Пишем сочинение по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Пишем сочинение по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Тема: "Какие мировоззренческие проблемы поднимает А.С. Грибоедов в комедии "Горе от ума"
В сочинении нужно осветить следующие вопросы:
- какие проблемы можно отнести к мировоззренческим;
- какие мировоззренческие проблемы поднимает в комедии Грибоедов;
- подробно, с цитатами осветить одну-две проблемы (например, смысла и содержания жизни, отношения к службе, отношения к образованию и др.).
Какие мировоззренческие проблемы поднимает А.С Грибоедов в комедии "Горе от ума"
Прежде, чем затрагивать мировоззренческие проблемы в комедии А.С Грибоедова "Горе от ума" , следует понять сущность понятия "мировоззрение". Если говорить понятным для всех людей языком, то мировоззрение - это система взглядов на мир, но, также, мировоззрение - это система жизненных ценностей,знаний которые формируются в течении всей жизни. То есть, можно сказать, что мировоззрение - это духовный мир человека.
Поняв, что такое мировоззрение, не трудно догадаться, какие проблемы бывают в людской жизни мировоззренческие проблемы. Например, проблема добра и зла, проблема любви, проблема смысла и содержания жизни, проблема отношения к образованию, к службе и многие другие. Прочитав комедию А.С Грибоедова "Горе от ума", я заметил, что А.С Грибоедов поднимает в своей комедии немало мировоззренческих проблем, которые я сейчас опишу.
Время действия комедии "Горе от ума" примерно 1815-1824 года, в это время главным идеалом русского человека должен быть человек с высоким званием, многообразием чинов, а также человек богатый и властный. Многие добиваются чинов нечестными путями. Сам Чацкий никогда не служил и объясняет это так: "Служить бы рад, прислуживаться тошно.". Всё это категорически не нравится "веку минувшему" в лице Фамусова, гостей на балу, Молчалина и Скалозуба. Сами же представители "века минувшего" относятся к службе превыше всего: " Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.".
Проблема смысла и содержания жизни - одна из самых основных мировоззренческих проблем в комедии Грибоедова. Чацкому не нравится то, как проводит время и относится к
времяпрепровождению "фамусовское общество" : "Вчера был бал, а завтра будет два. Тот свататься - успел, а тот дал промах. Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.". Исходя из монолога Чацкого, видно, что жизнь "фамусовского общества" однообразна и скучна - каждый день похож один на другой, но им нравится, как они проводят время.
В "Александровское время" считалось, что учиться - это занятие неправильное, а лучше сразу отдать свой долг Отечеству. Сам Фамусов придерживается такому правилу: " Ученье - вот чума, учёность - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений." Но Чацкий считает иначе: "А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, в учёный комитет, который поселился и с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился?". "Фамусовское окружение" относится к таким людям, как Чацкий, с презрением. Например, внук старухи Хлестовой - князь Фёдор, который "чинов не хочет знать".
Как и во многих комедиях, в творении Грибоедова самой центральной мировоззренческой проблемой является проблема любви. По приезду в Москву, Чацкий сразу же встречает любовь своего детства - Софью Фамусову, но обнаруживает то, что Софья не очень сильно ему рада и заподазривает её в том, что она любит Молчалина. Сама же Софья объясняет о своих отношениях с Молчалиным так: "Я не старалась,бог нас свёл.". Сам же Чацкий не верит, что Софья выбрала себе в избранники Молчалина : "Муж - мальчик, муж - слуга, из жениных пажей,высокий идеал московских всех мужей.". Развязка конфликта между Чацким и Молчалиным наступает тогда, когда Чацкий узнаёт о том, что Софья любит Молчалина. Он не видит больше в Софье свою любовь и немедленно уезжает из Москвы.
Азарова Лера По моему мнению, мировоззрение - это философский взгляд, которым человек смотрит на мир, воспринимает то, что его окружает. Для подростка мировоззренческими проблемами являются взаимоотношения с родителями, учителями и сверстниками. В моем возрасте происходит становление характера, человек выбирает себе круг общения, то, как он будет вести себя в обществе и реагировать на определенные ситуации в дальнейшем.
Обратимся к предложенной теме: «Какие мировоззренческие проблемы поднимает А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума»». В первую очередь, в своем произведении он касается множества острых тем и проблем, современных для его общества, таких как: смысл жизни, отношения с обществом, отношение к чинам и богатству, службе, образованию, крепостному праву и т.д..
Рассмотрим две проблемы на примере Чацкого и «Фамусовского общества»: отношение к времяпрепровождению и отношение к службе.
Чацкий считает, что иметь образование важно, ведь с безграмотным человеком зачастую неинтересно общаться, он бывает наивным и глупым.
«…Он малый с головой;
И славно пишет, переводит…»
Отношение Чацкого к образованию совпадает с позицией декабристов. Он показывает несостоятельность действующей на то время системы русского дворянского обучения.
«Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Не то, чтобы в науке далеки»
А Фамусовское общество считает наоборот. Для них главное в жизни сделать карьеру, получить высокий чин, «выбить» свое место в светском обществе и успеть посетить как можно больше балов.
Хлестова:
«И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев»,
Фамусов:
«Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Чацкий:
«Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах».
Чацкому чины не важны, его мнение - надо служить делу, а не лицам, также презирает чинопочитание и карьеризм.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
«Чины людьми даются, а люди могут обмануться»
Отношение Чацкого к службе резко негативное, он бы и рад служить Родине, но не хочет прислуживать начальству, поэтому уходит со службы.
В «Фамусовском» же обществе существует другой принцип: служить нужно лицам, чтобы все считались с тобой, можно и прислуживаться ради карьеры.
«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…».
К службе Фамусов относится несерьезно, он искренне советует молодым людям, которые хотят служить льстить и унижаться перед теми, от кого зависит их карьера.
В заключение можно сказать, что проблемы, затронутые А.С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума», остаются актуальными, и по сей день. Конечно, что-то меняется со временем, но в целом отношения в обществе остаются как прежде.
Какие мировоззренческие проблемы поднимает Александр Сергеевич Грибоедов в комедии «Горе от ума»?
На протяжении всей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы видим конфликт мировоззрений героев, так называемых «век нынешний» и «век минувший». Какие же мировоззренческие проблемы затрагивают герои? И что вообще такое мировоззренческая проблема?
Мировоззренческая проблема это вся суть для данного человека в его жизни, которая стоит перед ним на протяжении всей его жизни. В комедии «Горе от ума» столкнулись два века: «век нынешний»: Чацкий, брат Скалозуба, князь Федор и «век минувший»: Фамусов, гости на балу, Молчалин, Скалозуб. Одни консерваторы, другие, если так можно сказать «революционеры», которые хотят строить свою жизнь, а не зависеть от кого-то.
Например, возьмем такую проблему, как служба. В то время любой дворянин из «века минувшего» должен был быть на службе, но как они это делали? "...Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!.." мы сразу видим, что они получали чины благодаря связям. Что они готовы были помочь кому-то подняться в чинах, но не просто так, а ради выгоды. И в противоречии им встает «век нынешний» во главе с Чацким и его бессмертным крылатым выражением: "...Служить бы рад, прислуживаться тошно..." Мы видим Чацкого ни как бездельника, которому ничего не хочется и тот не идет служить. А как рассудительного человека, понимающего, что в современном мире служить Отечеству не получится.
Рассматривая другую проблему- проблему образования, мы видим, что «век нынешний» преуспел больше. Отношение к книгам «века минувшего» поражает своей прямолинейностью и безответственностью: "...Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь...." Мне кажется, что фамусовское общество такое, потому что не учится, не читает, они не знают и не представляют, что все, чем они живут, может быть по-другому: более интересно, разнообразно. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» Мы видим, что «век нынешний» не против учиться. Но они не одобряют политику обучения: в современном обществе умнее не тот, у кого более качественный учитель, а тот, у кого больше учителей, а степень его учености никого не волнует.
Мне кажется, что любой человек может связать себя с каким-либо героем комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Именно для этого Грибоедов писал комедию, чтоб люди нашли себя, поняли ошибки и начали меняться.
Какие мировоззренческие проблемы поднимает А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума».
К теме мировоззренческих проблем русские писатели обращались довольно часто: Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль»; А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»; Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор». Мировоззрение человека имеет большое значение, во многом определяет его судьбу в жизни общества.
А какие же мировоззренческие проблемы обличает А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» и почему герой, чье мировоззрение можно считать примерным, в конце несчастлив?
Мировоззрение – это система взглядов на природу и общество. А мировоззренческие проблемы – это проблемы, связанные с осознанием личных приоритетов, смысла жизни. В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов поднимает такие проблемы, как отношение к крепостному праву, службе, чинам, воспитанию, смерти и семье. Казалось бы, социальный конфликт в комедии не связан с мировоззренческими проблемами, но разногласия начинаются именно из-за разного мировоззрения.
Главное противоречие комедии – «век нынешний и век минувший», но на самом деле - Чацкого и «Фамусовского общества».
Александр Андреевич Чацкий –молодой дворянин, который возвращается в Москву после трех лет странствования по свету, где сформировал свое мировоззрение. И.А. Гончаров писал в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Будто посмотрев на Москву «свежим взглядом», он понимает простоту мыслей и пытается переубедить остальных, только не понимает, что это напрасно. Например, в разговоре с Фамусовым он высказывает свое отношение к службе словами: «Служить бы рад, прислуживаться тошно…», на что Фамусов по-детски закрывает уши.
Не менее важным становится любовный конфликт. "Софья начертана неясно..." - заметил Пушкин. Софья относится к барышням высшего Московского общества, но несмотря на это она не ощущается как обычная "барышня", может из-за того, что любит? Чацкий и Софья имеют не так уж много противоречий, кроме взглядов о Молчалине.
Но почему же несчастен Чацкий, ведь его мировоззрение намного глубже и чище «фамусовского общества»? Он разочарован в своей Родине, которую любит. Трагедию общественно конфликта ожесточает любовная драма.
Таким образом, мы видим, что все социальные и политические проблемы начинаются в разнообразии мировоззрений.
Я считаю, что Чацкий умен, но он не мог представить, как элементарны ценности общества, в котором вырос. Оставшись один, Чацкий, к сожалению, оказывается пораженным. По моему мнению, внутри каждого из нас живет Чацкий, готовый улучшить свое Отечество.
Какие мировоззренческие проблемы поднимает А.С Грибоедов в комедии "Горе от ума"
На мой взгляд, мировоззрение – это система ценностей, норм и правил, по которым мы живем в этом мире. Чем раньше система сложится, систематизируется в единую картину, тем легче нам будет жить и принимать решения во взрослой, самостоятельной жизни. Люди, у которых уже сложилась эта картина, часто сталкиваются с мировоззренческими проблемами. Эти проблемы знакомы каждому из нас еще с детства, например, проблема добра и зла, проблема сущности мира и человека, проблема образования.
Прочитав комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума", нельзя не заметить, что Грибоедов поднимает немало мировоззренческих проблем, которые быль актуальны на протяжении 19 века. Рассмотрим две проблемы произведения: отношение к уму и отношение к службе.
Представители двух эпох русской жизни по-разному относятся к службе. Из слов Молчалина, мы узнаем, что Чацкий имел с министрами связь в Петербурге, “потом разрыв”. Вероятно, причиной разрыва оказался принцип Чацкого “служить делу, а не лицам”. На совет Фамусова “пойти послужить” герой отвечает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Таким образом, Грибоедов с помощью своего героя высмеивает чинопочитание, желание любыми путями добиться чинов, наград и почестей. Так, Фамусов льстит Скалозубу, который “знаков тьму отличья нахватал” и не “нынче, завтра генерал”. Полковник Скалозуб, типичный служака, мечтает о генеральском чине, который даст ему возможность безбедно существовать:
”Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.”
Молчалин предлагает Чацкому искать покровительства у Татьяны Юрьевны, ведь “чиновные и должностные - все ей друзья и все родные”. Сам Молчалин видит возможность получить повышение по службе, если зависеть от других. Этот человек играет с Софьей Павловной, дочерью Фамусова, злую шутку, представляясь влюбленным, но делает это только ради возможности скорейшего продвижения по службе и ради денег своего покровителя.
Для меня, одной из главных проблем комедии является отношение к уму и образованию. Главный герой еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье — вот чума, ученость - вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.
Мне кажется, что А.С. Грибоедов в своей комедии поднял несомненно важные проблемы. Я искренне благодарна автору за то, что он заставил задуматься над ними.
"Какие мировоззренческие проблемы поднимает А.С. Грибоедов в комедии "Горе от ума"?
Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
В комедии «горе от ума» множество мировоззренческих проблем. Такие, как: крепостное право, жесткое обращение помещиков, воспитание и образование дворян, бюрократия, либерализм, и т.д. Рассмотрим некоторые из них. Проблема образования, многие люди в комедии считают, что образование вообще не нужно, что это не главное. Рассмотрим сцену Фамусова и Лизы. Лиза, выгораживая свою хозяйку, объясняет Фамусову, что все ночи напролет его дочь читает книги на французском языке. На что Фамусов ей сурово отвечает: «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-от не велик...». Он считал, что французские книги - «Губители карманов и сердец!», то что от книг один вред и нет никакой пользы. И это одна из важнейших проблем комедии. Ещё одна важная проблема-воспитание. К примеру образ Софьи, мать её умерла, когда Софья была маленькая и ее воспитывала гувернантка, так же девушка была красива Неподражаемо, и это вам известно..." . Но можно сделать вывод, что Софья-ветреная девушка
"...Я очень ветрено, быть может, поступила, / И знаю, и винюсь; но где же изменила?.." "...Любила Чацкого когда-то, / Меня разлюбит, как его...". Собственный отец упрекает Софью за то, что у неё роман с Чацким и говорит ей, что она похожа на свою мать
"...Дочь, Софья Павловна! странница! / Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, / Как мать ее, покойница жена...". Тем самым мы видим, что воспитание Софьи не такое уж и хорошее. Сам же Молчалин человек тихий и спокойный, герой французских романов . У Молчалива есть своя тактика «Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику,для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.». Главная цель Молчалина, так же как и у многих - это чин, богатство и карьера, и это тоже одна из проблем того общества. Молчалин хочет
"и награжденья брать и весело пожить". То есть он всегда всем льстит. Ему нравился Лиза и говорит он ей, что Софью любит ”по должности". А самой Софьи просто дурит голову. После прочтения комедии можно сделать вывод, что Молчалин настоящий лицемер.
После комедии горе от ума ты понимаешь, что у некоторых людей главное жизни- это богатство и чины, что главное их развлечение-это раздувание сплетней. Понимание того, что людям не важны книги , образование и любовь, а важна только выгода.
Какие мировоззренческие проблемы поднимает А.С. Грибоедов в комедии «Горе от Ума»? Чтобы начать рассуждать на эту тему, необходимо понять, что такое «мировоззрение» и «мировоззренческие проблемы». Мировоззрение – это не только содержание, но и осознание действительности, а так же принципы жизни, определяющие характер деятельности. В свою очередь, мировоззренческие проблемы – это проблемы мировоззрения людей, у каждого оно свое, свое понимание этого мира: религии, жизненных приоритетов или тех же жизненных принципов. Однако, самой существенной преградой на пути к совершенному мировоззрению является слово. Как говориться: «Сколько людей, столько и мнений» - каждый пытается выдать свое мировоззрение за основное, под которое все должны подстроиться, так и возникают мировоззренческие проблемы. В комедии «Горе от Ума», в качестве мировоззренческой проблемы можно взять «век нынешний» и «века минувший». Самая основная проблема между этими «веками» - отношение к богатству и чинам. Главным принципом Чацкого является не прислуживание перед чиновниками, а служба во благо России. А позиция Фамусова и его «Фамусовского общества» склоняется к службе из поколения в поколение, заключающейся в прислуге вышестоящим, как выражался Чацкий век – страха и покорности. Люди «минувшего века» ориентируются лишь на личную выгоду и общественное мнение, когда в свою очередь Чацкий – за развитие российской культуры. «…Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты…» - Чацкий. «…Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти – так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит…» (Фамусов о Чацком) Так же они не сошлись в понимании воспитания. Фамусов считает, что образование ни к чему, сравнивает учение с чумой, ему не нравятся образованные люди. Ведь их труднее обмануть, напугать и заставить что-то делать для себя. Чацкий, конечно же, за образованную и просвещённую Россию. Поэтому, умного и образованного Чацкого объявили сумасшедшим, чтобы было легче манипулировать и настроить против него всё «Фамусовское общество». «…Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений...» - Фамусов. «…Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?... нам каждого велят признать историком и географом. ..» - Чацкий. Следующее и последнее разногласие между «веками», которое я бы хотела затронуть - отношение к крепостному праву. Чацкий с негодованием рассказывает о том, что крепостных могут, как вещь продать, обменять, проиграть в карты, высечь на конюшне, сослать в Сибирь. Для Фамусова и «его общества» это в порядке вещей. «…Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!...» - Чацкий. «…Отношение к народу и крепостному праву Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених…» - Фамусов. Таким образом А.С.Грибоедов показывает нам расслоение общества и извечную проблему конфликта мировоззрения, актуальную в наше время.
Мировоззренческие проблемы – вечные философски-сложные проблемы, которые стоят перед каждым человеком. И каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с ними, и задумывался над ними.
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», на протяжении всех действий поднимаются 4 основные мировоззренческие проблемы:
1.Отношение к себе, к смыслу жизни.
2.Отношение к другому человеку, к обществу.
3.Отношение к миру.
4.Отношение к Богу.
Наиболее ярко выражены в комедии это первые две проблемы. Буквально на них и строятся все конфликты в комедии.
Проблема отношения к себе, к смыслу жизни. На мой взгляд эта проблема является основной и наиболее сложной. В комедии Чацкий и Фамусовское общество выдвигают две совершенно противоположные точки зрения на эту проблему. Отвечая на вопрос: «Каким я должен быть?» - у каждого из героев свои жизненные идеалы, у Фамусовского общества - это придворный, вельможа, в частности Максим Петрович:
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал‑то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
А идеалом Чацкого служит свободная личность, независимая от чужого мнения, далекая от приниженности. Для него смысл жизни доказать всем, что как бы ни было хорошо, всегда надо стремиться к самосовершенствованию и самопознанию. А вот смыслом жизни Фамусова является: «И награжденья брать, и весело пожить». Для него главное это получить хороший чин, стать богатым, завести детей и выгодно выдать их замуж. Смысл жизни Чацкого является духовно-возвышенным, в некотором смысле философским, а смысл жизни Фамусовского общества исключительно бытовой, приниженный морально.
Проблема отношения к другим людям и к обществу тоже имеет совершенно различные взгляды, и полностью противоположные. Для Чацкого служба — значит служить ради родины, ради Отечества, именно поэтому он произносит свою известнейшую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий не хочет служить ради выгоды. Фамусовское общество и сам Фамусов считают совершенно иначе, они относятся в своей службе с пренебрежением, для них главное – выгода: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Настолько же противоположными являются и взгляды на чины. Чацкий не считает, что чин является чем-то важным, а для Фамсовского общества это есть смысл жизни.
Опять же, рассуждая о мировоззренческих проблемах в комедии «Горе от ума», единственным, о ком мы можем говорить по-настоящему на эту тему, так это о Чацком, потому что у него присутствуют духовные идеалы, он больше заинтересован в философских проблемах, а обсуждая Фамусова и его окружение мы все равно приходим к бытовым проблемам, и, наверное, эти люди ни разу не задумывались о своем мировоззрении, потому что их это не волнует.