Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Значимость мировоззренческих вопросов для старшеклассников (итоги опроса)

Значимость мировоззренческих вопросов для старшеклассников (итоги опроса)

Значимость мировоззренческих вопросов для старшеклассников (итоги опроса)

Берестовицкая Светлана Эрленовна,
кандидат педагогических наук,
докторант кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена,
учитель русского языка и литературы лицея №226
Санкт-Петербург


Значимость мировоззренческих вопросов для старшеклассников

(итоги опроса)
Статья посвящена проблеме влияния школьного образования на мировоззрение старшеклассников. В ней представлен анализ анкетирования учащихся 8-11 классов по следующим вопросам: насколько важны для современного старшеклассника «вечные» проблемы, волнующие человечество, с кем он может их обсудить, какова роль школы (учителя, урока, всей атмосферы школьной жизни) в становлении его мировоззрения.

The article is devoted to the problem of the influence of school education in the world of high school students. It provides the analysis of the questionnaire the students of 8-11 classes on the following issues: how important for modern high school student «eternal» problems that concern humanity, with whom he can discuss them, what is the role of the school (teachers, lesson, the entire atmosphere of school life) in the development of his worldview.

Ключевые слова: мировоззрение, мировоззренческое самоопределение, мировоззренческие проблемы.
Keywords: worldview, philosophy of self-determination, ideological issues.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» закреплены изменения требований к оценке результатов образования, и на первом месте стоят требования к личностным результатам. К ним относятся «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению… формирование целостного мировоззрения» [1]. В этой связи особую актуальность приобретает проблема влияния школы на мировоззренческое самоопределение старшеклассников. А это, в свою очередь, поднимает целый комплекс вопросов: готова ли современная школа оказать педагогическую поддержку юношеству в мировоззренческом самоопределении? что думают о мировоззренческих проблемах старшеклассники и как оценивают роль школы, учителей в становлении их мировоззрения? какими личностными и профессиональными качествами должен обладать учитель, чтобы помогать ученику в решении смысложизненных проблем? На эти вопросы нет ответов в современном научно-педагогическом знании.


Частично проблема мировоззрения старшеклассника рассматривается в работах Берсеневой Т.А. [2], Вершловского С.Г.[3], Гущиной Т.Н.[4], Стойлик А.Ю.[5], однако этими учеными исследуются преимущественно ценностные ориентации старших школьников и не изучается роль школы в их мировоззренческом самоопределении.
Цель нашего опроса – установить, насколько значимыми являются мировоззренческие проблемы для старшеклассников, что побуждает учащихся к их осмыслению, как они оценивают роль школьного образования, урока, личности учителя в становлении их мировоззрения.
Для ответа на эти вопросы был проведён анкетный опрос учащихся (анонимная анкета с преобладанием закрытых вопросов).
В анкетировании приняли участие 599 старшеклассников 8-11 классов из Санкт-Петербурга и города Печоры Псковской области - в возрасте от 14 до 18 лет, обучающихся в разных типах образовательных учреждений: общеобразовательных школах (49%), школах с углубленным изучением отдельных предметов (21%), лицеях (21%), гимназиях (10%).
Мы разделили вопросы на три смысловых блока:
• старшеклассник и проблемы мировоззрения;
• проблемы мировоззрения и школьная жизнь;
• проблемы мировоззрения и школьный урок;
• проблемы мировоззрения и учитель.
Старшеклассник и проблемы мировоззрения
Из предыдущих исследований нам стало ясно, что далеко не все старшеклассники представляют себе, что такое мировоззрение и каков круг мировоззренческих проблем. Поэтому перед формулировкой первого вопроса было дано разъяснение, что такое «вечные» проблемы. Вопрос был поставлен следующим образом: «Существуют вечные проблемы, такие как проблема смысла жизни; выбора своего пути, нравственных ценностей; отношения к вере (существует ли Бог, что ждет человека после смерти); проблемы долга, совести и др. Являются ли эти проблемы важными, актуальными для Вас?».
Для большинства старшеклассников (63%) мировоззренческие проблемы являются важными и актуальными. Однако и процент тех, кто ответил, что эти проблемы не являются для них важными, достаточно высок – 27%. 10% затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, 37% учащихся не смогли ответить на этот вопрос утвердительно. В то же время интерес к смысложизненным проблемам, мировоззренческое самоопределение являются характерной особенностью юношеского возраста: «юность – решающий этап становления мировоззрения. В этот период жизни у человека появляется потребность… построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире» [6, С.311]. То, что почти треть опрошенных не готова размышлять над «вечными» проблемами человечества, с нашей точки зрения, говорит о недостаточном внимании, уделяемом этим проблемам школой.
Какие из вечных (мировоззренческих) проблем наиболее значимы для Вас лично?
Ответы на этот вопрос распределились следующим образом. Собственно мировоззренческие проблемы назвали 71% учащихся, ответивших на этот вопрос. Среди них на первом месте – проблема смысла жизни (17%), далее – поиск своего пути (14%), проблемы веры, религии, поиска Бога (10%), морали и нравственности (10%), долга и совести (7%), что ждет человека после смерти (7%), будущее (2%), экология (2%), духовность (1%), любовь (1%).
10% учащихся выделили волнующие их проблемы, которые нельзя напрямую отнести к мировоззренческим: выбор профессии, профессиональное самоопределение – 5%, социальные проблемы (плохое правительство, плохая жизнь, социальная несправедливость, казнокрадство, безработица; курение, алкоголизм и др.) и национальные проблемы - 4%, школа, уроки, экзамены – 1,5%.
28% ответили «никакие» или дали несерьезные ответы.
Приведем некоторые, наиболее эмоциональные ответы (орфография и пунктуация исправлены).
• Если задуматься, то мы живем ради того, чтобы зарабатывать деньги, зачем тогда жить и кому это надо?
• Для чего мы живем? В чем смысл жизни? Родиться, прожить 60 лет и умереть? Мы все время учимся, работаем и т.д., у нас нету времени на себя, вначале мы ходим в детский сад, потом школа, и идем в институт, а что дальше? А, ну да, работа, и начинаем мы работать в 20-30 лет, потом мы выходим на пенсию, у нас появляется свободное время, но мы старые и не можем ничего делать, кроме как сидеть дома и смотреть телевизор, многие хотят поехать за границу и изучать разные культуры, но им не позволяют финансы, и поэтому они работают, работают, работают.
• Проблема выбора собственного жизненного пути. Я не вижу перспектив, не вижу смысла во всем том, что меня окружает. Нет мотивации, нет желания идти к чему-либо.
• Кто я?? для чего я нужен??
Эти ответы свидетельствуют о том, что для старшеклассников проблема поиска смысла жизни, осознания бессмысленности существования, ориентированного только на работу и заработок, стоит очень остро. Об этом говорят эмоциональность ответов, обилие риторических вопросов, повторяющиеся слова. Создается впечатление, что молодым людям не с кем поделиться своими сомнениями, тоской, некому задать важные для них вопросы, и они раскрывают душу в анонимной анкете, просто чтобы высказать наболевшее.
• Что так всё плохо? Почему, когда ты на улице, необходимо держать ухо востро? Почему нет порядка? Всё вроде бы красиво, а если копнуть глубже, такая несправедливость. Кто должен следить за этим? Если ты хороший человек, всё воздастся свыше?
• Для меня лично значима проблема нашего государства, в котором на каждом шагу коррупция, обман, большая смертность, безработица и бандитизм. В общем, нет смысла далее писать, т.к. это ничего не изменит.
Казалось бы, ученики пишут о социальных проблемах, но эти проблемы порождают чувство безнадежности, ощущение тотальной несправедливости, неверие в возможность что-то изменить, что, в свою очередь, аккумулируется в мировоззрении.
Кроме проблемы смысла жизни и социальной несправедливости, старшеклассники выделили следующие мировоззренческие проблемы.
• Выбор веры. Принадлежу к одной религии, но, возможно, хотел бы принять другую, ведь Бог один, и не страшно, если ты поменяешь религию.
• Для меня, скорее, важен вопрос веры. Я верю в Бога, но не полностью «погружен» в свою веру.
• Поиск самого себя в этом странном, непонятном мире, поиск собственной совести.
• Отдаление человека от природы, тупик в эволюции человека.
• Смысл своего пути, смысл существования человека, смысл всего живого.
• Лично для меня наиболее значима проблема выбора как такового. Выбор будущей профессии, выбор нравственных ценностей, выбор тех людей, которые необходимы мне. Мне слишком сложно остановится на чем-то одном.
• Меня волнует то, что трудно изменить себя, способ мышления и жизни.
• Как сломать собственную личность и построить новую?
Как видим, старшеклассников волнуют серьезные личностные проблемы и поставлены они остро. Решить их может только сам человек, но ему необходима педагогическая поддержка в их решении.
С кем вы можете их обсудить?
Большинство старшеклассников обсуждает проблемы мировоззрения с друзьями (70%) и родителями (54%), т.е. с близкими людьми, 21% - в социальных сетях. К учителям обращаются лишь 15% учащихся.
Что побуждает вас к размышлению над этими проблемами?
Больше половины учащихся (58%) к размышлению над проблемами мировоззрения подталкивает собственное желание разобраться в них и найти свой ответ. Около четверти отметили варианты «общение с друзьями» (38%), «фильмы» (36%), «книги» (35%), приблизительно пятая часть – «общение с родителями» (22%), «социальные сети» (20%), «школьная жизнь» (18%). На предпоследнем месте – «СМИ» (15%) и на последнем – «общение с учителями» (11%).
Важны ли эти проблемы для современного человека, или, с вашей точки зрения, можно спокойно обойтись без них?
«Да, важны», - ответили 65% учащихся. Больше трети опрошенных (35%) считает, что современный человек может прекрасно прожить, не озадачивая себя «вечными» проблемами, «проклятыми» вопросами Бытия.
Как видим, уже первый блок вопросов показывает, что школа играет очень небольшую роль в мировоззренческом самоопределении старшеклассников. Если можно признать относительно нормальным тот факт, что только 15% учеников обсуждают мировоззренческие проблемы с учителями (действительно, в число близких людей, с которыми можно обсуждать очень личные проблемы, далеко не всегда могут входить педагоги), то никак нельзя признать нормальным, что школьная жизнь в целом побуждает к размышлению над проблемами мировоззрения меньше пятой части учащихся.
Проблемы мировоззрения и школьная жизнь
Какой должна быть роль школьного образования в становлении мировоззрения учащихся, по мнению самих учащихся, и какова она на самом деле – этой проблеме посвящен следующий блок вопросов.
Должно ли школьное образование помогать в решении мировоззренческих проблем, настраивать на философский поиск?
«Да», - ответили 57% старшеклассников, «нет», - 43%. Отрицательный ответ на этот вопрос практически половины опрошенных заставил нас задуматься о его причинах. Мы можем высказать два предположения: 1) старшеклассники не считает, что мировоззрение и образование связаны, т.е. воспринимают школу как учреждение, где даются знания, понимаемые, вероятно, как информация; 2) старшеклассники не доверяют школе и не ждут от нее помощи в решении личных смысложизненных вопросов, а «настраивание», «побуждение» воспринимают как навязывание, вторжение в личное пространство.
Какие события школьной жизни повлияли на ваше понимание мира?
Парадоксальная ситуация: школа дает знания о мире, но эти знания почти у трети опрошенных не влияют на понимание мира (30% ответили: «ничего не повлияло»). Из того, что повлияло, на первом месте – вся атмосфера школьной жизни (35%), на втором – «школьные уроки» (27%), на третьем – «участие во внеклассной работе» (25%), далее – «беседы с учителями» (21%) и «учебно-исследовательская, творческая деятельность» (18%).
Проблемы мировоззрения и школьный урок
«Нет в учебном плане такого предмета, который бы в той или иной мере не касался мировоззрения» [7, С.164], - с этими словами В.А. Сухомлинского трудно не согласиться. Действительно, в содержании учебного материала заложен огромный мировоззренческий потенциал. Насколько он реализуется в современной школьной практике и чего ждут от урока в плане мировоззренческого самоопределения учащиеся – этим вопросам посвящен следующий блок.
Чтобы школьный урок располагал к философским размышлениям, помогал в решении важных лично для вас проблем, учитель должен:
На первом месте – «выстраивать дружеские, доверительные отношения с учениками» (48%, немногим меньше половины опрошенных), далее – «проводить уроки в форме дискуссии» (44%, чуть больше трети опрошенных), и одинаковое количество учащихся (39%) выбрали ответы «находить в изучаемом материале интересные для учеников проблемы» и «открыто высказывать свою точку зрения на обсуждаемые проблемы». 37% респондентов выбрали ответ: «приводить примеры из собственной жизни». Чуть более четверти опрошенных (27%) хотели бы, чтобы у них была возможность высказывать свою точку зрения в письменном виде и чуть менее четверти (24%) – чтобы учитель обращался к их личному опыту. Пятая часть (21%) считает, что работа в группах и в парах будет способствовать обсуждению мировоззренческих проблем. Можно сделать вывод, что ученикам прежде всего не хватает личных, человеческих, дружеских отношений с учителем, проявленности его личности, его мировоззрения, для того чтобы школьный урок мог помочь в решении важных для них проблем.
Как часто в вашей школьной жизни бывают такие уроки?
Только 14% старшеклассников считают, что уроки, способствующие решению важных для них лично мировоззренческих проблем, бывают в их жизни часто. Больше половины (57%) написали, что такие уроки бывают редко и почти треть (28%) – что таких уроков не бывает вообще.
Проблемы мировоззрения и учитель
По мысли С.И. Гессена, для ученика в юношеский период особый интерес представляет личность учителя, поскольку для юноши «мировоззрение есть прежде всего выражение личности, исповедование личности» [8, С.99]. В связи с этим важно было установить, какие именно личностные и профессиональные качества учителя наиболее значимы для современного старшеклассника. Учащимся были предложены следующие вопросы.
Были ли в вашей жизни учителя, оказавшие серьезное влияние на становление вашей жизненной позиции?
Чуть больше половины опрошенных (51%) ответили, что такие учителя в их жизни были.
Какой предмет они преподавали?
Русский, литература – 41%
история, обществознание – 23%
математика – 17%
иностранный язык – 10%
физкультура – 5%
физика – 5%
ОБЖ – 4%
биология – 3%
информатика – 3%
география – 3%
химия – 2%
МХК – 2%
музыка – 1%
технология – 1%
психология – 1%
экономика – 1%
классный руководитель – 1%
скрипка, шахматы, танцы, каратэ, закон Божий – 2%
Опрос показал, что влияние учителя на становление жизненной позиции старшеклассников не всегда зависит от того предмета, который он преподает. Среди оказавших наибольшее влияние педагогов есть и историки, и литераторы, и математики, и учителя физкультуры. Тем не менее, в общей сложности, преобладает влияние преподавателей гуманитарных предметов над техническими и естественнонаучными, а также тех предметов, преподаватели которых чаще встречаются с учениками (5-6 часов в неделю). Это учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, математики. Некоторые ученики называли учителей нескольких предметов (3-5 и более). Несмотря на то, что вопрос не требовал развернутого ответа, некоторые ученики ответили на него несколькими предложениями.
• В данный момент этот учитель у меня ничего не преподает, т.к. это мой первый учитель из начальных классов. Но при общении с ней она ставит меня на путь. С этим человеком можно говорить на любые темы, и он всегда поможет и поддержит.
• Наталья Яковлевна – замечательный педагог. Занималась жизнью класса, находила время на решение наших проблем.
• Жизненную позицию ставлю себе я сам. Я сам понимаю, что мне нужно, а что нет, что я хочу, а что нет...
• Не было таких учителей. И не будет, которые поймут мои проблемы. Их может понять только мама и близкие.
Даже раздраженные ответы: «Да не было такого учителя» вместо простого прочерка свидетельствуют о том, что вопрос не оставил учащихся равнодушными.
В чем заключалось их влияние на Ваше мировоззрение?
Около половины опрошенных выбрали ответы «интересная, глубокая подача материала на уроках» (47%) и «разговор с учениками на равных» (46%). Около трети – «интересные формы организации урока (диспуты, работа в группах, парах, индивидуальные задания и т.д.) (31%) и «индивидуальные беседы о проблемах, которые вас волнуют» (30%). 18% выбрало ответ «организация интересной внеклассной работы». С нашей точки зрения, ключевыми словами в ответе на этот вопрос являются слова «интересные» и «на равных».
Какими личностными и профессиональными качествами должен, с вашей точки зрения, обладать учитель, чтобы побуждать ученика к философским раздумьям, помогать в решении смысложизненных проблем?
На первом месте – личностные качества: умение общаться на равных, уважать точку зрения ученика (65%). Еще из личностных качеств половина опрошенных выделили доброту, порядочность (51%) отношение к ученикам с пониманием, любовью (39%), особую харизматичность (32%), интерес к жизненным проблемам учеников (25%).
Из профессиональных качеств самыми ценными для учеников являются умение хорошо объяснять (58%), давать интересные уроки (51%), поднимать на уроках философские проблемы (38%). Интересно, что знание предмета оказалось по значимости на седьмом месте (35%).
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать
следующие выводы.
• У большинства старшеклассников присутствует устойчивый интерес к проблемам мировоззрения, заинтересованность в их обсуждении и решении, однако и процент тех, кто не испытывает личной заинтересованности в решении этих проблем, достаточно высок.
• Наибольший интерес у учеников вызывают такие проблемы, как поиск смысла жизни, своего пути, вопросы веры.
• Степень влияния школы на мировоззрение учащихся можно определить как низкую, более всего старшеклассников побуждает к размышлениям о «вечных проблемах» желание самостоятельно в них разобраться, найти свой ответ, менее всего – школьная жизнь и общение с учителями; однако у половины старшеклассников был учитель, который оказал влияние на становление их мировоззрения.
• Из всех компонентов школьного образования наибольшим потенциалом в плане воспитания мировоззрения обладает личность учителя. Чтобы побуждать ученика к философским раздумьям, помогать в решении смысложизненных проблем, педагог, с точки зрения учащихся, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами: умением выстраивать доверительные отношения, общаться на равных, строить уроки в форме дискуссии, находить в изучаемом материале интересные для школьников проблемы.
«Жизнь без мировоззрения, - писал философ Альберт Швейцер, - представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования как для общества, так и для индивида» [9,С.82]. Сегодня становление мировоззрения подростка, юноши происходит в ситуации глубокого мировоззренческого кризиса. Данные нашего исследования о недостаточном влиянии школы на этот процесс подтверждаются данными социологических опросов. Анализируя ответы четырех поколений выпускников о влиянии школы на жизненные приоритеты, отношение к людям, себе, обществу, Н.М. Свирина пишет: «Исчезли и после 80-х гг. не появлялись в высказываниях выпускников те качества личности, что выработала в них школа: честь, совесть, долг, милосердие.
Не отрицая того или иного влияния школы, тем не менее люди сосредоточены на знаниевом и поведенческом аспекте, нежели на понятиях, выстраивающих мировоззрение и нравственную позицию человека» [10].
В этом контексте знаменательно то обстоятельство, что, по наблюдениям аналитиков, наиболее посещаемыми в Интернете являются именно те сайты, форумы и блоги в социальных сетях, где обсуждаются проблемы мировоззрения: философские, религиозные, экзистенциальные вопросы. Причем наиболее активными посетителями и участниками указанных сайтов, форумов и блогов являются школьники старших классов, учащиеся колледжей, студенты вузов и т.д. [11].
Таким образом, можно констатировать, что в современном школьном образовании существует объективное противоречие между потребностью учащихся в мировоззренческом самоопределении и недостаточной готовностью школы поддержать эту потребность. Обозначенную проблему необходимо решать как на теоретическом уровне, так и в школьной практике.

Литература
1. ФГОС основного общего образования [электронный ресурс] - URL: http://www.yar-edudep.ru/fgos. [дата обращения 15.03.2013].
2. Берсенева Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография. - Санкт-Петербург: СПбАППО, 2004. - 187 c.
3. Социальный портрет выпускника петербургской школы («Выпускник-2007»): По материалам исследования динамики ценностных ориентаций выпускников петербургской школы: 1993-2007 гг. / Под редакцией С.Г. Вершловского. – СПб.: Фонд поддержки образования, 2007.
4. Гущина Т.Н. Ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника // Ярославский педагогический вестник.– 2010. – № 1. – С. 28-33.
5. Стойлик Анна Юльевна. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2004 175 c.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384с.
7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: «Молодая гвардия», 1971.- 227с.
8. Гессен С.И. Мировоззрение и образования // Педагогика российского зарубежья. - М., 1995, с. 91-113.
9. Швейцер А. Культура и этика. М.: «Прогресс», 1973.- 342с.
10. Свирина Н.М. Школа: баланс хорошего и плохого // Управление школой. – 2009. - № 11. [электронный ресурс] - URL: http://upr.1september.ru/view_article.php?id=200901112. [дата обращения 15.03.2013].
11. Абрахматова Г.А. Мировоззренческие парадигмы образования
(социально-философский анализ): автореферат… к-та филос. наук: 09.00.01: Республика Казахстан Алматы, 2010.






Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru