Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Ресурсы школьного образования в педагогической поддержке мировоззренческого самоопределения старших школьников

Ресурсы школьного образования в педагогической поддержке мировоззренческого самоопределения старших школьников

Ресурсы школьного образования в педагогической поддержке мировоззренческого самоопределения старших школьников

Берестовицкая Светлана Эрленовна,
к.п.н., учитель русского языка и литературы, методист
ГБОУ лицей №226

Ресурсы школьного образования в педагогической поддержке мировоззренческого самоопределения старших школьников

Статья посвящена проблеме поиска ресурсов для педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников в современном школьном образовании. В ней рассматриваются внутренние ресурсы учащихся и учителей, а также внешние ресурсы образовательной среды; делается вывод о том, насколько они используются в реальной школьной практике.

The article is devoted to the problem of finding resources for pedagogical support ideological self-determination of senior pupils in the school curriculum. It examines the internal resources of students and teachers, as well as external resources educational environment; the conclusion on how they are used in actual school practice.

Ключевые слова:ресурсы, ресурсный подход, личностные ресурсы, ресурсы образовательной среды, мировоззренческое самоопределение, педагогическая поддержка.

Keywords: resources, resource approach, personal resources, the resources of the educational environment, ideological determination, pedagogical support.
«Жизнь без мировоззрения, - писал философ Альберт Швейцер, - представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования как для общества, так и для индивида»[1]. Сегодня становление мировоззрения подростка, юноши происходит в ситуации глубокого мировоззренческого кризиса. В то же время данные социологических опросов показывают, что роль школы в воспитании мировоззрения в последние десятилетия заметно снизилась [2].
Способна ли современная школа поддержать воспитанников в сложном, порой глубоко драматическом процессе мировоззренческого самоопределения?
В статье мы ставим перед собой задачу – определить, каковароль внутренних ресурсов учащихся и учителей, а также внешних ресурсов образовательной среды впедагогической поддержке мировоззренческого самоопределения старшеклассников и насколько эти ресурсы используются в реальной школьной практике.
В педагогической литературе последних десяти лет понятие «ресурс» стало употребляться довольно часто: ресурсный центр, педагогический ресурс, человеческий ресурс, личностные ресурсы, кадровые ресурсы, ресурсный подход и т.д. По мысли В.И. Андреева, «феноменология понятия «ресурс» очень актуальна для понимания и поиска резервных возможностей качества образования и качества саморазвития человека ХХI века» [3]. Поиск ресурсов школьного образования в педагогической поддержке старшеклассников, находящихся в процессе мировоззренческого самоопределения, их экзистенциального выбора, привел к необходимости осмыслить возможности ресурсного подхода как наиболее адекватного решаемой проблеме.
Анализ содержания понятия «ресурсы» дан в работе В.Т. Воронина «Ресурсы и время: социально-философский контекст», на нее опираются все авторы, пишущие в дальнейшем по этой теме.Наиболее общий смысл всех толкований о ресурсах, по мнению ученого, сводится к следующему: ресурсы - это условия, необходимые для реализации каких-либо процессов. Под процессами понимаются любые изменения, движение или развитие [4].
Применительно к образованию понятие «ресурсы» рассматривается в работах В.И. Андреева, В.Т. Воронина, А.С. Джангазиева, В.В. Измайловой, Л.И. Клочковой, П.И. Третьякова, Т.А. Цецориной, В.Ф. Филона, Н.А. Шарай, О.П. Юшиной и др. По мысли В.И. Андреева, «в процессе теоретического анализа образовательной деятельности и в самой педагогической практике понятие ресурс чаще всего отражает неиспользованные возможности, условия, средства, личностные качества и так далее, то есть все то, что потенциально, но вместе с тем и реально может быть задействовано и использовано для повышения гарантированности качества образования» [3].
Ученые приводят различные классификации ресурсов. В одних классификациях выделяются только два основных вида ресурсов: внешние – ресурсы среды и внутренние – ресурсы самой личности (В.Т. Воронин, В.В. Измайлова, К. Муздыбаев, Т.А. Цецорина и др.). В других – внешние ресурсы дробятся на различные составляющие: финансовые, материально-технические, социальные и т.д. (В.И. Андреев, А.С. Джангазиева, Т. Е. Коровкина, И.А. Гусева, П.И. Третьяков, В.Ф. Филон, Н.А. Шарайи др.). И, таким образом, кроме внутренних, учеными выделяется еще несколько подвидов ресурсов.
Внутренние (еще их называют личностные, психологические, индивидуальные, индивидуально-личностные) ресурсы выделяются большинством исследователей ресурсного подхода в психологии и педагогике. Их можно рассматривать «как системную интегральную характеристику личности, совокупность качеств, способностей, сил (физических и душевных), готовности к преодолению жизненных затруднений, достижению целей и личностных результатов» (Л.М. Клочкова). По мнению таких ученых, как И.А. Гусева, В.В. Измайлова, Т.А. Цецорина, эти ресурсы являются важнейшими: система образования может быть эффективной лишь в том случае, если в процессе ее функционирования они актуализируются, используются и развиваются.
Обратимся к характеристике внутренних ресурсов личности, опираясь на работы педагогов и психологов. Создание такой характеристики наталкивается на познавательные трудности.
В научной литературе отсутствует описание структуры ресурсов личности. Исследователи, обращавшиеся к этой проблеме, либо перечисляют личностные ресурсы, либо дают их описательное определение. Так, Т.Е. Коровкина к личностным ресурсам относит социальный статус, роли, личностную позицию, жизненный опыт [5]; И.А. Гусева значительно расширяет это понятие и, наряду с указанными компонентами личностных ресурсов, называет также состояние здоровья, экономические возможности, возможности получения образования, личные качества, связанные с задатками, способностями, увлечениями человека, индивидуальные свойства и уровень их развития, имеющиеся знания, умения, в том числе профессиональные, мотивационно-потребностную сферу [6].
Мы опираемся на вывод, сделанный Т.А. Цецориной: несмотря на то, что различные авторы относят к ресурсам личности явления различного порядка, это не приводит к противоречиям, «если рассматривать индивидуальные ресурсы личности как многоуровневую систему со сложной нелинейной структурой, а различные виды ресурсов – как ее подсистемы. Интегративное качество этой системы, структурными элементами которой являются различные виды ресурсов личности, и есть явление, называемое индивидуальностью» [7].
Исследование современных старшеклассников[8,9] позволило сделать вывод о том, что они обладают следующими личностными ресурсами, способствующими мировоззренческому самоопределению:
 потребностью в самоопределении, разрешении смысложизненных вопросов, постановке жизненных целей (объективные потребности юношеского возраста);
 потребностью в интересных жизненных событиях, творческой самореализации;
 интересом к проблемам мировоззрения, мировоззренческим знаниям;
 экзистенциальным опытом, опытом философствования, рефлексии.
Эти ресурсы могут быть не использованы в школьном образовании, и тогда мировоззренческое самоопределение ученика будет проходить без системного и целенаправленного влияния школы. В то же время они могут быть использованы как ресурсы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старших школьников, если педагог будет работать с ними осмысленно, целенаправленно, системно. Таким образом, мы подходим к проблеме изучения личностных ресурсов педагогов.
По мысли М.П. Арутюнян, «при организации педагогической поддержки необходимо эффективно использовать внутренние ресурсы и учащихся, и педагогов, «максимально опираться на мировоззренческую структуру личностного сознания как учителя, так и ученика». «В мировоззренческой пара¬дигме, - пишет ученый, - образование может быть представлено образной моделью встречи «двух миров», двух «микрокосмов бытия», «двух мировоззрений». В идеале первый - мир богатого мировоззренческого, жиз¬ненного опыта Учителя, духовно окрашивающего предметные знания и при¬дающего этим знаниям особый ценностный смысл. Второй - мир становяще¬гося мировоззрения ученика, личности, еще только набирающей свой жиз¬ненный опыт и открытой своими бесконечными проблемами внешнему миру». Самым значимым в образовательном процессе, считает ученый, становятся не знание изучаемого предме¬та (оно оказываются лишь небольшим эпизодом миропонимания, мировосприятия и мироощущения), а личностный опыт учителя и встреча с ним ученика, как зна¬чительное со-бытие жизни, организующее и отношение к изучаемому предмету, и мироотношение [10].
Каковы личностные ресурсы педагогов, необходимые для педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старших школьников? Ответ на этот вопрос мы нашли в работах философов, нормативных документах, высказываниях старшеклассников, описании педагогического опыта учителей.
С.И. Гессен, размышляя о мировоззренческом смысле образования, отмечал, что решение этой проблемы во многом зависит от педагогических способностей и личностных качеств педагога. Ученый предостерегал от навязывания учащимся определенных мировоззренческих ценностей (превращения их в таком случае в идеологические догматы) и от безразличия учителя в вопросах мировоззрения: «Юность ощущает мировоззрение в первую очередь как форму выражения личного бытия, и стремление ее к мировоззрению есть в последнем счете не что иное, как стремление найти себя самое. Сущность правильной установки учителя заключается... не в нейтралитете, а в терпимости. Терпимость же означает, что мировоззрение - свое или ученика - принимается им именно как воззрение, т.е. как интуиция, как форма личности, всегда сохраняющей для него свою самоценность, т.е. так, как мировоззрение всегда воспринимается именно самой юностью»[11, С.100-101].
Как считает философ М.П. Арутюнян, личностными ресурсами являются «способности педагога преподавать учебную дисциплину в мировоззренческом контексте; умение выстраивать преподавание предмета и воспитательного процесса в формах мировоззренческого дискурса, передавать ученикам навыки мировоззренческой аргументации, способностей обоснования своих собственных мировоззренческих взглядов, самостоятельного выбора позиции»; «уважение к иной позиции (ненавязывание собственного мировоззренческого выбора)»[10].
В новых нормативных документах: ФГОСах, профессиональном стандарте педагога – также говорится о личностных ресурсах учителя (вместо понятия ресурсы употребляется понятие компетенции). Многие из них можно отнести к личностным ресурсам, необходимым для педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников. Так, в примерной основной образовательной программе основного общего образования представлены базовые компетентности педагога, необходимые для реализации требований ФГОС. На первом месте в перечне компетенций – личностные качества: вера в силы и возможности обучающихся, интерес к их внутреннему миру, открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога), общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе. Остальные компетенции характеризуют профессиональные качества педагога, из них принципиально значимой для решаемой нами проблемы является «умение превращать учебную задачу в личностно значимую» [12].
С 1 января 2015 года начал действовать профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В нем закреплены личностные качества и профессиональные компетенции (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания), которыми должен владеть педагог в трех сферах профессиональной деятельности: обучении, воспитании и развитии ребенка.
Обозначенные в стандарте личностные качества, трудовые действия, знания и умения мы относим к личностным ресурсам педагога.
Из перечисленных в документе личностных ресурсов необходимыми для педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старших школьников являются те, без которых невозможно осуществление воспитательного процесса:
 постановка воспитательных целей…;
 реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка;
 создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
 оказание адресной помощи обучающимся;
 умения:
 общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
 владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
В стандарте также подчеркивается необходимость для педагога широких психологических знаний [13].
Особую значимость для решаемой проблемы имеют следующие обозначенные в стандарте умения:
 выявление в ходе наблюдения… личностных проблем обучающихся;
 проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
 умение находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание [13].
Таким образом, можно сделать вывод, что в нормативных документах (ФГОСы, профессиональный стандарт педагога) подчеркивается значимость таких компетенций современного педагога, как психологические знания и умение их применять на практике, личностно-ориентированный подход к ученику, воспитательная направленность педагогической деятельности.
По мысли С.И. Гессена, для ученика в юношеский период особый интерес представляет личность учителя, поскольку для юноши «мировоззрение есть прежде всего выражение личности, исповедование личности» [11, С.99]. В связи с этим важно было установить, какие именно личностные и профессиональные качества учителя наиболее значимы для современного старшеклассника и, следовательно, могут стать ресурсом педагогической поддержки их мировоззренческого самоопределения.
Анкетный опрос позволил установить, что учителя, оказавшие серьезное влияние на становление мировоззрения, были у 51% старшеклассников.
В чем, по мнению учеников, заключалось влияние этих педагогов на их мировоззрение?
Во-первых, в умении вызвать интерес к изучаемому материалу, придать уроку, внеклассному мероприятию событийность:
 интересная, глубокая подача материала на уроках – 47%;
 интересные формы организации урока (диспуты, работа группах, парах, индивидуальные задания и т.д.) – 31 %;
 организация интересной внеклассной работы – 18%.
Во-вторых, в личностно-ориентированном подходе к ученикам, в умении выстраивать субъект-субъектные отношения:
 разговор с учениками на равных – 46%;
 индивидуальные беседы о проблемах, которые волнуют старшеклассников – 30%.
О том, что проблема личностных, доверительных взаимоотношений с педагогом является для учеников важной и даже болезненной, свидетельствуют резкие отрицательные ответы вместо простого прочерка: «Не было таких учителей! И не будет, которые поймут мои проблемы. Их могут понять только мама и близкие».
Какими личностными и профессиональными ресурсами, с точки зрения старшеклассников, должен обладать учитель, чтобы побуждать ученика к философским раздумьям, помогать в решении смысложизненных проблем? Данные представим в таблице.
Личностные качества
общаться с учениками на равных, уважать точку зрения учеников 65%
быть хорошим, добрым, порядочным человеком 51%
относиться к ученикам с пониманием, любовью 39%
обладать особой харизматичностью 32%
интересоваться жизненными проблемами учеников 25%
Профессиональные качества
уметь хорошо объяснять 58%
давать интересные уроки 51%
поднимать на уроках философские проблемы 38%
хорошо знать свой предмет 35%
Анализ ученических ответов показал, что наиболее ценными для старшеклассников личностными качествами педагога являются такие качества, как открытость, человечность, способность к безусловному приятию другого. Только в том случае, если педагог обладает этими качествами, он способен вызывать доверие учащихся и, следовательно, оказывать влияние на становление их мировоззрения. Также значимыми для учеников является неординарность, глубина личности учителя, позволяющая ему «давать интересные уроки», «поднимать на уроках философские проблемы», использовать «интересные формы организации урока». Выделенные учениками качества являются внутренними ресурсами педагога.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: ресурсами учителя, позволяющими успешно решать проблему педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников, являются следующие личностные качества:
 богатый экзистенциальный, жизненный, профессиональный опыт,
 потребность в постоянном развитии, самосовершенствовании, духовном, профессиональном,
 устоявшаяся система нравственных ценностей, целостное мировоззрение,
 интерес к внутреннему миру воспитанника, умение выявлять его личностные проблемы, стремление помочь ему в мировоззренческом самоопределении;
профессиональные компетенции:
 умение работать в диалоге,
 умение актуализировать мировоззренческий потенциал урока, внеурочной деятельности;
 владение методиками и технологиями, активизирующими философские искания ученика, позволяющими обращаться к его личностному опыту.
Объединение личностных ресурсов педагогов и учащихся на основе субъект-субъектных отношений является условием эффективности педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников.
Личностные (внутренние) ресурсы учащихся и педагогов актуализируются в образовательном процессе при помощи внешних ресурсов, или ресурсов образовательной среды. Что входит в это понятие?
Под образовательной средой «понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами» [14].
Анализ имеющихся в научной литературе классификаций внешних ресурсов школы позволил сделать вывод о том, что любые компоненты образовательной среды (от рабочей программы учителя до стенда в школьной рекреации, от управленческих технологий до системы методической работы школы и т.д.) являются в то же время и ее ресурсами.
Так, к внешним ресурсам относят лаборатории, классы, учебники и т.п. (П.А. Самуэдьсон и В.Д. Хорд-Хаус) [15]. Этот перечень дополняется такими ресурсами, как знания учителя, средства массовой информации, библиотечные фонды, технические средства обучения, интернет и т.д. (Т.А. Цецорина) [7].
Внешние ресурсы разделяются на группы: институциональные (содержание и технологии определенного уровня образования, структура образовательного учреждения и организация учебно-воспитательного процесса в нем, наличие педагогов), субкультурные (специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей) и ресурсы социальной среды (взаимодействие участников образовательного процесса с другими социальными институтами воспитания) [5].
Анализируя внешние ресурсы образовательного учреждения, ученые употребляют такие термины, как «ресурсы развития школы» (О.П. Юшина, В.В. Филон) «воспитательные ресурсы (Л.И. Клочкова), «ресурсы воспитательной системы школы» (В.В. Коврова, М.С. Мириманова, Т.Г. Оганесян).
В ряде работ в значении понятия ресурс образовательной среды употребляются такие слова, как условие или компонент. Так, в образовательной среде выделяются следующие компоненты: пространственно-архитектурный (архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки), социальный (особая, присущая именно данному типу культуры форма детско-взрослой общности) и психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организацию обучения) (В.А. Ясвин)[16].
В Федеральных Государственных стандартах выдвигаются требования к условиям реализации основной образовательной программы. Перечисленные во ФГОСах условия можно назвать ресурсами образовательной среды. Это кадровые, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические, информационно-методические условия.
На основании приведенного анализа была предпринята попытка классификации ресурсов образовательной среды, наиболее адекватной решаемой нами проблеме. Работая над классификацией, мы ставили перед собой задачу полно и структурированно представить внешние ресурсы, которые можно использовать для педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников. Поставленной задаче в наибольшей степени соответствует следующая классификация ресурсов образовательной среды.
1. Нормативные (ФГОСы, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и др. нормативные документы);
2. Образовательные
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные программы, рабочие программы учителя, планы, учебники, учебные пособия и др.;
- организационные формы образовательного процесса: урочная и внеурочная деятельность, дополнительное образование (уроки, классные и школьные мероприятия, занятия в кружках, беседы с психологом и социальным педагогом, мероприятия, проводимые совместно с родителями, выпускниками, социальными и сетевыми партнерами и т.д.);
- способы организации образовательного процесса: методики и технологии.
3. Управленческие.
4. Научно-методические.
5. Материально-технические (финансы, материально-техническая база образовательного учреждения, школьная информационная система).
Каким образом нормативные ресурсы могут стать ресурсами педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старших школьников?
Во ФГОСах закреплены изменения требований к оценке результатов образования, и на первом месте стоят требования к личностным результатам. Так, в стандарте для основной ступени общего образования в требованиях к личностным результатам образования говорится о «готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению… формировании целостного мировоззрения…». В стандарте для старшей ступени школьного образования заявлено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «сформированность мировоззрения…»[12].
С понятиями «мировоззрение», «ценностно-смысловые установки», «ценностно-смысловая сфера», «духовное развитие», «нравственное самосовершенствование» и др. связано описание предметных результатов освоения основной образовательной программы.Чтобы эти установки были реализованы в преподавании конкретных школьных предметов, необходимы образовательные ресурсы.
Как заметил В.А. Сухомлинский, «нет в учебном плане такого предмета, который бы в той или иной мере не касался мировоззрения». В содержании разных учебных предметов есть темы, которые обнажают философско-мировоззренческий аспект изучаемой дисциплины, изучение этих тем дает возможность, кроме решения узко-учебных задач, привлечь внимание школьников к проблемам мировоззрения. Справедливость этого утверждения подтверждает анализ учебных программ, составленных на основании примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Анализ учебных программ различных предметов за курс 9-го класса по одной из наиболее интересующих старшеклассников проблем – проблеме веры – показывает, что практически на любом предмете есть темы, дающие возможность обратиться к обсуждению разных аспектов этой проблемы:
 возникновение жизни, происхождение человека (биология);
 духовная сфера жизни, мировоззрение, вера и атеизм (обществознание);
 народы и религии (география);
 духовная жизнь в современной России, история русской православной церкви (история);
 религиозно-нравственные мотивы в творчестве поэтов и писателей (литература);
 проблемавзаимоотношений науки и религии (химия, физика).
Содержание учебного предмета может стать ресурсом педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшего школьника, даже если изучаемый программный материал напрямую не связан с проблемами мировоззрения.
Так, изучение атомной энергии и ее возможностей в физике (9кл.) позволяет учителю поставить перед учениками проблему ответственности человека за использование достижений научно-технического прогресса. Говоря о возможностях современной химии в производстве лекарственных препаратов (9 кл.), в частности, наркотических веществ, педагог может поставить перед учащимися вопрос о нравственности ученого, подвести к размышлению о взаимосвязи науки и нравственности. Тема «Внутриутробное развитие плода» (9 кл.), изучаемая на уроке биологии, дает возможность учителю обратить внимание учеников на чудо человеческой жизни, заставить задуматься об ответственности взрослых перед еще не родившимся малышом, который слышит звуки внешнего мира и чувствует наше к нему отношение. Ставя перед собой задачу привлечь внимание учеников к проблемам мировоззрения, педагоги особое внимание должны уделять истории науки, борьбе научных теорий, сложному, иногда трагическому пути поиска и доказательства истины, судьбам великих ученых, исторических деятелей, писателей.
Таким образом, содержание учебных предметов, а также внеурочной деятельности может стать ресурсом педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников, если педагог актуализирует заложенный в нем мировоззренческий потенциал.
К образовательным ресурсам, как установлено, относятся также методики и технологии. Какие из них являются наиболее адекватными для педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старших школьников? Для ответа на этот вопрос обратимся к мнению старшеклассников. Поскольку такие слова, как методики, технологии, неуместны в школьной анкете, вопрос был поставлен следующим образом: что должен сделать учитель, чтобы урок располагал к философским размышлениям, помогал в решении личностно важных проблем?В таблице представлены ответы учащихся и адекватные этим ответам методики и технологии.
Ответы учащихся % Методики и технологии
выстраивать дружеские, доверительные отношения с учениками 48% Личностно-ориентированные
проводить уроки в форме дискуссии, исследования, проекта 44% Диалоговые, исследовательские, проектные
находить в изучаемом материале интересные, значимые для учеников проблемы 39% Проблемные
открыто высказывать свою точку зрения на обсуждаемые проблемы 39% Диалоговые
приводить примеры из собственной жизни 37% Личностно-ориентированные
давать возможность ученикам высказывать свою точку зрения в форме философского эссе, мини-сочинения, творческой работы 27% Личностно-ориентированные, диалоговые
обращаться к личному опыту учеников 24% Личностно-ориентированные,
организовывать работу в группах, в парах 21% Диалоговые
Опрос показал, что ученикам прежде всего не хватает личных, человеческих, дружеских отношений с учителем, проявленности его личности, его мировоззрения, для того чтобы школьный урок мог помочь в решении важных для них проблем.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее адекватными для педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников являются личностно-ориентированные, диалоговые, проблемные, проектные, исследовательские технологии, так как они в наибольшей степени актуализируют личностные ресурсы учащихся.
Чтобы урок или внеклассное мероприятие стали ресурсом, способствующим мировоззренческому самоопределению старшеклассника, они должны удовлетворять следующим условиям:
 в их содержании при помощи адекватных современных методик и технологий должен быть актуализирован мировоззренческий потенциал;
 ученики и педагог должны находиться в состоянии диалога;
 ученик должен иметь право на свое мнение, пусть даже ошибочное, с точки зрения учителя;
 изучаемые на уроке или обсуждаемые на внеклассном мероприятии факты, события, явления должны соприкасаться с современной жизнью, по возможности с личным опытом ученика, помогать ему в решении лично значимых для него мировоззренческих проблем;
 должна быть создана доверительная, психологически комфортная атмосфера, способствующая откровенности, открытости, взаимопониманию.
Итак, мы можем сделать вывод о том, что современная школа обладает образовательными ресурсами для педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников. Формирование мировоззрения рассматривается как один из личностных результатов образования во ФГОСах, мировоззренческое содержание заложено в учебных программах, существуют научно апробированные методики и технологии, позволяющие актуализировать мировоззренческий потенциал урочной и внеурочной деятельности.
Образовательные ресурсы могут быть реализованы при помощи организационно-управленческих, научно-методических и материально-технических ресурсов школы. Для эффективного функционирования системы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников в образовательном учреждении должны использоваться адекватные решаемой задаче управленческие технологии, разработана система научно-методического сопровождения, задействован потенциал материально-технических ресурсов.
Значимость образовательных ресурсов в том, что они ориентируют педагогов оказывать целенаправленное и систематическое влияние на во-многом стихийный процесс мировоззренческого самоопределения старшеклассников.
Насколько эффективно используются эти ресурсы в школьной практике? Для ответа на этот вопрос обратимся к позиции учеников. Анализ анкетного опроса и сочинений старшеклассников позволил установить, как учащиеся оценивают степень влияния школы на их мировоззренческое самоопределение. Выявлено, что наибольшее влияние на становление мировоззрения старших школьников оказывают семья, книги, друзья. С друзьями и членами семьи, т.е. с самыми близкими людьми, ученики обсуждают волнующие их мировоззренческие вопросы, а вот побуждает их к размышлению над этими вопросами, в первую очередь, собственное желание, и уже затем – друзья, фильмы, книги. Школа и учителя оказываются на последнем месте при любой постановке вопроса.
Поскольку в ученической анкете не мог быть употреблен термин «ресурсы», в вопросах использовались такие слова, как «события школьной жизни», «урок», «внеклассная работа» и др.
Ответ старшеклассников на вопрос: «Какие события школьной жизни повлияли на ваше понимание мира?» выявил парадоксальную ситуацию: школа дает знания о мире, но эти знания почти у трети опрошенных не влияют на понимание мира (30% ответили: «ничего не повлияло»).
Данные о том, что повлияло на мировоззрение школьников, представим в таблице.
вся атмосфера школьной жизни 35%
Ничего не повлияло 30%
школьные уроки 27%
участие во внеклассной работе 25%
беседы с учителями 21%
учебно-исследовательская, творческая деятельность 18%
Как было установлено ранее, школьный урок является важным ресурсом в педагогической поддержке мировоззренческого самоопределения учеников. Однако только 14% старшеклассников считают, что уроки, способствующие решению важных для них лично мировоззренческих проблем, бывают в их жизни часто. Больше половины (57%) написали, что такие уроки бывают редко и почти треть (28%) – что таких уроков не бывает вообще.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, обладая достаточными ресурсами для педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников, школа лишь в небольшой степени оказывает влияние на становление их мировоззрения.
Литература
1. Швейцер А. Культура и этика. М.: «Прогресс», 1973.
2. Свирина Н.М. Школа: баланс хорошего и плохого // Управление школой. – 2009. - № 11. [электронный ресурс] - URL: http://upr.1september.ru/view_article.php?id=200901112. [дата обращения 15.03.2013].
3. Андреев В.И. Ресурсный подход к активизации инновационной деятельности и саморазвитию личности в условиях высшего педагогического образования // Образование и саморазвитие. – 2011. - № 1. – С.3-7
4. Воронин В. Т. Ресурсы и время: социально-философский контекст. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2000.
5. Коровкина, Т.Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе [Текст] :дисс. … канд. пед. наук / Т. Е. Коровкина. – Кострома, 2004. – 211 c.
6. Гусева, И. А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе [Текст] :дис. ... канд. пед. наук / И. А. Гусева. – Кострома, 2006. – 205 c.
7. Цецорина Т.А. Организация образовательного процесса в школе на основе ресурсного подхода: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.п.н.: Спец. 13.00.01 / Цецорина Татьяна Александровна; [Белгород. гос. ун-т]. - Белгород: 2002. - 20 с.
8. Берестовицкая С.Э. Значимость мировоззренческих вопросов для старшеклассников (итоги опроса) // Воспитание школьников. - № 6. - 2013.- С.30-35.
9. Берестовицкая С.Э. Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников // Воспитание школьников. - № 4. - 2014.- С. 26-28; №5.- С.10-15; №6.- С. 35-42
10. Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: диссертация… д-ра филос. наук: 09.00.01: Хабаровск, 2006.- 352 с.
11. Гессен С.И. Мировоззрение и образования // Педагогика российского зарубежья. - М., 1995, с. 91-113.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
13. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
14. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений// Молодой ученый. -2012. - №5. - С. 545-548.
15. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. 15-е изд. М.: Бином-КноРус, 1997.
16. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru