Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Проблема веры в осмыслении современных старшеклассников

Проблема веры в осмыслении современных старшеклассников

Проблема веры в осмыслении современных старшеклассников

Проблема веры в осмыслении современных старшеклассников

В центре статьи – проблема веры как мировоззренческая проблема, осмысляемая современным юношеством. Приводимый в статье анализ анкетного опроса учащихся 8-11 классов, а также философских эссе старшеклассников дает возможность ответить на следующие вопросы: что думают старшеклассники о вере, религии, Боге, во что и как верят, почему утрачивают веру, а также сделать выводы о том, насколько важна для них педагогическая поддержка в этих вопросах.

Статья первая

У человека в душе дыра размером с Бога,

и каждый заполняет её как может.

Жан-Поль Сартр

К постановке проблемы

Мировоззренческое самоопределение юношества невозможно без решения одной из центральных проблем Бытия – проблемы веры. Все остальные проблемы мировоззрения: смысла жизни, счастья, добра и зла и т.д. – в конечном счете, упираются в то или иное решение основного вопроса философии. По мысли философа А.Г. Спиркина, у человека существует нравственно-психологическая потребность веры, без нее жить не только духовно, но и практически невозможно [1, С.12].

В советское время школа и государство уделяли огромное внимание тому, чтобы «дыра размером с Бога» была заполнена воинствующим атеизмом, научным коммунизмом, моральным кодексом строителя коммунизма. Вся идеология была направлена на воспитание атеистических взглядов и коммунистических убеждений.

В постперестроечное время идеология была разрушена, единые взгляды перестали навязывать, школа уже не занимается «формированием» мировоззрения. Человек стал свободен в выборе веры, но как ему сделать этот выбор? И как школа может помочь молодому человеку в его духовном самоопределении?

Первый шаг на этом пути – выяснить, как определяют свою веру, религиозные взгляды, что думают о духовной жизни, какой помощи ждут от школы в решении вопросов веры сами старшеклассники. Решению этой проблемы и посвящена наша статья.

Вера – многозначный, «уникальный», по мнению Ю.С. Степанова, концепт культуры. В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение этого понятия: «1. Убежденность, уверенность в ком-н. или в чем-н. Вера в победу; Вера в людей. 2. Убежденность в существовании бога. 3. То же, что религия». Комментируя это определение, Ю.С. Степанов пишет: «Здесь «Вера» не подводится под категорию «Религия» и вообще не подводится под какую-либо категорию, ведь «убежденность» - это не категория, а обозначение внутреннего чувства. Таким и является концепт «Вера»: это есть внутреннее состояние человека, каждого отдельного человека» [2, С.75]. Тем не менее, понятие вера тесно связано в нашем сознании с понятием религия. Несмотря на существование таких терминов, как «философская вера» и даже «научная вера», в большинстве случаев говорящий о вере имеет в виду прежде всего религиозную веру. Это подтверждается и статьями в различных словарях, где второе или третье значение этого многозначного слова толкуется как «отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом» («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля); «состояние сознания верующего, религия» («Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» Т.Ф. Ефремовой); «то же, что религия» («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова). Можно верить в Бога, а можно верить в его отсутствие. Как пишет А.Г. Спиркин, «любой атеист тоже преисполнен веры – в самого себя, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях» [1, С.12]. Поэтому, когда мы говорим об отношении старшеклассников к вере и религии, то, не отождествляя эти понятия, тем не менее, считаем их близкими, родственными. Отвечая на вопрос о своей вере, человек так или иначе решает проблему отношения к Богу, и это сближает понятия веры и религии.

Анализ научных публикаций

Отношение школьников к проблеме веры стало предметом научного изучения только в постперестроечное время в связи с возрождением религии. Актуальность данного феномена для современного общества, значимость веры как структурного компонента мировоззрения, определяющего его направленность, обусловили научный интерес к проблеме веры вообще и отношения к вере юношества, в частности. Этой проблеме посвящены работы таких ученых (философов, педагогов, психологов, социологов), как Т.А. Берсенева, А.Н. Бражникова, М.Г. Герасимова, Ю.М. Евстигнеева, П.А. Кулаков, Н.И. Мартыненко, В.С. Собкин, А.В. Ткаченко, В.Д. Шапиро и др. Проблема отношения старшеклассников к религии затрагивается также в многолетнем исследовании динамики ценностных ориентаций выпускников санкт-петербургских школ под руководством С.Г. Вершловского. В работах ученых рассматриваются следующие вопросы: считают ли молодые люди себя верующими и, если да, то во что верят или к какой религиозной конфессии себя относят, насколько глубока и серьезна их вера, как она влияет на их поступки, каков уровень религиозной толерантности учащихся, взаимосвязаны ли и как взаимосвязаны их религиозная вера и нравственность.

Анализ работ, посвященных отношению молодежи к религии и вере за последние 20 лет, позволяет сделать следующие выводы.

Большинство молодых людей уверены в необходимости религии для современного человека, указывают на ее морально-этическую, культурно-нормативную и особенно психологическую роль (обеспечение «поддержки» в жизни). Большая часть молодежи готова признать веру в Бога, но именно как абстрактную веру в Нечто, от чего мы зависим. Юноши и девушки идентифицируют себя с конкретными религиозными конфессиями, но по факту остаются невоцерковленными, поскольку имеют смутные представления обо всех религиях. В целом, молодые люди положительно относятся к христианским заповедям, особенно к заповеди почитания родителей, менее важными заповедями признаются те, что касаются почитания Бога. Большинство причисляет себя к православным, но не готово следовать моральным предписаниям Православия и выполнять его обряды, так как, во-первых, плохо знает религию, а во-вторых, религиозные ценности не всегда вписываются в современный образ жизни.

У современной молодежи есть интерес к религии, однако молодые люди достаточно неоднозначно, даже настороженно относится к тому, чтобы основы религиозных знаний преподавались в школе. Наибольшее влияние на отношение молодежи к религии и вере оказывает семья.

Религиозно верующие молодые люди готовы вести себя более нравственно, они имеют более четкие моральные ориентиры, чем неверующие, агностики и итсисты. Большинство молодых людей придерживаются толерантной позиции («все религии имеют право существование»). Наиболее активную интолерантную установку по отношению к представителям всех вероисповеданий демонстрируют атеисты.

Результаты локального исследования (анкетный опрос)

Для проверки и уточнения выводов, сделанных на основе анализа работ разных авторов, нами совместно с ученицами 11 класса ГБОУ лицей №226 г. Санкт-Петербурга Васинской Александрой и Ивановой Александрой проведено локальное исследование. Нас интересовали данные об отношении старшеклассников к религии и вере, об их религиозных убеждениях и источниках влияния на них, о роли школьного образования религиозном самоопределении юношества.

Для получения этих данных была разработана специальная анкета, включающая вопросы о понимании старшеклассниками сути духовной жизни, о религиозных убеждениях, о степени их личного участия в религиозной жизни, об отношении к тому, чтобы проблемы веры обсуждались в школе.

В опросе приняли участие 98 учеников 8-11 классов ГБОУ лицея №226. Локальность исследования была обусловлена необходимостью личного знакомства с респондентами. Результаты анкетирования планировалось обсудить со старшеклассниками в личных беседах и публичной дискуссии для уточнения полученных данных.

Предлагая старшеклассникам дать определение духовной жизни, мы хотели выяснить, как соотносятся в их сознании вера, религия и духовность; что означает для них жить духовной жизнью.

29% респондентов не смогли ответить на этот вопрос. Еще 27% определили духовную жизнь как веру в Бога или во что-то божественное, а также участие в религиозной жизни. С их точки зрения, духовная жизнь – это

- поклонение Богу;

- когда человек не только относит себя к определенной религии, а когда этот человек регулярно посещает храм, обсуждает религию с близкими для него людьми.

17% определили духовную жизнь как просто веру во что-то.

25% дали разные ответы, которые можно было бы объединить общим понятием внутренняя жизнь, жизнь души:

- это поиск ответа на вечные вопросы;

- это то, как ты живешь в душе, чувствуешь, веруешь, боишься, переживаешь, любишь;

- собственное мировоззрение.

И, наконец, 2% связали понятие духовной жизни с «духовным обогащением искусством», «культурой».

Итак, мы можем сделать вывод, что больше четверти старшеклассников, скорее всего, не задумывались над тем, что такое духовная жизнь, поэтому не могут даже приблизительно дать определение этого понятия. 44% связывают духовную жизнь с верой, из них 27% считают, что это соблюдение таинств, молитва, посещение храма. И для 25% духовная жизнь связана с мировоззрением, самосовершенствованием, жизнью души.

Проведенный опрос позволил увидеть палитру верований старших школьников. Им были предложены все возможные варианты религиозных взглядов: атеизм; агностицизм; христианство; православие; католицизм; протестантство; иудаизм; буддизм; другое (что именно?). Предлагая выбор между православием, католицизмом и протестантством, мы также дали возможность школьникам выбрать ответ – христианство. По нашим предположениям, которые подтвердились в ходе анализа анкет, далеко не все учащиеся понимают разницу между ветвями христианства и позиционируют себя не как православных или католиков, а как просто христиан.

58% старшеклассников относят себя к верующим, из них 48% – к христианам. При этом православными считают себя 24% и еще 24% причисляют себя к христианству вообще. 15% отнесли себя к атеистам, 14% равнодушны к вопросам религии (в варианте «другое» старшеклассники писали, что не верят ни во что и их абсолютно не интересует религия) и 11% считают себя агностиками.

Чтобы понять, насколько религиозные убеждения старшеклассников соотносятся с деятельным участием в жизни своей религиозной конфессии, ученикам был задан вопрос: «Какова степень вашего участия в религиозной жизни?» и предложены следующие варианты ответов: стараюсь регулярно ходить в храм; изредка бываю в храме; почти не бываю в храме; верю в душе, но в храм не хожу; не участвую в религиозной жизни.

Из 58%, считающих себя верующими, нет ни одного регулярно посещающего храм, 16% бывают в храме изредка. Это противоречие можно объяснить тем, что основы религиозной жизни закладываются в семье, а родители современных старшеклассников – поколение, воспитанное советской школой, которое тоже было лишено семейного религиозного уклада. Поэтому и школьники, и их родители чаще всего «верят в душе» и бывают в храме лишь по особым случаям (крещение, венчание, отпевание). Это касается как православных, так и мусульман: наш опрос не выявил здесь никаких различий. Однако массовая невоцерковленность верующих старшеклассников говорит и о недостаточной серьезности и глубине веры, и о незнании смысла и таинств церковной жизни.

При анализе ответов учащихся выявлено следующее противоречие: написали, что совсем не участвуют в религиозной жизни 32%, тогда как неверующих и агностиков - 40%. Следовательно, изредка бывают в храме и агностики, и атеисты, более того, признались, что верят в душе два агностика и один атеист. Все это свидетельствует о том, что вопрос веры для старшеклассников оказывается сложным, запутанным и до конца не отрефлексированным.

Следующие вопросы были направлены на то, чтобы выяснить, каковы источники влияния на религиозные убеждения учеников, какую роль в этом вопросе играет семья и с кем старшеклассники могут обсудить волнующие их проблемы веры.

Религиозные убеждения всегда формировались, в первую очередь, в семье, поэтому не удивительно, что именно семья оказалась на первом месте по степени влияния на учеников в этом вопросе. Этот ответ выбрали 58% опрошенных. Результаты ответа на вопрос: «Схожи ли ваши религиозные убеждения с убеждениями членов вашей семьи?» еще раз подтвердили, насколько велика роль семьи в религиозном самоопределении школьников. У 82% религиозные взгляды полностью или частично совпадают с религиозными взглядами их семей.

Обращает на себя внимание тот факт, что на религиозные взгляды пятой части опрошенных (21%) повлияли книги. Влияние СМИ отметили 6% респондентов. Роль друзей (в других вопросах мировоззренческого самоопределения, как показали наши исследования, очень большая) в этом вопросе оказалась минимальной (всего 5%). 4% отметили роль учителей и еще 4% - роль наставников. 28% выбрали ответ «Другое».

В ответе «Другое» ученики писали:

- мое мировоззрение, сам, собственные взгляды, я – 9%;

- никто, ничего – 4%;

- интернет – 3%;

- жизнь – 3%;

- исследовательские работы ученых – 1%;

- все по чуть-чуть – 1%;

Не ответили на вопрос 4%.

Больше половины опрошенных обсуждает религиозные проблемы с членами семьи, еще треть – с друзьями (многие из них выделили оба ответа). Можно сделать вывод, что в этом вопросе ученики доверяют только самым близким людям. Всего 10% разговаривает на религиозные темы со знакомыми и одноклассниками и лишь 7% - с учителями. В ответе «Другое» ученики писали, что ни с кем не обсуждают эти проблемы. Был и такой ответ: «Зачем их обсуждать, других проблем нет, что ли?

Несмотря на то, что возраст опрошенных – 14-18 лет, религиозные взгляды менялись почти у трети. Это говорит о том, что проблема веры, духовного пути является для них важной, личностной проблемой. Количество разочаровавшихся в религии и ставших верующими практически одинаковое. У большинства религиозные взгляды менялись в связи с процессом взросления.

Дальнейшее исследование было направлено на выяснение того, насколько старшеклассники связывают религию и культуру, как оценивают роль знаний о религиях в построении мировоззрения, считают ли достаточными собственные знания о религиозной сфере человеческой жизни и, наконец, как они оценивают возможности школы в обсуждении вопросов веры.

74% опрошенных считают, что религиозные знания необходимы человеку и, в первую очередь, для формирования собственного мировоззрения, затем – как важная часть культуры. В ответе «Другое» были высказаны разные мнения, которые мы сопоставили с религиозными убеждениями респондентов.

Собственные ответы на вопрос, для чего современному человеку нужны религиозные знания, были следующими:

нужны, т.к. иногда это помогает жить (православие);

нужны, это наша нравственность (ислам);

нужны, т.к. это оказывает большое влияние на жизнь и может помочь нам (православие);

нужны, но учителя не могут правильно преподать, т.к. мало разбираются (ислам).

Однако большинство выбравших ответ «Другое» писали, что знания о религиях не нужны и мотивировали это следующим образом:

не нужны, т.к. для меня это бред (атеизм);

не нужны, т.к сам человек выбирает религию и веру (агностицизм);

не нужны, т.к. это никак не поможет в жизни (агностицизм);

не нужны, т.к. это лишнее (атеизм);

не нужны, т.к. многим просто не интересно (мне все равно);

не нужны, каждый человек выбирает свою религию (агностицизм);

не нужны, т.к. они нелогичны и отрицают науку (атеизм).

Как видим, о ненужности религиозных знаний пишут, в основном, атеисты и агностики.

Больше половины опрошенных не считают свои знания о религиозной сфере человеческой жизни достаточными.

Мы видим очевидное противоречие в том, что 57% считают свои знания о религиозной сфере человеческой жизни недостаточными, и только 35% хотят, чтобы школа уделяла больше внимания вопросам веры, т.е. давала эти знания. Почему?

Старшеклассники боятся вторжения школы в свое личное пространство, боятся навязывания религии. Вот наиболее характерные ответы:

- Школа должна давать исключительно научные знания, а вопросы религии пускай оставляют родителям.

- Потому что школа преподносит детям науку, а наука и религия не могут сосуществовать.

- Если человек захочет знать что-то о религии, то он сам это изучит.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство учеников не верит в то, что школа может помочь им в религиозном самоопределении, предоставить возможность ненавязчиво и без пропаганды обсудить волнующие школьников вопросы веры.

Те, кто согласен обсуждать в школе эту тему, предпочитают касаться ее на обычных уроках в связи с изучением программного материала (62%), 26% согласны, чтобы появились специальные уроки, посвященные вопросам религии. 35% считают, что обсуждать религиозные вопросы можно во внеурочной деятельности.

Данные опроса полностью подтвердили выводы, сделанные на основе анализа исследований последних лет, посвященных отношению современной молодежи к религии. Большая часть учащихся неравнодушна к проблеме веры; ученики без труда определяют свою конфессиональную принадлежность или религиозные взгляды, однако практически не участвуют в религиозной жизни; молодые люди считают знания о религии необходимыми в жизни, однако свои знания оценивают как недостаточные. Несмотря на значимость для старшеклассников проблемы религиозного самоопределения, большая часть (65%) не ждет педагогической поддержки в ее решении, так как не доверяет школе в таком личностном вопросе, считает, что ее функция – давать научные знания, и боится вторжения в свое личное пространство.

Результаты опроса были представлены старшеклассникам в рамках работы школьного дискуссионного клуба. Тема дискуссии, в которой участвовали ученики одиннадцатых классов, педагоги, священник: «Религия и школа: точки соприкосновения».

Школьникам, участвовавшим в дискуссии, было предложено высказать свое мнение о взаимоотношениях школы и Церкви. Учащиеся поделились своим опасением, что проникновение Церкви в школьную среду вызовет отторжение к духовной жизни вообще. Утверждалось, что религиозное воспитание является прерогативой семейной или непосредственно личной жизни человека, поэтому они выступают против любых форм присутствия Церкви в школьном образовании. Другая половина аудитории высказалась в поддержку религиозного образования в рамках государственной школы. Правда, осуществляться оно должно исключительно на научной основе и не может быть скрытой формой религиозной проведи. Однако в завершении дискуссии абсолютное большинство ее участников высказалось за то, чтобы такие дискуссии проходили регулярно, ученики отметили, что им было интересно выслушать мнения священнослужителя, друг друга и педагогов и дискуссия заставила их задуматься о своем отношении к религиозным вопросам.

Таким образом, перед нами встала проблема, определившая дальнейшее направление исследования. Должна ли школа оказывать педагогическую поддержку в религиозном самоопределении учащихся, то есть не только давать знания о религии в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики», а также отдельных тем в курсе истории, обществознания, литературы и мировой художественной культуры, но и помогать разобраться в вопросах веры на личностном уровне? Как может быть организована такая поддержка?

Литература

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 1999.

2. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004.

Статья вторая

Анализ монологических высказываний старшеклассников о религии и вере

Анализ данных об отношении старшеклассников в вере и религии, представленный в предыдущей статье, поставил перед нами следующую проблему: должна ли школа оказывать педагогическую поддержку в религиозном самоопределении учащихся, и как может быть организована такая поддержка?

Для решения этой проблемы необходимо обратиться к анализу монологических высказываний старшеклассников, которые дают представление не только об их взглядах на проблему веры и религии, но и о степени личностной значимости для них метафизических вопросов. Это философские эссе старшеклассников, их статьи в школьной газете. Монологические высказывания о проблеме веры дают возможность понять, какие вопросы волнуют учеников, каковы индивидуальные особенности их религиозного самоопределения.

В эссе старшеклассников на тему «Моя философия», которое писали 470 петербургских десятиклассников, проблема веры, религии, поиска Бога по частоте упоминания занимает второе место. 67 учеников (14%) не только назвали эту проблему важной для себя лично, но и высказали о ней свои суждения. Анализ работ учащихся позволил ответить на следующие вопросы: что думают старшеклассники о вере, религии, Боге, во что и как верят, почему утрачивают веру, а также сделать выводы о том, насколько важна для них педагогическая поддержка в этих вопросах.

15% десятиклассников написали о необходимости веры, из них 7% - о необходимости веры в Бога и 8% - о необходимости веры в принципе, во что-нибудь. По мнению авторов, вера в Бога лежит в основе веры в жизнь, в любовь, в людей; «без веры в Бога человек не видит смысла своей жизни»; «если у человека не будет в кого верить, то он заблудится и потеряется»; вера дает человеку защиту. «Даже те, кто отрицает религию как таковую, периодически обращаются к Богу. А знаете почему? Потому что никто из нас не способен жить, не веря ни во что», - пишет десятиклассник. Мысль о необходимости веры «во что-нибудь» звучит во многих работах:

- Человек должен верить, и нет никакого значения, во что именно. Незримая помощь, эта вера, частенько выручает, не позволяет впасть в хандру и унывать.

- Не важно, во что, главное – верить, потому что главная цель любой религии – нравственное совершенствование человека.

Была высказана даже мысль о том, что верить «глупо», но без веры человечество существовать не может: «Даже если Бог есть, ему явно недостает справедливости, как и доказательств существования. Глупо так слепо во что-то верить. Но без веры во что-то человечество «загнется».

39% авторов написали о вере или неверии в Бога и попытались объяснить свою позицию. Из них 38% верят в Бога, 12% «не совсем верят», 35% не верят и 15% утратили веру.

Вера в Бога связана с добром, нравственностью, красотой, надеждой на спасение:

- Почему мы отвергаем веру? Ведь именно церковь проповедует основные нравственные принципы, именно религия могла бы помочь зарыть эту нравственную яму.

В пяти работах прозвучала мысль о вере «без фанатизма», навязывания своих взглядов. Два автора заявили о том, что верят, но не считают нужным ходить в церковь:

- Лично я верю в Бога, но не хожу в церковь, т.к. считаю это пустой тратой времени. Я считаю, что ужасно, когда навязывают веру.

- Я очень почтительно отношусь к православию. Я верую в Бога, но по-своему, без «помощи» церкви.

Из трех авторов, не уверенных в существовании Бога, двое написали о том, что все-таки стараются жить по «определенным правилам»:

- Я не могу сказать, что верю в Бога, но стараюсь жить по определенным правилам, которые, в общем-то, схожи с Библейскими заповедями.

- Я хотел бы жить так, как сказал философ Эммануил Кант: «Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были».

Среди неверующих были те, кто заявил свою позицию прямо и категорично, без каких-либо объяснений:

- Считаю, что Бога нет ни в каком-либо виде.

- Являюсь атеистом и в существование Бога не верю!!!

В ряде работ старшеклассники объясняли свою позицию неверия в Бога тем, что привыкли доверять только фактам:

- Я лично не верю ни во что, так как я не видела своими глазами, что это есть на самом деле.

- Моя философия основывается на материализме, а не на идеализме. Я не верю в сакральные истины, т.к. воспитывался достаточно жестко. Мне нужны факты. Я считаю, что век идеалистов кончился.

Пять человек высказали мнение, что вера в Бога – это самообман, способ защиты от жестокой реальности. В трех работах прозвучал аргумент, что если бы Бог был, «он бы не допустил тех ужасов, которые творятся в нашей жизни». Один десятиклассник написал, что не верит в Бога, «потому что единственный Бог для меня – это я, я живу и управляю своей жизнью». В работе десятиклассницы прозвучали растерянность и сожаление об отсутствии веры:

- Сейчас я не знаю, во что верить, потому что все кругом врут и обманывают друг друга. Мне интересно, что нас ждет после смерти и есть ли она вообще. У верующих есть хотя бы в кого верить и на кого надеяться в любой ситуации.

Никто из верующих не высказал осуждения по отношению к тем, кто не верит в Бога. Тогда как многие неверующие пренебрежительно высказывались о вере, религии, называя религиозную веру «уделом слабых», религию – «большой аферой», «навязчивым состоянием», «массовой иллюзией», «внушением», а верующих людей – «фанатиками»:

- Вера в Бога является слабостью человека.

- Я считаю религиозных людей фанатиками. Они глупые и беспечные, во всем привыкли полагаться на Всевышнего, который их никогда не услышит.

По мнению неверующих, «человек без веры в бога – сильный человек, не нуждающийся в поддержке».

Четыре десятиклассника написали о том, что уже пережили утрату веры, т.к. увидели в ней «лишь очередной способ получения прибыли», поняли, что религия ограничивает человека и «в современном обществе многие заветы Библии становятся неактуальными».

- Благодаря бабушке я узнала о Боге. Сколько себя помню, каждые выходные мы ходили в церковь. Маленькая Настя пела в хоре, любила читать детскую Библию и с детской наивностью говорила, что любит Бога больше всех. Я действительно верила, что там, на небе, есть Бог и ангелы. Сейчас даже как-то смешно вспоминать, что я боялась даже солгать… Сейчас я скептически отношусь к религии, потому что подросла и увидела в ней лишь очередной способ получения прибыли. … В трудные моменты в голове моей мелькают слова о помощи, идущие к кому-то всесильному, тому, кто помогает…

- В детстве я любила перечитывать детскую версию библии, это была для меня как настольная книга. Сейчас у меня поменялось отношение к этой книге. Мне кажется, она ограничивает людей, делая их похожими друг на друга. И в современном обществе многие заветы Библии становятся неактуальными.

Большинство не верящих в Бога верит в себя:

- Единственный Бог для меня – это я, я живу и управляю своей жизнью.

- Бог – это вера человека в самого себя.

- Я думаю, человек должен рассчитывать только на себя, не надеясь на помощь Господа.

С.Г. Вершловский и М.Д. Матюшкина отмечают такую особенность позиции современного старшеклассника, «в которой вера в себя, ориентация на себя приобретает большую значимость, чем религиозная вера» [1, C.73].

Старшеклассники писали также о вере в человека, в судьбу, в удачу, в «теорию большого взрыва», «в своего ангела-хранителя». Высказывались мнения, противоречивость которых не осознавалась самими авторами:

- Я верю, что мы сами предопределяем свою жизнь и что у каждого есть ангел-хранитель. В нашем мире мы должны надеяться только на себя.

Девушка не видит противоречия в том, что, если есть ангел-хранитель, то почему «мы должны надеяться только на себя»? Зачем тогда нужен ангел-хранитель? И противоречивость высказываний, и множественность объектов веры говорят о том, как трудно молодым людям разбираться в сложных метафизических вопросах.

Приведенные выше высказывания отражают процесс становления юношеского мировоззрения и, безусловно, требуют педагогической реакции. В личной беседе, при анализе сочинений на уроке, на классном часе было бы уместно задать ребятам некоторые вопросы. Например, действительно ли смешно, что в детстве ты «боялась даже солгать»? А сейчас не боишься? Какие заветы Библии неактуальны в современном обществе? Если ты сам для себя Бог, то и нравственные законы тоже сам устанавливаешь? Каковы же эти законы? И т.д. Эти вопросы, даже если не приведут к дискуссии, заставят молодого человека размышлять дальше, не останавливаться в мировоззренческом самоопределении.

В работах учеников прозвучали разные мнения о том, что есть Бог. Это нечто высшее, могущественное и непостижимое: «высший разум», «директор в школе жизни», «что-то неведомое, настолько далекое и высшее существо, что людям еще не понять всю силу и дух его», «это представление о могуществе, о силе, которая создала все вокруг и повелевает этим»; «это все, что не доказано наукой: удача, судьба, волшебство», «все необъяснимое вокруг нас». То, что внутри нас: «ощущение чуда где-то внутри себя», «это вера человека в самого себя», «это мы сами, внутренний мир каждого человека». Все доброе и прекрасное: «Все самое прекрасное и доброе – это есть Бог для меня», «Бог – это Надежда», «Я верю в Бога, он мой друг».

Были оригинальные высказывания, в которых проявилась индивидуальность авторов. В каждом из них – свое, личное видение взаимоотношений человека и Бога:

- Жизнь – это школа, в которой мы познаем себя и окружающую природу. В нашей огромной школе жизни есть директор, называемый Богом. Он помогает нам, когда мы попадаем в сложные ситуации, когда запутываемся сами в себе.

- Бог наблюдает за мной откуда-то сверху, видит все мои грехи и, вздыхая, прощает их мне. Я не поклонница Бога, я его друг. И не важно, что связь между нами односторонняя: Бог умеет слушать. В трудных ситуациях мы получаем от него шпаргалки.

- Я признаю Бога, но не как Абсолют. А как то, что заключено внутри нас, то, что заставляет нас двигаться вперед, подниматься с колен, когда силы нас уже покидают, не отчаиваться. Вера в Бога дает нам веру в себя, в свои силы. Дьявол тоже не где-то в земных недрах, а в нас, и противостояние внутри нас не прекращается ни на минуту.

Ценный материал об отношении старшеклассников к проблеме веры дают небольшие эссе, опубликованные в школьной газете.

С 2011 года в лицее №226 г. Санкт-Петербурга выходит газета «Точка зрения» [2], в которой существует постоянная рубрика «Вечные проблемы». В ней ученики обсуждают интересующие их мировоззренческие вопросы. Один из номеров, «Скажи мне, во что ты веришь?», был посвящен проблеме веры. Из 56 одиннадцатиклассников написать статью в газету согласились 10 человек.

В своих монологах о вере выпускники затронули следующие вопросы: что такое вера? Нужна ли она человеку? Во что верить? Существует ли Бог, бессмертие, Страшный Суд, расплата за грехи? Кто повлиял на их религиозные взгляды? Как они складывались? Как относиться к людям с другими религиозными убеждениями и др.

Авторы статей высказали разные мнения о том, что такое вера: «спасательный круг», «сила внутри нас, которая помогает выжить в безысходной ситуации», стремление жить по совести, самообман. Большинство написало о необходимости веры, и необязательно в Бога, ведь «она дает нам хоть какие-то силы, чтобы окончательно не пасть духом». Было высказано и противоположное мнение: «Вера сужает круг вашего мышления, причем до бесконечно малой точки».

Ученики писали о том, что верят в Бога, потому что нуждаются в его помощи, когда плохо. «Я верю, что, несмотря на всё, есть существо, которое любит тебя, каким бы ты ни был и что бы ты ни делал, - для меня это очень важно», - пишет юноша. Верят в наличие «высших сил», в «кого-то выше нас, могущественнее», верят, что «в мире больше нечестных людей, чем честных; несправедливости, чем справедливости; лжи, чем правды. Но главное - это вера только в самого себя, в свои силы, в свои возможности». Мысль о том, что нужно самому прилагать усилия, чтобы чего-то добиться в жизни, звучала в работах как верующих, так и неверующих в Бога: «Нужно прикладывать усилия, а вера существует для поддержки, она служит источником сил».

Несколько раз в статьях старшеклассников прозвучало мнение о том, что вера, в том числе религиозная, не предполагает обязательного соблюдения религиозных обрядов:

Считаю ли я себя религиозным человеком? Исполняю ли я обряды? Хожу ли я в церковь? Нет. Для меня важным является мое убеждение в наличии высших сил, которые наблюдают за нами и направляют нас.

И те, кто верит в Бога, и те, кто верит в некие «высшие силы», считают, что наказание за грехи существует:

Обычно, когда ты в чем-нибудь согрешил, потом стараешься искупить вину добрым и благородным делом. Я верю, что Бог отпускает грехи. Но если это не очень страшный грех! Хотя скажу, что мы каждый день все грешим и не замечаем этого.

Страшный Суд… по моему мнению, - это результат жизни человека на Земле. На этом суде вспоминаются все твои грехи.

Я верю, что каждый получит то, что заслужил. Либо сразу, либо после смерти. Я не говорю про ад или рай. Я подразумеваю реинкарнацию, явление перерождения души в другом теле.

Было высказано и такое мнение:

Мы не знаем, что будет после смерти, но на всякий случай давайте жить по совести!

Религиозные взгляды всех, кто затронул в статье этот вопрос, складывались под влиянием семьи:

С раннего детства меня приучали к посещению церкви, к религиозным праздникам и православным обрядам, и я отношусь к своей бабушке с благодарностью, потому что именно она меня приучила к церкви, дала мне знания о духовной сфере и научила дорожить всем этим, верить в Бога!

Мои религиозные убеждения сложились совсем обычным образом: Библия была одной из первых прочитанных мною книг, вся моя семья - верующие люди.

Ученики откровенно написали о том, как менялось их мировоззрение:

Сначала я не воспринимал религию всерьёз, но когда начал ходить в церковь, ощутил, что такое исповедь и то чувство, которое испытываешь после неё, - его ничем не передать – я начал относиться к религии по-другому.

На протяжении всей жизни я толком не мог понять, во что я верю, мое мировоззрение менялось каждый год, я не понимал, что хорошо, а что плохо, мне казалось, что все, что я делаю, правильно. Но вот, подходя к 18-ому году, я понемногу начинаю понимать, во что я действительно верю, и происходит это благодаря тому, что я начал смотреть на вещи с другой стороны. Раньше я считал, что все, что с нами происходит, предопределено свыше, но сейчас я понимаю, что мы сами творцы своей жизни, своего будущего.

Выпускники написали о своем отношении к людям с другими религиозными убеждениями:

У меня есть хорошая подруга. На нее очень сильно повлияла поездка в Турцию. Случилось так, что после нее она поменяла веру, прошла обряд и стала мусульманкой. Я уважаю ее выбор.

Если я встречу человека с иными религиозными взглядами, то я не буду кидаться на него с кулаками и упрёками, а попытаюсь узнать о его вере побольше. Я не хочу вступать в споры с атеистами, кричащими, что Бога нет, а все верующие - наивные фанатики. Раньше я бы начала отстаивать свою точку зрения, а сейчас я считаю это бессмысленным.

Очень часто мы наблюдаем ненависть представителей разных религий, и это несмотря на то, что, как мне кажется, в каждой религии есть такая заповедь, как любовь к ближнему, и этот ближний ведь не должен верить в то же, что и ты.

Мы не склонны абсолютизировать выявленную картину религиозных взглядов старшеклассников, понимая, насколько индивидуален этот процесс и сколь сложна, противоречива, драматична современная ситуация религиозного самоопределения личности. Тем не менее, можно заключить, что основные выводы, сделанные нами на основании анализа анкетного опроса, ученических эссе, статей, устных высказываний, подтверждают выводы, сделанные большинством исследователей, изучавших проблему отношения молодежи к религии. Это интерес к религии, достаточно абстрактная «вера в душе», причисление себя к определенной конфессии, при этом несоблюдение ее правил, предписаний, очень осторожное отношение к тому, чтобы школа вторгалась в интимное пространство веры.

При этом «проклятые вопросы бытия» личностно значимы как минимум для половины старшеклассников (самые низкие цифры даются в исследовании С.Г. Вершловского: интересуюсь религией – около 14%, считаю себя верующим человеком – около 36% - 2012 г.), ученики пытаются решать эти вопросы, опираясь на свои чувства, интуицию, жизненный опыт, их религиозные и философские знания совершенно недостаточны.

Таким образом, необходимость педагогической поддержки старшеклассников в духовном самоопределении обусловлена следующими факторами:

- значимостью проблемы веры для становления мировоззрения личности;

- сложностью духовного выбора в плюралистическом конгломерате часто противоречащих друг другу религиозных и светских ценностей;

- опасностью влияния деструктивных религиозных и оккультных организаций;

- отсутствием знаний о религиозной культуре в целом и о религии, с которой себя идентифицируют;

- наличием нерешенных вопросов, внутренних противоречий, связанных с проблемой веры и очень часто отсутствием рядом компетентных взрослых, с которыми можно было бы эти вопросы обсудить.

Педагогическая поддержка старшеклассников в решении проблемы веры должна быть направлена на то, чтобы актуализировать ее в сознании учащихся, показать ее важность, значимость для становления мировоззрения личности, побудить к размышлениям о ней, предоставить разные возможности обсуждения этой проблемы: от участия в открытом диалоге до индивидуального разговора с педагогом или анонимного письменного высказывания ученика. Результатом должны стать

- понимание старшеклассником важности этой проблемы для себя лично, необходимости ее личного решения;

- понимание важности проблемы веры в человеческой культуре;

- знания о различных религиях, их истории;

- знание религии своего народа;

- уважение к чужой религии, вере, позиции;

- неприятие всех форм фанатизма, спекуляции верой, идеей;

- понимание, что общечеловеческие ценности объединяют все религии;

- убеждение в необходимости жить по нравственным законам;

- убеждение в необходимости деятельного добра.

Литература

1. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Голоса поколения: социальный портрет выпускника санкт-петербургской школы: учебно-методическое пособие/ под. Ред. С.Г. Вершловского. – СПб.: СПб АППО, 2013.

2. http://226school.ru/uchenikam/gazeta-liceya/



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru