Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » В помощь коллегам » Методические статьи » Речевое развитие школьника на уроке литературы

Речевое развитие школьника на уроке литературы

Речевое развитие школьника на уроке литературы

Берестовицкая С.Э,

учитель русского языка и литературы,

методист ГОУ лицей №226, к.п.н.

Санкт-Петербург

 

Размышления, которыми хочу поделиться с вами в своей статье, начались с двух очень важных для меня уроков.

В 9-м классе мы изучаем сонеты Шекспира. Говорим об образе смуглой леди, о любви и смерти. Ребята высказывают свои мысли – я с ними не согласна. Тогда они начинают листать сборники сонетов, находят цитаты и с текстом в руках доказывают своё мнение. Тоже открываю сборник, какие-то строчки  помню наизусть. Мы спорим до конца урока, и на перемене вижу, как они продолжают что-то доказывать друг другу. Урок запомнился ощущением всеобщего радостного воодушевления.

10-й класс. Перечитываем «Детство» Толстого. Обращаем внимание на «диалектику души», изображение внутреннего мира ребёнка. А теперь представьте, что вы пишете повесть о своём детстве. Напишите одну главу, используя те художественные приёмы, которые мы увидели у Толстого. Задание их удивляет. Сперва они смеются, вертятся, смотрят в листочек к соседу. Затем постепенно успокаиваются и начинают писать. Наблюдаю за ними.  Погружаясь в счастливые, грустные, трогательные воспоминания своего детства, они становятся мягче, светлее, красивее.

Без желания говорить и писать никакое речевое развитие невозможно. Как вызвать такое желание? Попытаюсь ответить на этот вопрос.

«Дети тоскуют по общению, - писала И. С. Грачёва, - общению не только бытовому – нравственному».[1] И при этом к старшим классам они замолкают на уроке, а чтобы разговорить их, требуются усилия. «К сожалению, мы сейчас живём в такое время, когда редко удаётся обсудить со сверстниками серьёзные философские вопросы, поговорить о вечных проблемах», - написала в анкете ученица одиннадцатого класса. Что можно сделать для того, чтобы такое общение на уроке состоялось?

1. Очень важно создать особую атмосферу урока литературы – атмосферу открытости, терпимости, уважительного отношения к чужому мнению. Меня удивило, что на вопрос анкеты, какие условия вам необходимы, чтобы вы могли высказать своё мнение на уроке, многие ученики ответили: тишина. И пояснили: чтобы не смеялись, не перебивали. Значит, для успешного развития устной речи нужно, в первую очередь, научить детей слушать друг друга. Может быть, не пожалеть урока на то, чтобы вместе с ними составить правила ведения  дискуссии, правила речевого поведения. (Заметим: бесконечные шоу на ТВ, которые дети смотрят, - пример того, как не надо вести дискуссию).

Постепенно можно решить проблему неуверенности и нежелания наших учеников участвовать в дискуссии, выступать самостоятельно с устными сообщениями. Однако часто она сопряжена с другой проблемой – неумением построить даже небольшое речевое высказывание. Приведу некоторые примеры:

-                     Не нравится мне Катерина, ненормальная какая-то, отравила бы Кабаниху и жила себе спокойно.

-                     Правильно Раскольников сделал, что убил старушонку, не понимаю, чего он мучился, я бы не мучился. Проверить!

Эти высказывания искренни. Требование отвечать правильно (так, как это соответствует художественной логике произведения) может привести к неискренности  оценок, суждений. Какую позицию занять учителю?  Возникает соблазн выстроить отношения так, чтобы ученики не смели говорить такие глупости, а отвечали правильно. Но этому нельзя  поддаться. Ведь красивая, правильная речь не является самоцелью. В первую очередь она  должна быть искренней. Только в том случае, если ученики будут говорить на уроке правду, мы сможем на них влиять. Поэтому учитель не всегда должен сам вступать в дискуссию. Сталкиваясь с неправильным, с нашей точки зрения, мнением, можно предложить классу поспорить с ним. Мнение сверстников подчас важнее  нашего мнения. Изменяя,  углубляя нравственно-эстетическую позицию, мировоззрение ученика, мы тем самым влияем и на его речь. Чем глубже внутренний мир ученика, тем лучше (чаще всего) он говорит, поскольку ему есть что сказать. Не стоит навязывать ученикам своё мнение, особенно в «проклятых» и вечных вопросах бытия. Вероятно, целесообразно создавать условия для проявления и формулирования учеником самостоятельного мнения, которое становится речевым высказыванием устного или письменного характера. В этих целях оправдывают себя разнообразные приёмы. Остановимся на таких. Обращение к личному опыту ребёнка – приём, который используется в мастерских, но он уместен и в традиционном уроке.

Каков идеал жизни Обломова?  Штольца? А каков ваш идеал жизни?

Случалось ли, чтобы какая-то идея целиком захватывала вас и вы не могли больше ни о чём думать, как Раскольников? Каково было ваше состояние? Попробуйте его описать.

Смысл этого приёма в том, чтобы приблизить к ученику проблемы, поднятые в произведении. Классическая литература помогает осмыслить и выразить в слове свой личный опыт.

Интересный, острый вопрос, на который хочется ответить, проблемный вопрос, проблемная ситуация – всё это приёмы давно известные, но, к сожалению, не всегда используемые в школьной практике.

Самоубийство Катерины: слабость, неосознанный протест или единственный выход?

Осудить или оправдать Обломова вам хочется?

Можно ли логически опровергнуть теорию Раскольникова?

Проблемный вопрос пробуждает желание думать, спорить, высказываться.

Приходится констатировать, что подросткам и  старшеклассникам очень часто больше негде и не с кем поговорить о вечных проблемах и смысле жизни, кроме урока литературы. Поэтому  так важно использовать все возможности уроков литературы для того, чтобы ученики на них учились думать, говорить, оформлять свои суждения в разнообразных текстах: эссе, воспоминания, рецензии, очерки, публицистика. Средством развития этих способностей становится школьное сочинение.

Написать сочинение для многих школьников было проблемой и раньше, а  теперь, когда к его услугам бесконечные сборники «золотых» шпаргалок, когда из Интернета можно «скачать» всё, что хочешь,  написание самостоятельных работ, сочинений стало ещё большей проблемой. Что делать? Как пробудить в ребёнке желание писать?

Среди семиклассников своей школы провела небольшую анкету. На вопрос, какие работы  нравится писать, большинство ответило: миниатюры, стихи, хокку, киносценарии, то есть творческие работы. Многие учителя словесности Санкт-Петербурга работают по программе под редакцией В.Г. Маранцмана, которая содержит целую систему творческих работ. Каждая тема в программе заканчивается разделом «Литературное творчество». Виды и жанры работ усложняются в соответствии с возрастом и изменением внутреннего мира ребёнка от класса к классу. Перечислю основные виды творческих работ, рекомендуемых программой: сочинение сказки, басни, стихотворения, песни, сонета, поучения, рассказа, дневника литературного героя; создание киносценария, устное словесное рисование, пересказ с изменением лица рассказчика, режиссёрская экспликация и др.

Расскажу о методике проведения некоторых, наиболее интересных творческих работ.

1.Определение понятия, размышление над этической или эстетической категорией. Жизнь, смерть, Бог, любовь, природа, искусство – осознать своё отношение к этим  понятиям – значит создать свою философию жизни. Дать толкование значения таких понятий, как совесть, честь, красота, добро, зло, – для многих означает впервые задуматься над этими категориями. Работа требует краткости и точности формулировки, лаконичного стиля.

Приведу примеры.

9-й класс. Изучаем творчество Гая Валерия Катулла. Любовь или страсть испытывает поэт к Лесбии? Дайте определение: что такое любовь и что такое страсть.

«Божественная комедия» Данте. «Ад». Дайте своё определение справедливости и милосердия.

11-й класс. Гуманизм Горького. В центре философии гуманизма - человек. Что такое человек? Ваше отношение к человеку.

Вот несколько определений, данных учениками.

8-й класс.

Человек – повелитель на земле и ничтожный раб космоса.

Смерть – это тьма, уносящая любовь людей.

Душа – хранитель совести.

Поэзия – молитва, песня, шёпот душевный.

Ученики читают свои определения. Они разные: есть блестящие, есть неинтересные, неточные. Неточности мы вместе отмечаем. Ребята дополняют свои определения, записывая понравившиеся мысли товарищей. Анализируя произведение, пытаемся выяснить, а затем кратко сформулировать, как понимал ту или иную философскую категорию изучаемый писатель.

Например, ученики дали своё определение поэзии. Изучаем лирику Пушкина. Чем была поэзия для Пушкина? Пишем мини-сочинение. Как понимали поэзию Лермонтов, Тютчев, Фет, Некрасов? У нас уже несколько мини-сочинений. Вернёмся к своему первому определению. Как бы мы сейчас определили это понятие? Пишем сочинение о сущности поэзии.

Для воспитания языковой личности школьника важно использовать приём подражания. Творческих работ, в основе которых лежит этот приём, очень много: это подражание жанру (написать сказку, песню, оду, сонет и т.д.), литературному направлению (письмо в стиле сентиментализма, стихотворение в стиле романтизма), стилю автора, произведения (написать стихотворение о современной жизни в стиле поэмы «Кому на Руси жить хорошо»), продолжить описание природы в стиле Гоголя, Тургенева, закончить предложение о любви в стиле Бунина или Куприна и т. д.). Работая над подражанием, ученик осваивает эстетическую форму, овладевает чужим стилем, что поможет ему в дальнейшем создать свой стиль письменной и устной речи.

Прежде чем дать  задание, основанное на  подражании, мы должны его подготовить. Во-первых, провести стилистический анализ текста, которому нужно будет подражать. Вспомнить с учащимися и обобщить особые, характерные  приметы стиля эпохи, литературного направления или автора. Во-вторых, научить видеть,  находить их в тексте. Целесообразно тренироваться в узнавании текстов изучаемого литературного направления или автора. И только после этого можно дать задание написать сочинение, основанное на подражании.

Приведу примеры подражаний, написанных учениками 6 –7 классов.

В 6-м  классе детям нужно было самостоятельно прочитать «Повесть о Ходже Насреддине» В. Соловьёва и выписать оттуда афоризмы. Эти афоризмы обсуждаем, анализируем, выделяем приёмы афористической речи и только потом пытаемся создать свой афоризм в подражание восточному.

После луны выйдет солнце, после зимы будет лето, а после расставания всегда будет встреча – помни об этом, мой скорбящий друг.

Подобно дереву, у человека есть корни – это его вера.

Окунувшись в мир поэзии Древнего Востока, познакомились с жанром рубаи, его поэтикой.  Предложила шестиклассникам попытаться  написать в этом стиле. Что же получилось?

Ты долго скитался, странник несчастный, на длинном пути.

Уж реки,  и горы, и даже моря позади.

Запомни, что к счастью дорога всегда через сердце ведёт.

Попробуй её среди бед и несчастий найти.

Японская поэзия – в программе 7-го класса. После её изучения дети попробовали написать  стихотворения в стиле хокку:

                                                  Сильный ветер

И падают жёлтые листья…

                                                 Осень жизни.

 

                                                   Проходит жизнь.

                                                  Но путь ещё не пройден…

                                                  Кукушка не умолкла.

 

Хотел письмо я написать

                                                     Матери своей,

                                                     Но не успел…

 

                                                    Чёрный свет…

                                                    Я билет не купил,

                                                   Но туда он не нужен.

Нередко подражания весьма удаются моим ученикам. Закончу подражанием древнегреческому поэту Феогниду, написанным восьмиклассницей:

Друг мой, богатым не быть -  не значит не быть человеком.

Лучшим не должен быть тот, чей кошелёк пополней.

Работая над подражанием, ребята осваивают разные художественные формы  изнутри, постигают взаимосвязь идеи и  способов её эстетического воплощения. Освоив подражание, часто они начинают писать самостоятельные переводы, стихи, рассказы.

В заключение хочу сказать ещё об одном: прекрасно владеть языком может и абсолютно безнравственный человек. Наша задача – не «подвесить язык» ребёнку, а научить его  относиться к слову как к поступку. Хотелось бы, чтобы наши ученики, усвоив уроки русской литературы, поняли ту ответственность, которая возлагается на человека, владеющего словом.

 



[1] Грачева И.С. Уроки русской литературы. - СПб., 1993. — С. 19.

 



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru