Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Учебно-исследовательская деятельность » Статьи » Учебно-исследовательская конференция "Купчинские чтения: наука, творчество. поиск"

Учебно-исследовательская конференция "Купчинские чтения: наука, творчество. поиск"

Учебно-исследовательская конференция "Купчинские чтения: наука, творчество. поиск"

А.С. Роботова, доктор пед. наук,
профессор кафедры РГПУ им. Герцена;
С.Э.Берестовицкая, кандидат пед. наук,
методист НМЦ Фрунзенского района
(Санкт-Петербург)

ИНТЕРЕС, ТВОРЧЕСТВО, СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ

Цель нашей статьи - показать, как современное образование может реально и демократично способствовать развитию творческого начала личности ребёнка. В самом деле: сегодня много говорится о целенаправленном развитии творческого потенциала и способностей учащихся; о применении для этого соответствующих технологий (исследовательских, проектных), о конструировании разнообразных творческих и исследовательских заданий в учебном процессе. И всё-таки, согласимся, творчество – удел не слишком многих детей. Значительная их часть остаётся за пределами творческой деятельности, их потенциал остаётся не раскрытым взрослыми и часто не известен самому ребёнку.


Но сегодня мы не можем уйти от проблемы творческого (креативного, как чаще всего сегодня любят говорить многие авторы) подхода к образованию. Признавая образование феноменом и ценностью культуры, одновременно мы должны оценить творчество как средство развития культуры, а школу - как институт образования и культуры, в котором учат «развивать культуру собственной творческой активностью в общении с другими людьми и во благо всего человеческого рода». Современные учёные настаивают на том, что современное общество во всём многообразии социальных процессов не может развиваться без максимального развития творческого потенциала личности. Вряд ли можно сомневаться, что способность к поиску и принятию творческого решения, созданию творческого продукта – это настоящий капитал личности (даже если нам и не нравится эта непедагогическая лексика) и общества в целом.


Следовательно, деятельность учащихся, дающая толчок к творчеству (исследовательская, проектная, самостоятельная), должна стать обязательным компонентом образования. Педагогике многое известно об этом. Однако остаётся актуальным поиск новых форм её стимулирования, вовлечения в неё не только избранных, ярких, одарённых детей и тех, чьи интересы известны педагогам и родителям, но и тех, кто ещё не проявил себя в творчестве, чьи интересы и творческое начало не очевидны для окружающих.


Формой привлечения многих детей к творческим видам деятельности могут стать особым образом организованные состязательные мероприятия. В нашем опыте – это районные юношеские чтения. Опыт проведения состязательных мероприятий (различного уровня конкурсов, олимпиад, соревнований) велик. Практика показывает, что участие детей в них чаще всего инициирует учитель, школа. Стремясь наилучшим образом показать свой имидж, школы отбирают для участия в интеллектуальных (да и иных) соревнованиях наиболее успешных детей, кто «не подведёт», принесёт дипломы, получит поощрения, станет «лицом школы». Не будем отрицать значения таких мероприятий – ведь школы тоже соревнуются. Но… Школа или личность? Успех, высокое место школы в рейтинге ОУ района или успех ребенка, от которого ранее никто не ждал успеха? Как это совместить, согласовать? Как идею личностно-ориентированного образования совместить с соревнованиями, где успех личности в основном работает на школу? На самой верхней ступеньке успеха оказываются не многие дети – самые способные.


Именно поэтому актуальной остаётся проблема творческой деятельности основной массы школьников, чьи интересы не укладываются иногда в уровень и регламент состязательных мероприятий и не связаны строго с определённым учебным предметом.


Возможность участия и состязания в творческих мероприятиях должна быть дана и ребятам, интересующимся познавательными проблемами и областями, на которые обращено мало внимания в школьном образовании (психология, социология, экономика, история науки, перевод, литературное творчество и др.). Это сделает состязания детей более демократичными и свободными, инициирует их самостоятельный выбор и участие

.
Допуск к участию в таких мероприятиях должен быть более «мягким» и демократичным. Сторонники научного подхода к исследовательской и проектной деятельности учащихся, наверное, нам возразят. Исповедующие такой подход учат своих учащихся соблюдению всех процедур исследовательской деятельности: обоснованию актуальности проблемы, постановке цели и задач исследования, формулировке гипотезы, определению методов исследования и пр. Это очень важно, особенно для тех, кто продолжит образование в вузе. И мы вовсе не против этого. Однако убеждены, что в пределах школьного образования не слишком большое число учащихся может выполнить работу по всем правилам научного исследования, в соответствии с научной методологией. Этому, действительно, надо учить. Но надо ли учить этому всех, кто способен к творчеству? Да и как быть с исследованиями гуманитарного характера, в которых методология отличается от естественнонаучной и способы верификации тоже? А как быть с теми, кто занимается и интересуется переводом, художественным или техническим творчеством? Они ставят перед собой иные познавательные задачи, отличающиеся от исследовательских… Сейчас отрицается идея представления рефератов – под предлогом того, что можно многое «скачать» из Интернета. Но ведь и реферат может быть хорошей поисковой работой – дело за учителем, который руководит такой работой. Он может определить меру самостоятельности своего ученика, его добросовестность и честность.


Более демократичным должен быть и возрастной подход к участию в соревнованиях. Сейчас организаторы учитывают этот подход. Но ведь творчество «разрывает» возрастные пределы и ограничения. И младший по возрасту оказывается иногда творческой личностью более высокого уровня, предлагает более оригинальные решения, чем старший участник.
Вот на этих проблемах мы и сосредоточимся.


Авторы статьи представляют материал следующим образом. А.С.Роботова в течение двадцати лет является научным руководителем 441 гимназии Санкт-Петербурга, разработчиком концепции её развития и создателем программ, способствующих развитию творческой деятельности и познавательных интересов учащихся. Материал, связанный с 441 школой и разработкой проекта «Купчинских чтений», представлен ею.
С.Э. Берестовицкая – учитель словесности высшей квалификации и одновременно методист НМЦ, отвечающий за реализацию программы «Купчинских чтений» в районе (после того как программа вышла за пределы школы). Этот материал представлен ею.


В статье мы излагаем общий взгляд на её основную идею – расширение круга участников творческой состязательной деятельности.

*** 
Немного истории. Сначала проект «Купчинских чтений» возник как элемент программы развития гимназии № 441. В публикациях о школе мы не раз называли ее «школой на окраине». Школа была открыта в 1986 году в огромном спальном микрорайоне – в «углу» Купчина, южной части города. В огромной по численности учащихся школе (более 2500 человек) надо было найти объединяющую коллектив педагогическую идею, которая могла трансформироваться в учебный процесс, во внеклассную работу с учащимися, в коллективные и индивидуальные формы деятельности. Такой идеей стал познавательный интерес как мотив учения, особенно важный для одной из самых многочисленных возрастных групп детей – подростков.

 
Но важно было понять и интересы самих учителей – интересы, выходящие за пределы учебного процесса и образовательного минимума, который они должны передать учащимися. Почему это было важно? Да потому, что учитель без интересов вряд ли увлечётся идеей воспитания интересов учащихся. На самом деле понять интересы учителей, да ещё в новом коллективе, было совсем не просто. Многие педагоги вовсе не склонны были их демонстрировать. Скорее важно было показать свой профессионализм. В школе обычно высоко ценят это. В нужный момент такой учитель может дать хороший открытый урок, выступить на конференции или на педсовете. Поэтому в школе всегда есть специалисты в области педагогических технологий, проведения интегрированных уроков, использования компьютерных презентаций и пр. Но этого, безусловно, мало. Важно знать культурный кругозор учителей, направленность их общекультурных интересов. Оказалось, что наш историк – один из известных исследователей ленинианы в стране. Словесник – знаток истории и культуры наших блистательных пригородов - Пушкина и Павловска. Другой историк – прекрасный эрудит в живописи, архитектуре, художественно одарённый человек. Математика интересовали эстетические элементы в науке. У нас работал широко образованный биолог, увлечённый проблемами экологии и умеющий заинтересовать учеников экспериментальными исследованиями. И, значит, такие учителя скорее могут увлечь своих учеников творческой деятельностью. Об этом ещё в 80-ые годы ХХ века писала Г.И.Щукина: «Только учитель, увлечённый своей деятельностью, может быть изобретателен в приёмах, заставляющих учеников удивляться, волноваться, силой воображения переноситься в далёкие миры, в сложнейшие глубины человеческих отношений, деяний, в неизведанное». Такой учитель понимает, что успех в исследовании, конструировании, изобразительной деятельности, литературном творчестве возвышает личность, даёт шанс ребёнку поверить в себя, в свои способности. Такой педагог не скован узкопрофессиональными заботами, и он обычно понимает, что полезные интересы и связанная с ними деятельность приводят учеников к расширению и возвышению потребностей. Он скорее откликается на их познавательные и творческие запросы, признаёт равноценность успехов в учении и в творческих занятиях.

На этой основе была определена стратегия развития познавательных и творческих интересов подростков в школе. Она не была строго ограничена образовательными и предметными областями, учебной программой, проблемами, которым обычно посвящены методические недели и предметные олимпиады. Была проведена масштабная диагностика интересов, познавательной мотивации учащихся, внимание было обращено на развитие творческой деятельности учащихся в учебном процессе и во внеучебной деятельности, результаты которой подводились на Дне науки. Он проходил в форме секционных заседаний, объединяющих разные области знания (география, экономика и краеведение; математика и искусство; биология, химия и экология; филология и литературно-творческая деятельность и т.д.). Были использованы разные формы проведения заседаний: чтения, симпозиум, устный журнал, конференция. Внимание обращалось на саму атмосферу проведения Дня науки: интересная форма сообщения результатов исследований и творческой деятельности, сопровождение устного сообщения иллюстрирующим его материалом, выступление приглашенного специалиста или учёного с оценкой работ, поощрение участников как важный стимул продолжения и поддержки деятельности.


Обратим внимание ещё на одну важную особенность проводившихся в школе Дней науки. К ним готовилась большая выставка творческой деятельности детей разных возрастных групп: от самых маленьких – до выпускников. Именно здесь укрепилась идея демократичности участия детей в представлении своих работ для коллективного обозрения. Не у каждого сразу появляется интерес к определённому предмету или науке, которую он изучает в школе. Есть много любителей предметно-практической деятельности. У них есть замечательные поделки из природного и искусственного материала, прекрасные композиции фантазийного характера (сучки, камни, засушенные растения), модели одежды для кукол и взрослых, авиамодели и судомодели, рисунки на свободную тему, коллекции, гербарии. Всё это результат большой самостоятельной работы, в которой сплавляется мысль, воображение, чувство, точный расчёт, сопровождающий воплощение замысла в материализованную форму. А ведь часто это ещё и поиск необходимой литературы, материалов, инструментов, подчас многократная переделка образца, сделанного в самом начале. Любая такая деятельность несёт в себе творческое начало. Она соответствует прекрасным словам поэта: «Когда б вы знали, из какого сора//Растут стихи, не ведая стыда…» (А.А.Ахматова).


Развитию творческих интересов учащихся впоследствии способствовала хорошая организация внеурочной деятельности: работа литературного клуба, кружка домоводства, театральной и художественной студий. Ученики, учителя, родители привыкали к мысли, что в равной степени можно восхищаться хорошим научным докладом, гербарием, выращенными в домашних условиях грибами, моделью морского судна, живописным портретом, самостоятельно разработанной моделью платья.


Однако в школе всё динамично. Уходят учителя. Изменяются дети. Иными становятся их интересы. Поэтому идея тоже должна меняться – она «устаёт», работает иногда по инерции, становится привычной.


Новым этапом в разработке проблемы исследовательской и творческой деятельности стало участие школы в городском эксперименте по защите выпускной работы, подготовленной как исследование на основе двух (а иногда и трёх) учебных предметов. Это потребовало серьёзного напряжения учителей и старшеклассников. Рождались новые, необычные темы, становившиеся толчком к самообразованию самого учителя, к самостоятельной деятельности старшеклассников. Публичность защиты выполненных работ создавала ощущение особой важности итогового школьного экзамена. Она открывала потенциал учителя как научного руководителя и творческий потенциал выпускников.


Расширение тематики ученических работ, подготовленных под руководством учителей, стало новым импульсом развития интересов учащихся.


Затем возникла попытка «запустить» в гимназии программу «Античность: взгляд из современности». Её цель была в привлечении внимания к истокам науки, искусства; стимулировать использование учащимися разнообразных энциклопедических и справочных изданий, словарей; показать преемственную связь между культурами разных эпох.

 
Эта работа оказалась трудоёмкой в плане руководства. Ведь учителю надо было тоже поднимать большой пласт информации, пользоваться Интернет-ресурсами. Совместить с обязательной работой всё это было не просто. Наиболее удачными оказались работы, выполненные под руководством математиков.

Неудача этого проекта была связана также с тем, что он опять «замкнулся» на учебных предметах и образовательных областях – а это уже было повторением. Кроме того, проект не стимулировал разнообразие видов творческой деятельности. Он был связан с однотипной поисковой и информационной деятельностью. Поэтому проект был приостановлен, но его разработка и неудача привели к созданию программы «Купчинских чтений».

***
Учебно-исследовательская конференция «Купчинские чтения: наука, творчество, поиск» проходит во Фрунзенском районе уже четвертый год. Постоянно растет число ее участников (от 300 в первый год работы до 919 в текущем году). В 2006 году в ней приняли участие практически все школы района (а их 50!). Анализируя итоги четырехлетней работы, мы хотим поделиться своими размышлениями о причинах успешности проекта и описать модель проведения районной учебно-исследовательской конференции, творчески использовать которую могут коллеги из научно-методических центров.


Начинаем работу обычно с публикации «Положения о районной научно-практической конференции «Купчинские чтения: наука, творчество, поиск», которое корректируется каждый год. Основное его содержание сводится к следующему.


Цели проекта «Купчинские чтения»:


1.Развитие познавательных, научных, художественных, прикладных интересов учащихся образовательных учреждений района, стимулирование социальной творческой активности, инициативы детей и подростков.
2. Поддержка совместной научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов района.
3.Формирование опыта использования проектных технологий.
Принципы проведения «Купчинских чтений»:
- доступность участия;
- содержательное многообразие направлений и форм участия;
- вариативность представления результатов деятельности;
- демократичность в определении лучших работ;
- многообразие системы поощрений для стимулирования творческой деятельности.
Условия участия в «Купчинских чтениях»:
В «Купчинских чтениях» могут участвовать все желающие школьники 7-11 классов.
1. Школьники могут представить на чтения разнообразные формы самостоятельной научно-исследовательской, творческой, поисковой, проектной деятельности (доклад, реферат, литературное творчество, эссе, перевод, рецензию, решение нестандартных задач, результаты наблюдений, экспериментов, изобретения, модели и т.д.). Выбор тем не ограничен.
2. Допускается участие школьников младшего возраста, если подготовленный ими материал может быть интересен для слушателей.
3. На чтения могут быть представлены работы, выполненные группой школьников.
4. Все участвовавшие в Чтениях получают сертификаты, удостоверяющие научно-практические и творческие достижения учеников, победители получают дипломы I, II и III степени. Данные сертификаты и дипломы служат основанием для администрации образовательных учреждений разрешить итоговую аттестацию их обладателей в виде защиты реферата, собеседования.
5. Работы победителей печатаются в сборнике научно-методического центра и направляются на межрегиональную «Конференцию победителей», которая проводится ежегодно в середине мая по инициативе «Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга».

Порядок проведения "Купчинских чтений" следующий.

В первой половине учебного года проходят школьные учебно-исследовательские конференции, по итогам которых работы отбираются на районную конференцию «Купчинские чтения».


Далее ученики представляют свою работу в одну из запланированных секций: история и обществознание, филология (русский язык, литература), мировая художественная культура, иностранные языки, математика, физика и астрономия, химия, география, биология и экология, экономика, психология, социальные проекты. Каждая секция делится на несколько подсекций, чтобы в максимальной мере учесть интересы каждого ученика. Например, на секции химии в этом году были следующие подсекции: экспериментальная химия, химия в аптечке, химия в ванной, химия в косметичке, химия в шкафу, химия в портфеле, химия на кухне. Количество секций, подсекций и их тематика могут меняться в зависимости от интересов и потребностей юных исследователей. В новом учебном году мы бы хотели ввести секцию педагогики, поскольку в районе есть педагогическая гимназия, а также учителя и их ученики, научные интересы которых лежат области педагогики и образования. Секции возглавляют районные методисты, в жюри входят лучшие учителя-предметники.


Кураторы секций рассматривают представленные работы и формируют предварительный список участников районной конференции, состав жюри.


Далее по графику проводятся консультации для школьников, подавших работы на рассмотрение жюри секций, и для их руководителей (если работа нуждается в доработке и усовершенствовании). По результатам окончательного отбора формируется списочный состав участников конференции. Конференции по секциям проводятся в марте-апреле на базе опорных школ. Тезисы лучших работ печатаются в сборнике научно-методического центра, их авторы выступают на итоговой конференции.


Итоговая конференция «Купчинские юношеские чтения: наука, творчество, поиск» проводится в конце апреля - начале мая. Она представляет собой праздничное действие с выступлением победителей и компьютерной презентацией лучших работ. Проводится награждение победителей и их научных руководителей. В рамках итоговой конференции проходит секция для учителей «Организация учебно-исследовательской работы школьников», где своим опытом делятся педагоги, подготовившие победителей. На итоговую конференцию приглашаются школьники и учителя, интересующиеся учебно-исследовательской деятельностью.


В процессе работы мы столкнулись со следующим противоречием: с одной стороны, целью проекта является привлечение как можно большего количества школьников к учебно-исследовательской и творческой деятельности, с другой стороны, многообразие направлений и форм участия, а также разный возраст участников серьезно осложняют процесс отбора работ на конференцию и определение победителей. На совещании руководителей секций было решено отказаться от дипломов и всем выступающим на конференции выдавать сертификаты участников. Однако такое решение вызвало справедливую обиду учеников и их научных руководителей, поскольку работы разного качества оценивались в этом случае одинаково, и столь важная для учащихся состязательность утрачивалась. Довольно часто мы сталкиваемся с рефератами, скачанными из Интернета, списанными и несамостоятельными работами. Как поступать в этой ситуации? Участие в конференции не может быть формальным представлением любой работы. Школьник должен научиться основам исследовательской деятельности: постановке целей, задач, поиску источников, их анализу, работе с исследовательским материалом, формулировке выводов, структурному оформлению работы. Он должен уметь представить и творческую работу.


Работа секций проходит таким образом, чтобы в оценке выступлений участвовали и сами школьники. Это имеет большой воспитательный эффект и для выступающего, и для слушателей. Такая атмосфера стимулирует самооценку участников. Присутствуя на секции «Обществознание», мы стали свидетелями такой ситуации. После интересных и содержательных сообщений выступал ученик, тема выступления которого (предельно обобщенная даже для реферата) указывала на то, что юноша не мог с ней справиться. Вопросы руководителя и участников секции поставили ученика в тупик. Он совершенно не ориентировался в теме и чувствовал себя крайне неуверенно перед сверстниками, написавшими серьезные работы и аргументированно отвечавшими на вопросы по своим темам. В конце концов, когда юношу спросили о цели его исследования, он честно признался, что не хотел сдавать экзамен по билетам и поэтому решил написать, а точнее, списать реферат и получить сертификат участника чтений. Чувствовал себя молодой человек очень неловко.


Необходимо было выработать критерии оценки работ для участия в конференции и выявления лучших исследований. Под руководством районного методиста И.Н. Лохоновой творческая группа учителей химии, входящих в жюри конференции, разработала следующие критерии для оценки работ учащихся.

Этап рецензирования

1. Соответствие названия работы предлагаемому содержанию – 1 балл.
2. Наличие в работе содержания и списка литературы, их правильное оформление – 1 балл.
3. Наличие целей, задач, выводов – 1 балл.
4. Содержание основной части – 6 баллов.
5. Оформление работы – 1 балл:
• наличие нумерации страниц
• правильное оформление титульного листа
• грамотное оформление сносок, приложений, схем.
Если работа получила общую оценку менее 5 баллов, а также менее 3 баллов за содержание, она не допускается к защите без предварительной доработки.


Этап защиты

1. Время выступления – не более 10 минут – 1 балл.
2. Владение терминологией в рамках исследовательской темы – 1 балл.
3. Владение речью – 1 балл.
4. Наличие наглядного сопровождения (стендовый доклад или компьютерная презентация) – 1 балл.
5. Ответы на вопросы – 1 балл.
Максимальное количество баллов, которые может получить ученик – 15.


Работа сдается жюри и получает предварительную оценку (а на некоторых секциях пишется рецензия) за месяц до конференции, так что ученики и их научные руководители после консультаций с членами жюри имеют возможность устранить недостатки в работе.


Безусловно, творческие работы (стихи, проза, переводы), а также социальные проекты нуждаются в менее жесткой системе оценки. Над ее критериями мы постоянно работаем.


Что дает проект ученикам, школам, району?


Участвуя в конференции, школьники осваивают основы творческой и исследовательской деятельности, учатся делать презентацию по своей теме, отвечать на вопросы слушателей и жюри и сами задавать вопросы. Ребята, заинтересованные разными предметными областями, знакомятся друг с другом, у них появляется возможность полезного общения со сверстниками. Активизируется учебно-исследовательская деятельность в школах, создаются школьные научные общества, проходят школьные конференции, «Дни науки». Это вызывает потребность в специальных школьных и районных семинарах по организации учебно-исследовательской и творческой деятельности, стимулирует самообразование самих педагогов.


Многие ученики выбирают темы, связанные с нашим районом: они изучают историю и экономику района, пишут стихи, посвященные Фрунзенскому району. «Определение качества воды в реке Волковке», «Оценка воздушного бассейна основных магистралей Фрунзенского района», «Обзор фауны птиц парка Интернационалистов и прилежащей территории». Это доклады, представленные только в одну секцию, – секцию биологии.


Перелистывая два выпуска «Купчинских чтений» за 2006 год (с тезисами и фрагментами лучших ученических работ), убеждаешься в том, как важно не сетовать на время, на падение духовной культуры, а спокойно и терпеливо работать с детьми, расширяя горизонты их познания и творчества. Поражает диапазон творческих интересов наших учащихся. Гуманитарная проблематика представлена разнообразными темами: история войн в древнем мире, адаптация человека в информационном обществе, танка в поэзии русских символистов, символика цвета в романе Е.Замятина «Мы», гармония звуков в лирике А.С.Пушкина, мир поэтической мечты С.Боттичелли, читательский портрет современника, прерафаэлиты, изменения в структуре доходов россиян и др.


В секциях естественнонаучного плана не менее широк круг проблем, интересующих современных школьников: перспективные построения в изобразительном искусстве, математическая статистика, системы счисления, псевдосферические поверхности, чёрные дыры, торсионные поля, модель термометра, свойства мыльных плёнок, фальсификация мёда и способы её выявления, развитие животных в условиях неволи и т.д. Это не менее широкий круг вопросов, чем интересы гуманитариев.


Анализ тематики представленных работ убеждает в неисчерпаемости творчества и исследования мира современными школьниками. Ребят интересуют и предельно широкие проблемы бытия, и проблемы повседневной жизни (например, влияние уплотнительной застройки на экологию или поведение кошки в домашних условиях).


Жанровое разнообразие работ также подтверждает справедливость мысли о демократизме способов их представления. На чтениях были представлены рефераты (история создания автомобиля, великие эксперименты в физике, история войн в древнем мире), проблемные обзоры (человек и космос, биологически активные добавки, исследования Луны), исследования (биология, физика, социология, филология), социальные проекты, поэтическое творчество (стихи, эссе, миниатюры).


В 2006 году удивительно насыщенной по тематике стала секция психологии. Огромное количество глобальных и личностных проблем психологического характера интересует наших учащихся: сущность человеческих страстей, проблемы психического развития людей с нарушениями слуха, природа страха, профессиональные предпочтения, соотношение Я-реального и Я-идеального, имидж телеведущего, влияние цвета интерьера на учащихся, психология рекламы и многие другие проблемы.


Проект «Купчинских чтений» успешен потому, что он даёт возможность учащимся представить свои многообразные интересы, индивидуальный опыт творческой деятельности. Одновременно проект показывает и удивительную способность наших педагогов поддерживать инициативу детей, развивать их творчество и стремление выразить себя в нём.


Юная поэтесса, чьи стихи тоже были представлены на чтениях, говорит так о творчестве: «Для меня поэзия – это выражение души, стремлений, чувств. Именно поэтому мне бы не хотелось, чтобы мои стихи разбирали так, как это делают литературоведы и критики: не ищите скрытых смыслов, средств выражения и т.п. […]


Я не жду отзывов и не жду критики. Я просто творю – вот и всё» .


В проекте удалось сохранить состязательность, необходимую для конкурсов и олимпиад, предоставить возможность большому количеству наших школьников демократично и свободно представлять результаты учебно-исследовательской, творческой, проектной деятельности, мотивированной разнообразными интересами детей разного возраста от шестого до одиннадцатого класса.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru