Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » В помощь коллегам » Литература » Предназначение поэта на Земле

Предназначение поэта на Земле

Предназначение поэта на Земле

Я давала этот урок десять лет назад на конкурсе педагогических достижений. Тогда еще никаких мультимедиа не было. Поэтому он без презентации. Но если Вы захотите использовать этот материал, мне кажется, сделать презентацию будет нетрудно.

Домашнее задание к уроку.

Общее:

1. Подберите и выпишите цитаты из стихов русских поэтов о предназначении поэта и поэзии.

2. Найдите пророческие стихи русских поэтов.

Групповое задание (класс делится на пять групп): подготовьте выразительное чтение стихов, подберите к ним музыку; ориентируясь на вопросы, напишите мини-сочинение (стихи и вопросы будут указаны в ходе урока).

Темы выступлений:

I группа - "Рождение поэзии"

II группа - "Музы русских поэтов"

III группа - "Что без страданий жизнь поэта..." (М. Лермонтов)

IV группа - "Темен жребий русского поэта..." (М. Волошин)

V группа - "Памятник поэту"

Индивидуальное задание: 

1. Напишите миниатюру на тему "Как рождаются стихи" (для учеников, пишущих стихи).

2. Проанализируйте стихотворения А. С. Пушкина "Пророк" (1826) и М. Ю. Лермонтова "Пророк" (1841).

Оформление урока

I. Запись на доске: Поэзия есть Бог в святых мечтах земли.

В. А. Жуковский Поэзия - язык богов, голос истины, лирик - герольд неба, орган истины.

Г. Р. Державин

Поэт - это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять.

А. А. Ахматова

Истинный поэт - это равенство дара души и глагола.

М. И. Цветаева

II. По ходу урока на второй доске делаются записи:

1. Рождение поэзии.

2. Музы русских поэтов.

3. "Что без страданий жизнь поэта..." (М. Лермонтов)

"Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов". (А. С. Пушкин)

4. "Темен жребий русского поэта..." (М. Волошин)

5. Памятник поэту.

6. Предназначение поэта и поэзии.

7. "Поэт в России больше, чем поэт". (Е. Евтушенко)

III. Оформлен стенд. В центре - картина А. А. Наумова "Дуэль Пушкина" (1885). По бокам - портреты и фотографии русских поэтов: А. Грибоедова, К. Рылеева, М. Лермонтова, А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Есенина, Вл. Маяковского, М. Цветаевой, О. Мандельштама.

Ход урока

Сообщение и запись темы урока.


I. Запишите ассоциации к слову "поэт". (Это могут быть и литературные ассоциации, например, стихотворные строчки.)

Вот некоторые ассоциации учеников.

Поэт - облако, полет ветра, шепот листвы в кронах деревьев, бушующее море.

Поэт - божий посланник.

Поэт - свобода, непонимание, отчужденность, одиночество.

2. Послушайте песню В. Долиной "Поэт". Выберите из этой песни слова, которые, с вашей точки зрения, могли бы стать эпиграфом к уроку. Объясните свой выбор. Прокомментируйте слова этой песни, как вы ее поняли. (Текст песни на партах.)

Поэт

Поэт у древа времени отросток,
Несчастный, но заносчивый подросток,
Обиженный, но гордый старичок,
Коры кусок, и ветка, и сучок.

Поэт у древа времени садовник,
Босой, как нищий, важный, как сановник.
Носящий на груди свою беду,
Просящий - подожди - свою звезду.

Поэт у древа времени воитель,
Худой и тощей почвы освоитель.
Поэту поклонялись племена,
Поэту покорялись времена.

Стоит, к стволу спиною, отчужденный,
Уже приговоренный, осужденный,
Сейчас его повесят на суку -
Вот так оно и было на веку.

Премудрое дитя, худой подросток,
Усохшего ствола тугой отросток,
Судьба твоя кромешна, краток путь,
И все-таки поэт у древа будь!

Поэт у древа времени отросток,
Несчастный, но заносчивый подросток,
Обиженный, но гордый старичок,
Кора, листва, садовник... дурачок.

3. Дайте художественное определение, что такое поэзия.

Несколько определений, данных учениками:

Поэзия - молитва, песня, шепот душевный.

Поэзия - самовыражение души, чуткое восприятие каждого явления мира, своеобразное видение жизни, нечто глубоко интимное, личное.

Поэзия - это стихия, в которой перемешаны чувства, мысли, обрывки снов и мечты, это мелодичное изображение жизни.

Поэзия - зарифмованная жизнь.

- Как вы понимаете слова В. А. Жуковского: "Поэзия есть Бог в святых мечтах земли"?

Запишите слова Жуковского и Державина (слова - на доске).

У Бориса Пастернака есть такое определение поэзии:

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.

Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках*,
Это - с пультов и флейт - Фигаро
Низвергается градом на грядку.
* Лопатки - стручки гороха.

- Что для вас было неожиданным в этом определении поэзии?

4. Прочитайте свои миниатюры "Как рождаются стихи" (из домашнего задания).

Когда в необыкновенной ночной мистической тишине слова сами собой складываются в строки, редко задумываешься, какая фраза будет следующей, откуда придет красивый образ. Стихи рождаются из пустоты, от переизбытка чувств и мыслей. Оттого, что на небе сегодня безумная манящая луна, оттого, что звезды светят не так, как обычно, и воздух пьянящ и легок. Оттого, что душе стало тесно, и своим маленьким, но теплым светом ей хочется согреть хоть одно одинокое сердце.

Из пустоты ночного сна,
Из шепота и полубреда,
Чернея, падают слова
В бумажную копилку света.
(Работа Е. Матросовой)

5. Теперь посмотрим, что говорят о рождении стихов поэты. Этот фрагмент урока мы назовем "Рождение поэзии".

I группа учеников подготовила мини-композицию по стихам: В. Брюсов. "Творчество"; Б. Пастернак. "Февраль. Достать чернил и плакать..."; А. Ахматова. "Мне ни к чему одические рати"; М. Цветаева. "Стихи растут, как звезды и как розы".

Группа отвечает на вопросы:

- Как рождаются стихи?

- Что общего в стихотворениях разных поэтов?

- Почему "Чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд" ?

Задание классу: выпишите цитаты о рождении поэзии. Ученики выписывают:

И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Б. Пастернак

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
А. Ахматова

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
М. Цветаева

Закончим этот фрагмент урока чтением отрывка из стихотворения А. С. Пушкина "Осень".

И забываю мир - ив сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем,
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы тянутся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.

6. Поэты часто говорят о том, что, когда они пишут стихи, к ним приходит Муза. Стихотворение с названием "Муза" или "К Музе" есть в творчестве почти каждого поэта. Следующий фрагмент урока назовем так: "Музы русских поэтов".

II группа учеников подготовила мини-композицию по стихам: А. Пушкин. "Муза"; Н. Некрасов. "Вчерашний день, часу в шестом..."; А. Блок. "К Музе"; М. Цветаева. "Что, Муза моя? Жива ли еще?.."

Вопросы классу

- Почему в творчестве почти каждого поэта есть стихотворение, обращенное к Музе?

- Что значит для поэта Муза?

- Как вы понимаете этот образ?

Группа отвечает на вопросы:

- Что сближает эти стихи?

- Что отличает их друг от друга?

- Сделайте небольшие зарисовки: Муза Пушкина, Муза Блока, Муза Ахматовой и т.д.

Муза Некрасова

"Неласковая и нелюбимая", она плачет и мечется, угрожает и умоляет, унижается и просит. Она красива, но безвременно увядшей красотой. Безупречные черты лица искажены страданием. Лицо девушки, но глазам как будто тысячи лет. Она протягивает руку к поэту и печальным голосом, отрешенно говорит о человеческих муках. Муза глубоко несчастна, несчастен и поэт перед ней.

Блохина Настя

7. М. Ю. Лермонтов писал:

Я жить хочу, хочу печали,
Любви и счастию назло,
Они мой ум избаловали,
И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман,
Что без страданий жизнь поэта.
И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот,
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

7.  Следующий фрагмент урока назовем так: "Что без страданий жизнь поэта..."

Действительно, чаще всего мы представляем себе поэта страдающим: "несчастный, но заносчивый подросток", "обиженный, но гордый старичок". Но эти страдания - плата за возможность творить.

III группа учеников подготовила мини-композицию по стихам: Б. Пастернак. "О знал бы я, что так бывает..."; В. Брюсов. "Поэту"; Н. Гумилев. "Волшебная скрипка".


Задание классу: выпишите строчки, в которых говорится о мучительности творчества.

Группа отвечает на вопросы:

- В чем страдания поэта?

- Почему творчество мучительно?

- Объясните, как вы понимаете эти строчки:

О знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
Б. Пастернак

Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щеки обжечь.

И помни: от века из терний
Поэта заветный венок!
В. Брюсов

Послушайте песню Б. Окуджавы "Музыкант". Найдите переклички со стихотворением Н. Гумилева "Волшебная скрипка". Окуджава как будто продолжает мысль Гумилева, развивает созданный им образ. Как это происходит?

Музыкант

Музыкант играл на скрипке -
Я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал -
Я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки -
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать.

Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
А еще ведь надо в душу
Нам проникнуть и поджечь,
А чего с ней церемониться,
Чего ее беречь...

Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежды,
Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент прижатый
К угловатому плечу,
По чьему благословению
Я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог,
Пальцы злы, смычок остер, -
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер.
А душа, уж это точно,
Ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее
И праведней она.
Почему все-таки "счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер"?

Поэзия, творчество не только мучительны, но и спасительны. О спасительности творчества писал Пушкин: "Поэзия, как ангел-утешитель, / Меня спасла, и я воскрес душой"; Ахматова: "Я-то вольная, все мне забава - / Ночью Муза слетит утешать".

Закончим этот фрагмент урока опять словами Пушкина: "Блажен, кто знает сладострастье/ Высоких мыслей и стихов".

8.. "Темен жребий русского поэта" (М. Волошин) - так мы назовем следующий фрагмент урока.

Посмотрите на стенд. В центре - картина Наумова "Дуэль Пушкина".

По бокам - портреты и фотографии поэтов, чьи жизни были трагически оборваны, чьи судьбы складывались мучительно, - К. Рылеева, А. Грибоедова, М. Лермонтова, А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Есенина, Вл. Маяковского, М. Цветаевой, О. Мандельштама.

Послушайте отрывок из статьи М. Цветаевой "Мой Пушкин":

"Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням - а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый - Пушкин, отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безликих деревец, убил.

Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили. Потом я узнала, что Пушкин - поэт...

Черная с белым, без единого цветного пятна, материнская спальня, черное с белым окно: снег и прутья тех деревец, черная и белая картина "Дуэль", где на белизне снега совершается черное дело: вечное черное дело убийства поэта - чернью.

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта - убили".

Почему на дуэлях всегда убивают поэтов? Почему так страшны, трагичны судьбы поэтов ?

Выступление группы. Мини-композиция по стихам и прозе: отрывок из статьи А. И. Герцена "О Пушкине" ("Скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром"); М. Волошин. "Темен жребий русского поэта"; А. Ахматова. "Другие уводят любимых"; О. Мандельштам. "Куда как страшно нам с тобой..."

Группа отвечает на вопросы:

- Почему такие трагические судьбы у поэтов?

- Почему поэт (особенно в России) всегда противостоит государству?

Работа группы

Поэзия - это стихия. Ее нельзя обуздать, заключить в какие-либо земные рамки. Она все равно будет пытаться вырваться на волю, разбивая пределы, которые поставил ей человек. Поэзия - это великая сила, способная убить и возродить, но есть еще другая сила - власть. На протяжении веков они стояли по разные стороны обрыва, а между ними был человек, поэт, творец. Власть всячески пыталась обуздать поэзию, обрезать ей крылья, заставить ее замолчать. Но поэзия все равно продолжала жить. Трагедия была в том, что ее охранителем являлся человек, слабый, грешный, смертный. Единственным выходом для власти было убить его, чтобы прекратить существование поэзии, либо довести до самоубийства, что в принципе одно и то же, только второе оправдывало власть. Поэтому и история нашей литературы - это "либо мартиролог, либо реестр каторги" (А. И. Герцен).

Над этими же вопросами (о трагических судьбах поэтов, о взаимоотношениях поэта и власти) размышляли А. Блок, Вл. Ходасевич. Вл. Ходасевич в статье "Литература и власть" писал:

"Впрочем, народы вообще любят смотреть на мучения поэтов. Русский народ - не менее, а, кажется, даже более, чем другие. Может быть, это потому, что он страдал более других, может быть, в муках поэтов он изживает свои собственные мучения - не только психологически, но и мистически... В изничтожении русских поэтов... порой проступает нечто похожее на заклание жертв... Когда поэтический путь кончается трагической гибелью, народу кажется, что эта последняя точка прибавляет нечто и к самому творчеству. Должно быть, это потому, что такая гибель придает окончательную достоверность пройденным страданиям".

А вот отрывок из статьи А. Блока "О назначении поэта":

"Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл".

Стоит ли искусство таких страданий? Может быть, лучше не быть поэтом, прожить обычную, нормальную жизнь?

Вот как ответили ученики на этот вопрос.

- Настоящий поэт не может и не должен выбирать. Когда начинаешь писать, то уже нельзя остановиться, вернуться в нормальную жизнь.

- Человеческое счастье не удел поэта. Счастье - это гармония, а поэт, мне кажется, по сути своей дисгармоничен. Он все равно не сможет жить спокойно.

- Нельзя заставить его выбирать. Сказать ему: "Не пиши - будет тяжелая судьба", - все равно что лишить его дара речи. Он станет еще несчастнее.

М. Цветаева писала: "Ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей - без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака, а зато... А зато - все".

- Что значит это все?

Ответы учеников

- Тайна, которая открывается в творчестве.

- Настоящая, истинная жизнь, вдохновение.

- Души людей, в которых стихи поэта находят отклик.

- Бессмертие. 

9. "Памятник поэту" - следующая наша микротема.

Смолкай, позорный плач,
Уйми, о Меценат,
Все стоны похорон -
Печали места нету,
Зане и смерти нет -
Пускай же прекратят
Надгробные хвалы,
Ненужные поэту.
(А. Блок)

Поэт живет в Вечности. Он бессмертен, пока бессмертно его творчество. Это осознавали многие поэты. Так рождались знаменитые "Памятники".

Выступление группы

Мини-композиция по стихам: Г. Державин. "Памятник"; А. Пушкин. "Памятник"; Н. Некрасов. Отрывок из "Элегии", 1874 г. ("Я лиру посвятил народу своему..."); Вл. Маяковский. Отрывок из вступления к поэме "Во весь голос" ("Пускай за гениями безутешною вдовою..."); А. Ахматова. Отрывок из поэмы "Реквием" ("И если когда-нибудь в этой стране...").

Группа отвечает на вопрос: что ставили себе в заслугу русские поэты?

Послушайте песню В. Долиной "Перед Богом и стихом" и подумайте над вопросом: перед кем отвечает поэт за свое творчество? Выпишите цитату.

А за все, что выйдет боком
И представится грехом,
Я отвечу перед Богом,
Перед Богом и стихом.
X. Каждый человек задает себе вопрос: для чего он живет, зачем он делает то дело, которое выбрал. Предназначение поэта и поэзии - тема, над которой размышляют все поэты, по сути - главный вопрос для любого художника.

Прочитайте цитаты о предназначении поэта и поэзии, которые вы выписали. (Работу с цитатами можно организовать следующим образом. Каждый ученик получает задание выбрать нужные цитаты из стихотворений одного поэта или группы поэтов. Таким образом, на уроке звучат не только самые известные строчки Рылеева, Пушкина, Некрасова, но и слова Одоевского, Белого, Сологуба и других поэтов, как правило, не изучаемых в школе. В процессе подготовки к уроку ученики меняются тетрадями и
переписывают друг у друга цитаты. Дальнейшие размышления ребят будут строиться на широком литературном материале.)

Обобщим: какие главные мысли звучат в цитатах?

- Поэзия должна быть "чистым искусством".

- Поэзия должна быть гражданственной.

Можно ли четко разделить всех поэтов на сторонников "чистого искусства" и гражданской поэзии?

Попробуем это сделать.

Гражданская поэзия
"Чистое искусство"
Соединяли и то и другое

Ломоносов
Жуковский (но... "Певец во стане русских воинов")
Державин

Рылеев
Тютчев
Пушкин

Некрасов
Фет
Лермонтов

Маяковский
Мандельштам (но... "Мы живем, под собою не чуя страны")
Блок


Пастернак (но... "Доктор Живаго")
Ахматова


Цветаева
Есенин


Почему четкого деления не получается?

Ваше мнение о предназначении поэта и поэзии.

Запишем в тетрадь слова А. Блока и подумаем над ними. А. Блок: "Мы умираем, а искусство остается. Его конечные цели нам неизвестны и не могут быть известны. Оно единодушно и нераздельно".

10. "Поэт в России больше, чем поэт" (Е. Евтушенко) - последний фрагмент урока. Кто еще? (Учитель, пророк, проповедник, обличитель, утешитель, защитник и т.д.). Выступление ученика: "Два "Пророка"" в русской литературе (по одноименным стихотворениям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)".

Поэт... пророк... изгнанник... Удивительно, но все эти слова связаны единой, неразрывной цепью. Поэзия как высокое искусство, как некий мост между миром небесным
и миром земным; пророчество как предсказание грядущих трагедий, как предупреждение о страшных событиях; изгнание как следствие благих намерений - все это встает в один ряд.

Первым о пророческом предназначении поэта сказал А. С. Пушкин в стихотворении "Пророк". В нем он описывает процесс превращения поэта в пророка, показывает, как мучительно дается дар предвидения, какие душевные и физические муки претерпевает поэт, избранный Богом. Теперь его "вещие" глаза видят то, для чего слепы глаза человеческие, его уши внимают "неба содроганье" и "горний ангелов полет", в его груди, вместо человеческого сердца, - "угль, пылающий огнем". Далее Пушкин пишет: "Как труп, в пустыне я лежал", то есть без мыслей, без чувств, а главное - без цели, которая будет указана Богом;

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Дар пророчества дается для высших целей, теперь поэт становится проводником людей в мир духовный, он должен проникать в глубины человеческих душ, обжигать их правдой.

Как продолжение пушкинского стихотворения Лермонтов пишет своего "Пророка". Путь пушкинского героя начинается в пустыне, путь лермонтовского - там заканчивается. Лермонтов показывает нам трагическую судьбу пророка, не понимаемого людьми, гонимого ими. Поэт пытается нести в мир "любви и правды чистые ученья" - за это его ненавидят и презирают. Может быть, потому, что "чистые ученья" заставляют людей задуматься об их жизни, ставят перед выбором: изменить себя или жить по-прежнему. Изменить себя трудно - легче изгнать пророка.

Лермонтов как будто предсказал в своем стихотворении грядущие судьбы русских поэтов. Если это действительно великий поэт, значит, он пророк и, как следствие, изгнанник. Все та же неразрывная цепь между тремя словами: поэт,., пророк... изгнанник. И эта цепь сковывает любого, кто получил дар видеть невидимое, слышать неслышимое и кто несет это людям, тревожа их души, пробуждая в них "духовную жажду".

(Работа В. Панариной)

Задание классу

- Прочитайте пророческие, с вашей точки зрения, стихотворения русских поэтов. (Интересен был выбор стихов, предложенных учениками. На уроке прозвучали стихи, в которых поэт предсказывает собственную судьбу ("Я и вы" Н. С. Гумилева), говорит о судьбе поэта вообще ("Пророк" М. Ю. Лермонтова), о будущем России ("И целый мир, как опьяненный ложью" Ф. И. Тютчева), о судьбах мира ("Голос из хора" А. Блока), о будущем торжестве добра и правды (отрывки из стихотворений Б. Л. Пастернака "Гефсиманский сад" и "Нобелевская лекция").

- Как вы думаете, почему у нас в России литература в целом и поэзия в частности играют такую огромную роль? (Осип Мандельштам говорил: "Поэзию уважают только у нас. За нее убивают. Только у нас. Больше нигде".)

Ответы учеников:

- Державин писал: "Поэзия - это орган истины". К истине у нас в стране всегда было противоречивое отношение. Очень часто власти ее скрывали и уничтожали тех, кто пытался о ней говорить. Литература этому противостояла.

- Мне кажется, слово истина нужно понимать в более широком смысле. Русская литература всегда говорила о высшей божественной истине, о необходимости жить по высшим нравственным законам. Поэтому "Поэт в России больше, чем поэт".

В заключение урока послушаем "Песенку о Моцарте" Б. Окуджавы и подумаем, о чем она.

Домашнее задание. Запишите строчки Марины Цветаевой: "Истинный поэт - это равенство дара души и глагола" и письменно поразмышляйте над ними.

Примечание. Если выполнять все задания и отвечать на все вопросы, двух часов, разумеется, мало. Учитель может либо сократить материал урока, по своему усмотрению, либо прибавить еще час.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru