Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Работа методиста » Статьи о конкурсе педагогических достижений » Учитель в процессе мировоззренческих исканий:

Учитель в процессе мировоззренческих исканий:

Учитель в процессе мировоззренческих исканий:

Берестовицкая С.Э.,
методист Научно-методического центра
Фрунзенского района
г. Санкт-Петербурга,
кандидат педагогических наук

Всего несколько десятилетий назад с проблемой воспитания мировоззрения было все ясно: коммунистическая идеология давала четкие ответы на все мировоззренческие вопросы и советская школа знала, что и как воспитывать. В учебниках, методических пособиях, рекомендациях по формированию коммунистического мировоззрения не было недостатка.


Но вот идеология разрушена, а «проклятые вопросы Бытия» остались, и современная школа, как и прежде, должна помочь юношеству в их решении. Однако на основании чего их решать? Общечеловеческих, религиозных ценностей или научной картины мира? Должны ли педагоги быть едины в мировоззрении или каждый может внушать ученикам те убеждения, в которые верует сам? Обязана ли школа активно заниматься формированием мировоззрения или можно говорить лишь о педагогической поддержке школьников в решении вечных проблем? И, наконец, каковы современные методы, средства формирования мировоззрения или влияния на мировоззренческое самоопределение учащихся?


В педагогической науке эти вопросы еще только ставятся, тогда как на практике каждый учитель сталкивается с ними лично и пытается решать самостоятельно.


Чтобы привлечь внимание педагогов к этой чрезвычайно важной для современной школы проблеме, осмыслить уже имеющийся опыт, для районного конкурса педагогического мастерства 2008-2009 гг. мы предложили следующую тему: «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе».


Самая многочисленная конкурсная номинация – «Мастерство учителя»: в ней приняли участие 29 педагогов. Показательно, что среди них не было ни одного учителя математики, информатики, тогда как преподавателей истории – 8, иностранных языков – 7, русского языка и литературы – 6. Вряд ли это случайность. Скорее всего, в сознании большинства педагогов формирование мировоззрения является прерогативой гуманитарных предметов, а точные науки, по их мнению, развивают логическое мышление, интеллект и т.д. Однако лучшие конкурсные уроки опровергли эту точку зрения.


Первым конкурсным этапом стала научно-практическая конференция по теме конкурса, на которой учителя выступали с докладами о том, каким видят они мировоззренческое содержание своего предмета, как связана их педагогическая деятельность с воспитанием мировоззрения школьников.


Мы хотим представить выдержки из трех выступлений, в которых наиболее ярко выражена позиция педагога и содержатся интересные идеи, требующие осмысления. Их авторы – победители и лауреаты конкурса.


Алексей Сергеевич Волчков – учитель истории и обществознания школы №325 г. Санкт-Петербурга, победитель районного конкурса педагогического мастерства в номинации «Молодой учитель», дипломант городского конкурса педагогического мастерства в номинации «Педагогические надежды», закончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, затем исторический факультет СПБГУ, на данный момент является аспирантом кафедры истории.


«Самое главное открытие учительской работы – это понимание того, что в детях есть такая часть их существа, как кажется, самая важная, к которой вся система школьного образования не имеет никакого отношения. То, о чем идёт речь, можно назвать «душой», «сердцем», «духом» и т.п. – поиск правильного слова не входит в цели наших рассуждений, – но именно здесь находится самое доброе в ребенке, то, что проявляется в нем независимо от школы, существует параллельно с ней. Сердце ребенка может быть невероятно прекрасным, развитым, чутким к мельчайшим оттенкам добра и зла, ответственным и сочувствующим. Однако сердце школьника часто бывает самодовольным и заносчивым, равнодушным и эгоистичным, порочным и испорченным. И, к сожалению, учеников с таким сердцем в школе очень много.
Можно возразить: заниматься сердцем ребенка – уж, конечно, дело семьи и родителей, а никак не педагогов. Но как быть, если семья этим не занимается? Как помочь ребёнку в его ценностном формировании? Как определить цели, которых мы в этой борьбе должны добиваться?
Важно, что эти проблемы озвучивает не учитель предметов естественнонаучного цикла, а самый настоящий обществовед, преподаватель истории и обществознания. Ведь я учу детей большому разнообразию идеологических моделей и подходов, формировавшихся в истории и сменявших друг друга. Можно ли в них найти ответ на волнующие вопросы? Я могу учить детей гуманистическому мировоззрению, прививать патриотизм, формировать в детях национально-ориентированное мироощущение. Однако чаще всего, как-то стихийно, детьми усваивается самая современная из идеологий – этакий бытовой утилитаризм: ученик желает учиться тому, делать в жизни то, что будет иметь конкретно-экономический смысл и выгоду для него здесь и сейчас.
Ещё одно открытие преподавания состоит в том, что никакая из названных моделей не становится действенной для исправления сердца ученика. Идеи патриотизма, свободы, общечеловеческих ценностей оказываются удивительно беззубыми. То есть с теми силами зла, которые были описаны, ни одна из них не может справиться. Каждая из этих идеологий хороша, ни одна не учит совершать преступления или быть бесчестным человеком. Однако откуда же появилось современное нам эгоистичное и грубое, нетерпимое и аморальное общество? Школьниками были все. А многие – даже и отличниками! Если школьник пленен своим Я, если он не понимает разницу между доблестью и изменой (ведь тут нет экономической составляющей!), если его ум и сердце захвачены пошлостью, а язык произносит низкие слова, не считаясь с местом и временем, то чем всё это можно переломить?
Мы можем всеми силами стараться оберегать нашу школу от религии, разных там «сектантов», необразованных православных священников, суеверий и т.д. во имя идеалов светского, научно-ориентированного школьного образования. Но я убеждён, что нет другого инструмента борьбы с низостью и грязью, другой объясняющей концепции, кроме концепции религиозной, христианской. Я уверен, что только она может справиться как с описанной болезнью современного юношества, так и с пороками общества в целом.
Прежде всего нужно уточнить, что, во-первых, я категорически против, чтобы российская школа подпадала под власть какой-либо христианской конфессии (пусть даже самой уважаемой и старейшей). Во-вторых, из моего вывода невозможно сделать никакого обязательного идеологического стандарта, который можно было бы навязывать российским педагогам вне зависимости от их личных убеждений. Сама специфика подхода делает его бесполезным в практике учителя, если учитель внутренне не убежден в истинности заявленных принципов. И, в-третьих, принципы научной ориентированности школьного образования, горячо мной любимые, не могут быть подвергнуты никакому пересмотру.
В моём подходе к педагогике, я исхожу из следующего.
1. Необходимо признать очевидную истину: помимо разума (хранилища информации и навыков оперирования ею) у ребёнка есть «сердце». В этом сердце может царствовать или зло, или добро. Самое неприятное состоит в том, что зло вырастает в сердце самостоятельно (спасибо улице, более «продвинутым» сверстникам, телевизору и Интернету), а добро НАДО ВЫРАЩИВАТЬ. Действительно, в этом отношении с возможностями родителей не сравнится никакой педагог. Однако как быть, если родителей нет, если они этим, самым важным, элементом воспитания, пренебрегают?
2. «Добро» и «зло» действительно существуют. Это не относительные понятия, не продукт социальной деятельности человеческих обществ, это реально существующие категории. Когда ребёнок сквернословит на уроке, живет по принципу «всё можно» и «все мне должны», то аргументы «ты же россиянин!» или «так поступать античеловечно!» НИКОГДА НЕ ДЕЙСТВУЮТ. Россия, человечество, свобода – категории слишком общие и неоднозначные, чтобы к ним можно было возводить абсолютные и непререкаемые моральные нормы. А настоящие ценности именно таковы. Моральные нормы всех современных западных обществ восходят к Библии. Мы целомудренно называем эти нормы «общечеловеческими», пытаемся немного разбавить их категоричность рассуждениями о свободе и терпимости, но это ничуть не мешает этим нормам быть БИБЛЕЙСКИМИ.
3. В детях часто есть переживание Бога и осознание его существования. Однако эта вера оказывается предметом, принадлежащим исключительно глубоко личной сфере. Школа никакого отношения к этим переживаниям не имеет, и даже, как кажется, сама система школьного образования построена таким образом, чтобы поскорей развенчать все «детские» верования как самое натуральное невежество и предрассудки. Таким образом, уже с класса 7-8-го большинство школьников забывает о своих детских переживаниях и прозрениях и вполне откровенно заявляет о своих «атеистических убеждениях». Наверное, это совпадение, но употребление алкоголя, никотина, первые «загулы» и прочие ошибки молодости также начинаются именно в этих классах. Я глубоко убежден, что школа, воспитывающая атеистов или людей, которые «никогда об этом не думали», совершает глубочайшую национально-культурную диверсию. У человечества, кроме религиозных, нет никаких серьёзных барьеров против воровства, измен, обмана. Их никак не получается выдумать. На своих уроках я не занимаюсь проповедью или формой религиозной пропаганды, но лишь стремлюсь более последовательно реализовать принцип, заявленный всеми общепринятыми педагогическими концепциями – принцип всестороннего развитие личности ребенка. Я стремлюсь развить ум, навыки, эстетические способности, не забывая о том, что у ребенка есть СЕРДЦЕ. А в этом сердце может находится лишь духовное существо. Если там не оказывается добро, то остаётся очень много места для зла.
4. Работа учителя очень тяжела. Кроме того, она очень неблагодарна. Действительно, недостойная оплата труда, низкий статус выбранной мной профессии, невыносимый ежедневный психологический прессинг, постоянные стрессы и расстройства – вот реальность педагогического служения. Вопрос «ЗАЧЕМ» не может не возникнуть уже на второй неделе работы в школе. Зачем работать в школе мне, молодому, умному и здоровому мужчине, если здесь я не никогда не смогу получить того, что считается целью жизни любого нормального человека (слава, деньги, успех). Озвученные мной принципы дают бедному учителю СИЛЫ. Всем известные слова о самоотверженном служении учителя, его подвижническом труде (от слова «подвижник», то есть «святой»!) в этом случае приобретают свое настоящее звучание. Действительно, работать учителем правильно и нужно, потому что этого хочет Бог. Ему очень радостно, когда умные, молодые и сильные мужчины (и, конечно, женщины!) оказываются в школе и начинают борьбу против зла и человеческой низости. А раз мы делаем в школе Его работу, то и получаем мы «зарплату», силы и поддержку от Него тоже».

Виктория Алексеевна Медведева, учитель истории и обществознания школы №368, лауреат районного конкурса педагогического мастерства в номинации «Учитель основной и средней школы».


«Изменившиеся ученики требуют нового изучения истории. Выросшие в обществе товаров и средств массовой информации дети в мире своей внешкольной жизни постоянно сталкиваются с «историей». В конечном счете, история повсеместно представлена в средствах массовой информации, в рекламе, передачах и публикациях по поводу юбилеев. Она состоит из схем и клише, которые незаметно, но эффективно добавляются к историческому сознанию уже у учеников основной школы. Это историческое сознание содержит некоторые, если не многие элементы исторического безрассудства. Тот, кто противится или уклоняется от приобщения детей в основной школе к историческому сознанию, то есть не позволяет им упражняться в исторических вопросах, размышлениях и исследованиях, рискует тем, что эти «необученные» дети не сформируют важную способность к политическим действиям, что они впитают распространенные в обществе грубые исторические клише и будут падкими до неисторической аргументации.
Наша задача - научить школьников философствовать, рассуждать, спорить, доказывать. Это необходимое условие формирования их мировоззрения.
Знания становятся основой убеждения лишь в том случае, когда добываются самостоятельно и переживаются эмоционально. Моим учащимся, к примеру, нравятся уроки-брифинги. По существу, это те же семинарские занятия, проводимые с элементами инсценировки и игровой деятельности. На протяжении последних лет они посвящались проблемам экономического и политического развития зарубежных стран во второй половине XX века. Подготовка к уроку-брифингу начинается заранее. Учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых выбирает себе три страны. До проведения брифинга идет активная работа с периодикой и накопление материала. Группы делятся на «микрогруппы» - специалисты, редакция и корреспонденты. На первых порах ребятам важно научиться отвечать на вопросы и задавать их. Главные же цели брифинга – развитие умений творчески мыслить и самостоятельно работать, критически осмысливать информацию. Близкой к брифингу формой работы является урок-митинг. Например, его проведение целесообразно при изучении темы «Реалии многопартийности в России». Учащимся предлагается выбрать из множества партий и движений одно. Они готовят листовки и плакаты, которые на уроке раздаются другим группам и являются исходным материалом для дискуссии. Именно листовки дают возможность в ходе дискуссии формулировать свои вопросы оппонентам.
Средний, обычный человек не очень часто задумывается о прошлом даже своей семьи, что уж говорить об истории страны, а тем более об истории чужих стран? Как правило, интерес вспыхивает на короткое время, когда происходит какая-нибудь историческая сенсация. История должна начинаться с семейного альбома, с истории семьи, с истории бабушки, дедушки, папы и мамы. Генеалогические изыскания – это, с одной стороны, форма приобщения школьников к исследовательской работе, а с другой стороны, естественный интерес к собственным корням создает довольно устойчивую мотивацию познавательной деятельности. В старших классах при изучении Великой Отечественной войны я прошу ребят подготовить небольшое исследование «Моя семья в годы войны».
Старые вещи, открытки, рисунки, письма, посуда, шкатулки – все это кому-то принадлежало, а может быть, даже было изготовлено родными. Некоторые учащиеся привлекали также архивные материалы. На завершающем этапе собранный материал логично размещается, соединяясь с событиями и фактами отечественной истории.
И высший уровень — мировоззренческие идеи. А мировоззренческая идея — это всегда и есть восприятие, это еще определенная категория результата воспитания и образования. На этом этапе уместна такая форма работы, которую я нередко использую, как работа над эмблемой эпохи. Символы вообще играют в человеческой жизни большую роль. Они возвышают, мобилизуют, разъясняют, убеждают, пропагандируют. Символ изображает в условной, часто аллегорической форме какое-либо важное отвлеченное понятие, являющееся общезначимым для целой исторической общности — нации, народа. Такой символ, созданный учеником, — это некое изобразительное обобщение и материала урока и самостоятельной работы ученика с различными историческими источниками. Мысль о символах подсказал В.О.Ключевский. В его трудах присутствуют самые необычные метафоры: «Александр I — российский цветок»; «Николай I чинил ветхости в государстве»; «Лжедмитрий испечен в русской печке, а заквашен в Москве»; «деятельность Петра I – бурная весенняя гроза, ломающая вековые деревья». Особенно удаются ученикам эмблемы эпох Ивана Грозного, Смуты, спора западников и славянофилов. Интересной формой работы, на мой взгляд, является также составление биографий-портретов участников тех или иных событий. Здесь речь идет не о сухом перечне биографических данных, взятых из энциклопедии, а именно о составлении портрета исторической личности. Такого рода задания помогают формировать личностное отношение к историческому материалу.
Никто не в состоянии предложить миру совершенную модель прошлого и будущего; поэтому учитель не должен брать на себя непосильную задачу формирования устойчивого мировоззрения, но обязан вызвать к жизни творческие познавательные импульсы. Задача учителя – создать атмосферу активного самосозидания, поиска, выбора. А для выбора, как известно, необходимо разнообразие исходного материала, свобода духовного передвижения. Итогом изучения истории и обществознания не может стать усвоение школьниками заведомо правильного мировоззрения. Такого мировоззрения не бывает, всякое мировоззрение внутренне противоречиво».


Лариса Сергеевна Касаткина, учитель биологии школы №305, победитель районного конкурса педагогических достижений в номинации «Мастерство учителя».


«Моя цель – сформировать у учеников основы экологического мировоззрения. Я выделила шесть правил, которые, как мне кажется, могут помочь добиться поставленной цели.
ПРАВИЛО № 1: Очень важно, чтобы предмет, через который проводятся экологические идеи, вызывал интерес у учащихся.
Для меня очевидно, что решение проблемы – это, во-первых, межпредметные связи. Любая биосистема представляет собой сложную химическую структуру, которая подчиняется строгим физическим законам. И поэтому на уроках биологии постоянно приходится обращаться к знаниям по химии и физике. И не только! ОБЖ, история, география, математика, физическая культура… А знание стихов и других литературных произведений помогает украсить и разнообразить объяснение научного материала, помогает учителю в главном – формировании экологического мировоззрения. На мой взгляд, вершиной межпредметных связей является интегрированный урок.
Во-вторых, наглядность. За два последних года мне удалось создать около 70 авторских компьютерных презентаций.
ПРАВИЛО № 2: Экологическое образование – это образ жизни, поэтому важна убеждённость преподавателя в том, чему он учит.
В вопросе формирования экологического мировоззрения важно помнить: дети могут усваивать знания, но они окажутся бесполезными, если им не найдётся применения в повседневной жизни. И, конечно, очень важно поведение взрослых. Для меня самым лучшим видом отдыха является экологический туризм и, будучи классным руководителем, я со своими воспитанниками часто бывала в загородных поездках. Когда ребята были в 5-6 классе, мне приходилось постоянно напоминать, чтобы весь мусор на стоянке был убран и доставлен до ближайшей санкционированной помойки. Не скрою, иногда приходилось подбирать тайно выброшенный мешок и самой нести его, объясняя, что человек после себя должен оставить чистое место. Такое отношение сыграло свою роль: в старших классах во время походов без каких- либо напоминаний сами ребята очищали стоянку даже от чужого мусора, неся потом мешки порой по несколько километров.
ПРАВИЛО № 3: Важно демонстрировать красоту природы и значимость каждого существа.
Роль преподавателя экологии часто иная, чем в любой другой дисциплине, так как конечной целью экологического образования является изменение поведения ученика. Реализовать это в рамках урока весьма затруднительно, т.к. он имеет свои цели и содержание. Поэтому ведущую роль я отвожу внеклассной деятельности и дополнительным образовательным площадкам: Ботаническому саду, Зоологическому музею, парку Сергеевка и т.п.
ПРАВИЛО № 4: Необходимо открытое общение в классе, умение задавать вопросы, когда не всё ясно или когда общепринятые ценности оказываются под сомнением.
При формировании экологического мировоззрения очень важно, чтобы дети имели возможность выразить свои собственные взгляды и соображения по поводу личной ответственности за будущее планеты. При этом, как мне кажется, успех зависит от возможности открытого общения учителя с учениками и учеников между собой при обсуждении вопросов состояния окружающей среды на уроках и экологических занятиях биологического кружка.
ПРАВИЛО № 5: Важен позитивный подход к экологическому образованию.
Очень важно связывать практическую деятельность детей с их эмоциями, которые оказывают огромное влияние на формирование нравственных чувств. Хотя экологическое образование – очень важный предмет, сам процесс обучения должен оставаться стимулирующим и весёлым. Пережив хотя бы единожды удовлетворение от совершённого экологического действия, ребёнок будет стремиться пережить это чувство вновь. Например, участие в сборе макулатуры, который в нашей школе часто преподносится не только как возможность заработать средства на какое-то мероприятие, но и как экологическая акция. При этом учащимся рассказывают о роли зелёных растений, о важности рециклинга бумаги и картона, ведь 60 кг. макулатуры сохраняют от вырубки 1 дерево, которое вырастает в течение 50-80 лет. Эмоциональные поздравления и награждения победителей, благодарность всем участникам вызывают у ребят желание превзойти свои прежние достижения.
ПРАВИЛО № 6: Очень важно поощрять детей предпринимать практические усилия, разрабатывать реальные проекты и постоянно работать над улучшением окружающей среды.
Вклад школы в формирование экологического мировоззрения может состоять не только в предоставлении точных знаний об окружающей среде, но и в вовлечении учащихся в разработку и осуществление целенаправленных экологических проектов, с разнообразием которых Санкт-Петербургу и Фрунзенскому району повезло. С каждым годом наши ученики всё активнее принимают участие в районном экологическом проекте. Причину я вижу в том, что победители становятся настоящими героями школы: об их достижениях говорят по радио, они выступают на уроках биологии в разных классах, демонстрируя свои работы (эмблемы, фотографии, литературно- музыкальные композиции и т.п.).
Я прекрасно понимаю, что формирование экологического мировоззрения – это сложный и длительный процесс, который не завершается с окончанием школы. Конкретные его результаты могут быть заметны только через несколько лет, а я и мои ученики лишь в самом начале пути».

А.И. Гессен писал о том, что педагогу необходимо иметь собственную мировоззренческую позицию, однако мировоззрение не должно перерастать в идеологию, т.е. неизменяемую систему взглядов, жестко навязываемую воспитанникам. В выступлении молодого учителя А.С. Волчкова представлена собственная жизненная и педагогическая философия, которая является основой деятельности педагога, но отнюдь не навязывается коллегам и ученикам.


В.А. Медведева размышляет о влиянии своего предмета на формирование мировоззрения учеников, о воспитании исторического сознания. Учитель рассказывает о тех методах работы, которые необходимо использовать для воспитания мировоззрения (проблематизация, ситуация выбора, диспут) и конкретных методических приемах, успешно применяемых им в педагогической практике.


Л.С. Касаткина, опираясь на свой профессиональный опыт, сформулировала основные принципы воспитания экологического мировоззрения и показала конкретные пути их реализации.


Обратим внимание, насколько личностны все три выступления, как по-своему мыслит каждый педагог, выстраивая собственную философско-педагогическую систему. Говоря о личностно-ориентированном подходе, а вне его невозможно воспитание мировоззрения, необходимо помнить, что «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» (К.Д. Ушинский). Представленные концепции оригинальны и по форме, и по содержанию, однако в них можно выделить общие идеи, которые прослеживались и в других выступлениях конкурсантов:
- понимание мировоззренческого смысла образования;
- обращение к сердцу, чувствам, эмоциям ученика;
- обучение в диалоге; создание проблемных ситуаций;
- деятельностный подход к обучению и воспитанию.


Безусловно, главный этап конкурса педагогических достижений – открытый урок. В нем раскрывается все: личность учителя, его педагогическая система, стиль общения с учениками, индивидуальность творческого почерка, собственные методические приемы и находки.


Как реализуется на уроке мировоззренческое содержание учебного предмета, насколько эффективны в плане воспитания мировоззрения те или иные методические приемы, каким образом влияет на учеников личность учителя – с этими вопросами мы шли на открытые уроки к нашим конкурсантам.


Урок немецкого языка в 10-м классе школы №368 на тему «Weihnachtszeit - eine besinnliche Zeit und eine des Nachdenkens …» («Рождество - время раздумий и осмысления жизни»). Учитель – Галина Михайловна Новицкая, победитель конкурса в номинации «Мастерство учителя».


Мы вошли в кабинет, не зная темы урока. Парты стояли полукругом, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, в углу - наряженная елка, в другом - выставка рождественских сувениров – детских поделок, на окнах – снежинки, весь класс – в новогодних украшениях. Мы ждали обычного урока на тему «Рождество»: елка, подарки, Санта-Клаус, может быть, небольшое рождественское представление. Однако все оказалось необычно с самого начала. Учитель показал десятиклассникам отрывок из видеофильма о Рождестве и попросил высказаться об этом празднике, использую новую, записанную на доске лексику.


- С какими цветами вы ассоциируете Рождество? Что, с вашей точки зрения, обозначают эти цвета?» - спрашивает Галина Михайловна, раздавая ученикам разноцветные кружочки. (Учитель говорит на уроке только на немецком языке).
- Надежда - отвечает девочка, - поднимая голубой кружок.
- Чистота, набожность, мир, - мальчик поднимает белый.
- Прилежание, благородство, любовь, - красный кружок.
- Счастье, свобода – оранжевый.
- Дружба, мир, – желтый.
- Совершенство, великолепие, - синий.
- Блеск, слава, - зеленый.


На доске разноцветными мелками написано слово Weihnachten (Рождество), вокруг него учитель записывает слова, которые произносят ученики.


- Итак, Рождество – праздник любви, надежды, мира, - подводит итог Галина Михайловна, раздает ребятам слова и просит составить из них изречение.


«Рождество - время, наводящее на размышления и раздумья, когда всё бренное нашей жизни подвергаются осмыслению», - записывают десятиклассники и обсуждают, что значат эти слова. В тетрадках появляется новая лексика: размышлять о смысле жизни; определить слабые и сильные стороны; сделать выводы; подвести итоги года.


Затем учитель показывает десятиклассникам отрывок из фильма на английском языке «Заплати другому» (основной язык в школе – английский). В фильме учитель дает детям задание на целый год: совершить одно хорошее дело (помочь кому-то, спасти, поддержать), ребята обсуждают задание, а один мальчик предлагает: пусть каждый совершит три хороших дела, затем те три человека, которым сделали что-то хорошее, тоже помогут каждый еще трем, и таким образом добро будет распространяться в мире.


Галина Михайловна просит передать содержание эпизода на английском языке, затем перевести с английского на немецкий язык и задает ребятам вопрос: а какой поступок совершили бы вы?
- Что нас окружает в этом мире? - спрашивает учитель. Ребята называют слова, учитель пишет их фломастерами на отдельных листах, разделяя на положительные и отрицательные.
- Зло, безответственность, лицемерие…
- Милосердие, любовь, справедливость…


Листы со словами вывешиваются на доску.


- Что вы возьмете с собой в новый год? Запишите на своих цветных кружочках и повесьте на елку.


Вместе с учителем ребята читают слова, повешенные на елку.


Домашнее задание: подумать и записать три хороших дела, которые вы планируете на следующий год и затем осуществить их.


В заключение Галина Михайловна напомнила ребятам закон Великой Чайки из ее любимой книги «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха: если вы чего-то очень захотите, то обязательно добьетесь – перед вами нет преград.


Мировоззренческое содержание урока не оставило равнодушными десятиклассников. Несмотря на то, что немецкий язык они изучают всего лишь второй год, они старались активно говорить на уроке, используя новую лексику, прося учителя перевести на немецкий необходимые им слова. Ребятам хотелось говорить, потому что обсуждаемые вопросы касались лично каждого. При этом были достигнуты учебные цели урока: введение и закрепление новой лексики, активизация пройденной, развитие устной речи, формирование навыков аудирования (на немецком и английском языках).


Анализ уроков привел нас к выводу о том, что если собственно учебные цели на уроке не достигаются, то не достигаются и воспитательные.


Открытый урок географии в 10 классе. Тема самая животрепещущая: «Россия и Запад: противостояние или сотрудничество?». Урок заявлен в форме дискуссии. Учитель задает вопрос о Болонском процессе. Старшеклассники начинают вяло дискутировать, из их реплик понятно, что об этом явлении они имеют слабое представление. Встают вопросы об импорте и экспорте, о полезных ископаемых, о решении политических вопросов – та же картина. Кто-то что-то слышал на кухне, кто-то по телевизору, кто-то что-то припоминает из учебников – никакой целостной картины в головах учеников нет. То есть нет знаний, которыми можно было бы оперировать в ходе дискуссии. Ученики не работают с источниками, хотя для решения такой глобальной проблемы сорока пяти минут работы с источниками явно маловато. В результате получается разговор ни о чем, а имеющий твердые убеждения учитель легко приводит ребят к выводу, что мы прекрасно можем обойтись и без Запада. Нечего нам на него смотреть, мы и сами с усами. Хорошо, если бы такой урок просто ничему не учил, но он именно учит, формирует мировоззрение, воспитывает. Мы можем даже оставить в стороне его очень спорный итог, но то, что можно рассуждать и даже спорить о предмете, практически ничего о нем не зная, не изучив досконально вопроса, ведя дискуссию не на научном, а на абсолютно обывательском уровне – этот урок старшеклассниками был усвоен.

Далеко не каждый урок ставит перед учениками мировоззренческие проблемы. Да это и не нужно, иначе размышления о смысле жизни превратятся в пустую болтовню. Однако, как заметил В.А. Сухомлинский, «нет в учебном плане такого предмета, который бы в той или иной мере не касался мировоззрения». В содержании разных учебных предметов есть темы, которые обнажают философско-мировоззренческий аспект изучаемой дисциплины, дают возможность, кроме решения узко-учебных задач, привлечь внимание школьников к проблемам мировоззрения, что мы и увидели на лучших конкурсных уроках. Например, изучение атомной энергии и ее возможностей в физике (9кл.) позволило учителю поставить перед учениками проблему ответственности человека за использование достижений научно-технического прогресса. Говоря о возможностях современной химии в производстве лекарственных препаратов (9кл.), в частности, наркотических веществ, педагог поставил перед учащимися вопрос о нравственности ученого, подвел к размышлению о взаимосвязи науки и нравственности. Тема «Внутриутробное развитие плода» (9кл.), изучаемая на уроке биологии, дала возможность учителю обратить внимание учеников на чудо человеческой жизни, заставила задуматься об ответственности взрослых перед еще не родившимся малышом, который слышит звуки внешнего мира и чувствует наше к нему отношение. Ставя перед собой задачу привлечь внимание учеников к проблемам мировоззрения, педагоги особое внимание уделяли истории науки, борьбе научных теорий, сложному, иногда трагическому пути поиска и доказательства истины, судьбам великих ученых, исторических деятелей, писателей.


Актуализируя мировоззренческое содержание урока, учителя использовали диалоговые технологии, проблемный метод обучения, когда педагог создает проблемные ситуации, стимулирует учеников к самостоятельному нахождению проблем, разрешению парадоксов и противоречий, настраивает на коллективный поиск и в то же время на нахождение собственного способа решения проблемы, учит отстаивать свое мнение вне зависимости от позиции окружающих и самого учителя и отказываться от неверного пути в случае обнаружения ошибки. Например, на заключительном этапе урока истории в 9-м классе, посвященном деятельности Петра I, в частности, строительству Петербурга, учитель задал вопрос: «Стоило ли, с точки зрения учеников, строительство города таких огромных человеческих жертв?». Обсуждая этот вопрос, девятиклассники вышли на проблему цели и средств. Они высказывали противоположные мнения, иногда довольно жестокие, однако учитель внимательно выслушивал каждого, его реплики не останавливали спор, а заставляли учеников искать ответы на новые вопросы, мнение учителя подавалось не как единственно правильное, а как одно из мнений, к которому, однако, ученики отнеслись очень внимательно.


И все же основное, на наш взгляд, влияние на мировоззренческое самоопределение учеников оказывает не содержание учебного предмета, не методика (хотя они, безусловно, очень важны!), а личность учителя. Успешное воспитание личностного отношения учащихся к проблемам мировоззрения возможно, если его осуществляет педагог, который
- понимает важность мировоззренческих проблем для себя лично;
- философски осмысляет свою профессиональную деятельность, видит сверхзадачу преподаваемой дисциплины, осознает значение своего предмета в контексте духовных проблем времени;
- находится в постоянном поиске, развитии, как в человеческом, так и в профессиональном, не успокаивается на достигнутом, готов признавать свои ошибки и исправлять их;
- работает в системе личностно-ориентированного образования, диалогичен, толерантен.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru