники гуманитарной ориентации в психологии, - пишут ученые-психологи В.И. Слободчиков и Е.М. Исаев, - указывают на невозможность установить количественные границы такого феномена, как внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к человеку наполняется иным содержанием, нежели в естествознании и математике. Гуманитарная психология ориентируется на специфические методы познания человека» [3, С 105]. Выдвинутое учеными положение применимо не только к психологии, но и к педагогике. Как в гуманитарной психологии, так и в гуманитарной педагогике, «понимание… выступает как научный подход, как особый метод», как «процесс и результат познания» [3, С.107]. Из выделенных учеными методов описательной психологии особо значимым для нас является метод педагогической герменевтики, выступающий как искусство истолковывать и понимать педагогический опыт, представленный как в различного рода текстах, так и в других продуктах деятельности ребенка [3, С. 107-113].

В данной статье мы хотим предложить некоторые приемы педагогического исследования, которые использовали в течение восемнадцатилетней школьной практики. Примеры, приводимые в статье, также взяты из опыта работы, они, с нашей точки зрения, необходимы для пояснения выдвигаемых тезисов, но отнюдь не являются универсальными и единственно возможными способами действия.

1. Анализ письменных работ учащихся. Лучше всего, если письменная работа (сочинение, ответ на вопрос, творческая работа) естественно включена в ход урока. «Поиск, открытие, принятие или, наоборот, отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни», - пишет психолог Н.А. Логинова [2, С.122]. Небольшие сочинения (традиционно их называют мини-сочинения или сочинения-миниатюры), такие как «Счастливое воспоминание», «Как уходит детство…», «Обида» и др., направлены на то, чтобы сосредоточить внимание учеников на событиях внутренней жизни. В то же время такие темы сочинений, как «Человек, которому я благодарен», «Любимое стихотворение моей мамы», «Портрет соседа по парте», дают возможность ученику пристально вглядеться в другого человека, а учителю понять, как относится к другим его воспитанник.

Эти работы решают несколько педагогических задач:
• Ученики раскрывают особенности своего характера, личностные пристрастия, интересы, увлечения, иногда пишут о возникающих в их жизни психологических проблемах, что дает возможность учителю лучше понять своих учеников;
• юные авторы пытаются выразить себя в слове, чтобы таким образом еще раз осмыслить свои внутренние проблемы, взгляды, устремления; и тем самым учатся процессу рефлексии;
• знакомясь с работами товарищей, они начинают лучше понимать настроение, мысли, чувства друг друга, ведь, как писал С.Л. Рубинштейн, «одним из существенных параметров, по которым измеряется человек, является отношение к другому человеку…» [1, С.377].

Так, на один из обобщающих уроков по теме «Литературные направления» учащимся было дано задание: принести свои фотографии или фотографии своих близких, в которых можно увидеть характерные черты портретов классицизма, сентиментализма и романтизма. Затем ученикам нужно было выбрать наиболее понравившуюся фотографию и описать ее, используя художественную стилистику того направления, к которому близок выбранный портрет. Эта стилистика отразилась даже в названиях работ, все они эмоционально окрашены: «Милая притворщица», «Маленький взрослый мальчик», «Лазурное спокойствие», «Улыбка, блеск глаз, тюльпаны», «Самое сокровенное…», «Осень смотрит на тебя…», «Маленький рай», «Тунисский сентиментализм», «Моя мама» и др.

Девятиклассники не просто описывали портрет, но старались уловить его настроение, проникнуть во внутренний мир человека, запечатленного на фотографии:
«…В глазах Полины – глубокая и таинственная задумчивость. На губах – легкая, едва заметная улыбка, даже кажется, что ее и нет, но, если вглядеться в ее простые черты лица, она сразу заметна… Этот портрет выражает настоящую жизненную красоту человека. Хоть фото и черно-белое, но сразу становится понятно, что внутри этот человек очень яркий: у него все получится в жизни и он добьется всего, чего захочет» (Ваня Р.).

Обращает на себя внимание такая особенность: описывая портреты своих одноклассников, ученики постарались увидеть в них самое лучшее, даже чуть-чуть приукрасить и внешне, и внутренне, одухотворяя своим чувством, отношением любительские фотографии:
«Пухлые тучи опустились на землю, а над ними – лазурное небо. На заднем плане – спокойные, неторопливые корабли. Аня изображена на переднем плане. Она положила руку на борт корабля так спокойно и уверенно, будто не первый раз находится на нем. Ее волосы неторопливо перебирает ветер. На лице – сдержанная улыбка. Ее кофточка сливается с лазурным цветом неба. Мне кажется, после того, как был сделан этот снимок, Аня осталась одна на палубе, присев на скамью. Она размышляла о чем-то своем, о чем-то личном» (Антон Ф.).

Когда работы читались в классе, возникла теплая, дружественная атмосфера заинтересованного внимания друг к другу.
Анализ работ показал, что
- знания о литературных направлениях стали для девятиклассников более осмысленными, личностными;
- ученики смогли увидеть за внешним изображением внутренний мир другого человека;
- работа вызвала интерес к душевным переживаниям, личностным особенностям, казалось бы, знакомых людей;
- мысль об уникальности, неповторимости каждого человека стала для девятиклассников личным открытием, о чем многие из них сказали при обсуждении работ.

2. Анализ письменных работ родителей. Бывает так, что предложенная ученикам тема сочинения оказывается интересной и для родителей. Сравнение работ мамы и дочки, дедушки и внука также дает педагогу интересный материал для размышлений. После изучения на уроке литературы в 7-м классе «Поучения Владимира Мономаха» ребятам традиционно предлагается задание написать свое «Поучение детям». Такое же задание мы даем и родителям, естественно, по желанию. Сравнение работ родителей и детей позволяет сделать вывод о стиле воспитания в семье, о характере семейных взаимоотношений, а иногда и о скрытых проблемах, в решении которых может помочь учитель.

3. Длительное педагогическое наблюдение за процессом личностного развития ученика.
В центре внимания педагога, работающего в системе личностно ориентированного обучения, должен быть личностный рост отдельного ученика. Для того чтобы отследить его результаты, необходим длительный период времени. Приведем пример. Виталий В. остался на второй год в 6-м классе, он получил неудовлетворительные оценки по четырем предметам, поскольку пропускал уроки, не выполнял домашние задания, все свободное время проводил в компьютерном клубе с друзьями, родители не следили за успеваемостью сына. Виталий всегда был хмурым, с новыми одноклассниками не общался, продолжал прогуливать уроки, не посещал внеклассные мероприятия, в личных беседах с учителем никогда не смотрел в глаза и старался уйти от общения. В первую очередь мы постарались наладить общение с родителями (мама была обижена на школу и считала, что с сыном поступили несправедливо), затем помочь Виталику войти в новый коллектив. Мы разговаривали с мамой практически каждый день, поскольку необходимо было ставить ее в известность о пропусках уроков и невыполнении домашних заданий, а главное – убедить в том, что судьба ее ребенка небезразлична классному руководителю и только вместе мы можем помочь мальчику пережить стресс, связанный с оставлением на второй год, и начать учиться. С классом неоднократно проводились беседы о том, как нужно относиться к человеку, пусть и по своей вине, но все же попавшему в очень тяжелое положение. Мы просили шестиклассников помочь Виталику в учебе, отнестись к нему по-доброму, по возможности вовлечь в дела класса. Также мы беседовали и с бывшими одноклассниками мальчика, его друзьями, просили не отвлекать его от учебы, а, напротив, помочь в сложившейся ситуации.

Мальчик не умел писать сочинения, размышлять над проблемными вопросами, он откровенно заявлял, что они его совершенно не волнуют и размышлять над ними бессмысленно. «Чушь», «бред», «ерунда какая-то» - так он характеризовал философские проблемы.

Сейчас Виталий в 10-м классе. У него дружеские отношения со многими одноклассниками, он практически не прогуливает, старается хорошо учиться, по русскому языку и литературе уже несколько лет имеет оценки «хорошо». Юноша научился писать сочинения, его творческие работы читаются в классе, он мыслит реалистично, иногда чересчур практично, однако мировоззренческие проблемы уже не вызывают у него отторжение, о многих из них он рассуждает с интересом, высказывает свое мнение в классе. «Уроки литературы повлияли на мое мировоззрение, заставили задуматься над какими-то вопросами, о которых раньше практически не думал», - написал он в одной из работ.

Мы анализировали данную ситуацию в контексте воспитания личностного отношения ученика к проблемам мировоззрения. Однако это оказалось неотделимо от всей воспитательной системы в целом. Ведь изменению отношения ученика к проблемам мировоззрения (принятию их важности, значимости) предшествовало и изменение отношения к учебному процессу, т.е. появление учебной мотивации, и изменение отношений к классному коллективу, в котором мальчик почувствовал себя комфортно, и изменение отношения к учителю, классному руководителю, в котором он перестал видеть врага или постороннего, равнодушного человека. Определить в процентах степень влияния на ученика педагогических методов практически невозможно, поскольку кроме целенаправленного педагогического воздействия было еще и влияние родителей, друзей, процесс взросления, наконец. С точностью можно сказать только одно: вне диалоговых, т.е. в данном случае добрых, дружественных отношений с учеником изменить его отношение к учителю – предмету – философским проблемам было бы невозможно.

4. Самоисследование учеников.
Самоисследование может быть индивидуальным и коллективным. Пример индивидуального самоиследования – сочинение по русскому языку «Мои ошибки», где ученик сам анализирует свои типичные грамматические ошибки и пытается разобраться в их причинах. Сочинение «Мои ошибки» можно предложить старшеклассникам и на литературе (при условии близких, доверительных отношений с классом) как размышление о жизненных ошибках после знакомства с постоянно рефлексирующими героями Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Пример коллективного самоисследования – подготовка и проведение школьной учебно-исследовательской конференции «Читательский портрет современного старшеклассника-гимназиста». «Цель нашего проекта, - пишут десятиклассники, – исследовать читательские интересы старшеклассников гимназии №205 как представителей современного молодого поколения и, таким образом, создать читательский портрет современного гимназиста; научиться основам исследовательской деятельности. Для этого нужно было решить следующие задачи:
• определить круг интересов старшеклассников-гимназистов и выяснить, какое место в их жизни занимает книга;
• установить, какие произведения школьной программы действительно прочитаны гимназистами, какие только просмотрены и какие не читались совсем, т.е. определить процент реальных читателей школьной программы по литературе;
• выяснить, как старшеклассники относятся к классической и современной литературе и какое место та и другая занимают в их жизни;
• определить, любят ли десятиклассники поэзию и в какие моменты жизни обращаются к ней;
• установить, какой процент наших сверстников интересуется специальной литературой (научной, философской, религиозной), насколько серьезен их интерес к ней;
• понять, занимаются ли старшеклассники литературным творчеством, и если занимаются, то что побуждает их к этому;
• выяснить, как относятся наши сверстники к сочинениям и другим творческим работам на уроке литературы, какие трудности испытывают при их написании;
• ответить на вопрос, существует ли конфликт двух поколений читателей, «отцов» и «детей», т.е. определить литературные пристрастия старшего поколения и сравнить их с читательскими вкусами молодежи».

Проект достиг своей цели: ребята научились основам исследовательской деятельности (ставить цели, задачи, проверять гипотезы, проводить эксперимент, обрабатывать его результаты и, что самое трудное, делать выводы, публично выступать с докладами), задумались о себе как о читателях, о роли книги в жизни своего поколения и поколения своих родителей, научились отстаивать свое мнение в непростой дискуссии.

С нашей точки зрения, старшеклассников мог бы заинтересовать совместный проект по психологии межличностных отношений, конфликтологии, где они сами выступали бы и в роли исследователей, и в роли исследуемых. Такие проекты способствуют взаимопониманию между одноклассниками, сверстниками, учителем и учениками, помогают молодым людям лучше понять себя и свое поколение.

5. Совместное исследование учителей и учеников, направленное на решение общей педагогической проблемы.
Например, проблема успеваемости и посещаемости, которые заметно снизились к середине 10-го класса. Материалом исследования становится сводная ведомость пропусков уроков и оценок, полученных десятиклассниками за последние три месяца. Обычно анализом этих данных занимаются заместитель директора по учебной работе или классный руководитель. Выводы с соответствующими комментариями сообщаются ученикам на классном часе и родителям на родительском собрании. Решения принимает педсовет. Мы попробовали изменить ситуацию. На классный час были приглашены представители администрации, работающие в классе учителя, родители. Каждый из присутствующих получал конверт, в котором была написана его роль: директор, завуч, классный руководитель, учитель математики, отличник, неуспевающий ученик и т.д. Далее все делились на группы в зависимости от доставшейся роли: группа учителей, администрации, учеников, родителей. Члены группы получали материалы для анализа (оценки, пропуски) и анализировали эти материалы с точки зрения тех, чья роль им досталась. Директор мог оказаться в роли неуспевающего ученика и наоборот. Для обсуждения предлагались следующие вопросы:
- проанализируйте успеваемость и посещаемость класса за последние три месяца о обозначьте проблемы, которые вы увидели;
- каковы причины этих проблем и их последствия, с точки зрения вашей группы;
- каковы традиционные способы решения этих проблем и насколько они эффективны;
- какие реальные способы изменения ситуации вы можете предложить.

Наблюдая за ходом ролевой игры, мы сделали следующие выводы:
• Ученики анализировали проблемы своего класса, с точки зрения других (учителей, родителей, администрации), следовательно, возникало понимание их страхов и опасений.
• Учителя, родители становились в позицию учеников и пытались увидеть ситуацию их глазами;
• Между учителями, родителями, администрацией, детьми в каждой группе происходил активный диалог, совместное обсуждение проблемы, т.е. возникало взаимопонимание.
• К концу обсуждения возникло ощущение, что проблему нужно решать сообща, каждый должен что-то изменить в себе, в чем-то пересмотреть свои действия.

Предложение отчислять неуспевающих учеников, ставить двойки на экзаменах, чтоб другие знали, что с ними будет то же, если они не изменят отношение к учебе, поступило от самих учеников, исполнявших роль администрации. Тогда одна из учительниц, оказавшаяся в роли ученицы, рассказала реальную историю о том, как один из ее выпускников (совершенно заслуженно) не получил аттестат. Она говорила о том, как чувствовал себя молодой человек во время вручения аттестатов его одноклассникам и что чувствовали учителя, глядя на него. С ним поступили справедливо, ситуация оказалась очень поучительной, но для себя Светлана Николаевна сделала вывод, что никогда больше она не поставит двойку на экзаменах, какой бы заслуженной эта двойка ни была. Мы наблюдали за лицами десятиклассников во время рассказа учительницы, нам показалось, что они поняли главное: строгие меры, которыми их постоянно пугают, не применяют в том числе и потому, что учителя жалеют их, любят и не хотят портить им жизнь. Как поступать правильно: проявлять милосердие или справедливость – этот вечный учительский вопрос со всей его трудностью встал перед учениками. В данном случае понимание стало результатам совместного исследования проблемы.

Педагогическое исследование, с нашей точки зрения, не может иметь однозначные результаты. Мы не можем высчитать в процентах рост сознательности, нравственности, духовности, довольно относительно всегда наше деление на группы, разряды, уровни. «Мне кажется, самое неправильное в вашей теории, – написала десятиклассница в сочинении «Ответ господину Раскольникову», - деление людей на два разряда. Все люди одновременно и разные, и одинаковые. Либо этих разрядов должен быть целый миллион, либо один – человек. У вас очень правильная арифметика, но душа человека арифметикой не измеряется».

Не измерять душу арифметикой, наверное, главное в педагогическом исследовании.

Библиография
1. Бытие и сознание. Человек и мир. / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2003.- 512с.
2. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. // Принцип развития в психологии. – М.: «Наука», 1978. – С.156-172.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384с.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru