Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников (анализ философских эссе учащихся). Статья третья

Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников (анализ философских эссе учащихся). Статья третья

Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников (анализ философских эссе учащихся). Статья третья

МИРОВОЗЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ в осмыслении современных десятиклассников

(анализ философских эссе учащихся)

Статья третья

Как старшеклассники решают основные проблемы мировоззрения.

Кто я; зачем и как жить?

В предыдущих статьях мы рассмотрели вопросы о том, как относятся старшеклассники к философии и философствованию, какие мировоззренческие проблемы их волнуют в первую очередь, насколько глубоко они их осмысляют.

Наша дальнейшая задача – выяснить и проанализировать, как ученики решают основные проблемы мировоззрения, т.е. как относятся к себе, другим людям, миру, что думают о религии и вере. Эта статья посвящена анализу суждений старшеклассников, связанных с отношением к себе: кто я; в чем смысл моей жизни; как мне жить.

Актуальность этих вопросов обусловлена не только значимостью их для мировоззренческого самоопределения учащихся, но и социальными проблемами общества. В 2012 году Россия оказалась на первом месте по детскому суициду, что, безусловно, отражает как уровень психического и морально-нравственного состояния общества, так и уровень сформированности мировоззрения школьников: осмысления ими проблемы ценности жизни, неповторимой индивидуальности человека, смысла каждой отдельной человеческой жизни, «необходимости себя» (М. Мамардашвили).

Чтобы помочь ученикам в мировоззренческом и жизненном самоопределении, педагог должен знать, что они думают о себе и смысле собственной жизни.

Письменная работа в жанре философского эссе, которую может предложить старшеклассникам учитель литературы, обществознания, классный руководитель, педагог-психолог дает информацию как о волнующих ученика проблемах, его мыслях, взглядах, убеждениях, так и о его внутреннем состоянии. [1]

Анализ эссе «Моя философия», которое писали 470 учащихся Санкт-Петербурга, позволяет сделать выводы о сложности внутренней жизни старшеклассников, многообразии их мнений о себе и взглядов на смысл собственной жизни.

«Самый важный для меня вопрос: кто я? Пока я не ответил на этот вопрос, я не могу считать себя человеком, личностью», - пишет десятиклассник. Однако прямых высказываний о себе в работах десятиклассников немного: мы выделили всего лишь одиннадцать, шесть из которых – одна-две короткие фразы. И это несмотря на то, что многие ученики откровенно рассказывают о ситуации в своей семье, в классе, о нелегком выборе, который им приходится делать, о жизненных трудностях. А вот опытов рефлексии, направленной на себя лично, попыток определения себя немного, возможно, и потому, что впрямую такая задача перед учениками не ставилась, и потому, что разобраться в себе иногда оказывается труднее, чем разобраться в окружающем мире.

Приведем несколько высказываний, вынеся в заглавие их основную мысль.

Я хочу исчезнуть

Странно, в твои годы ты успел во всем разочароваться. Считаешь все земное пустым и бессмысленным, ничтожным. Жизнь твоя – всего лишь миг в Вечности. Такое чувство, что ты уже все пережил, все испытал. Жизнь прошла мимо тебя и проходит сейчас, а у тебя не хватает силы воли что-то изменить, отбросить змею уныния с шеи и улыбнуться солнцу. Когда тебя спрашивают, что ты делаешь, ответ обязательно будет: «Я думаю». Порой твои мысли настолько навязчивы, что они разрушают тебя. И тебе не на что опереться… Тебя как будто заковали в цепи уныния, и у тебя самого нет сил разорвать эти оковы. И так хочется раствориться, исчезнуть, как будто тебя никогда не было.

Я прагматик

Я много общался с людьми. За время общения с ними я стал более эгоистичным. Я не собираюсь делать что-то, что не принесет мне пользы или морального удовлетворения. Я стараюсь получить пользу от всего, а не ввязываться в бессмысленные авантюры. Общение с людьми воспитало во мне осторожность, терпение и хитрость. Я прагматик. Большинство моих действий строится на холодном расчете. Я не верю в радужные идеи и высшее благо. Я верю в деньги, в то, что имеет реальную власть в этом мире. Моя философия построена на прагматизме, как и этот мир. И так ли это плохо, когда философия и окружающий мир схожи?

Я пытаюсь разобраться в себе

Есть люди, которые точно знают, чего хотят и к чему нужно стремиться. Они не занимаются самоизучением своей души. Людям же, которым свойственна неопределенность, не дает покоя их внутреннее состояние. Они мало думают о том, что их окружает, вместо этого они пытаются понять себя, но еще больше могут запутаться. Я отношусь ко второму типу людей: постоянно ищу ответы на вопросы, которые помогут разобраться в себе.

Я пофигист

Моя философия – это мой образ жизни. Но мне никогда не приходилось размышлять о моих взглядах на мир и о моем месте в этом мире. Я никогда не держался особых принципов, действовал по ситуации. К сожалению, я ленив и частично пофигист. Если у меня что-то не получается, пытаюсь снова или прошу помощи. Если и в этом случае промах, то забиваю, забываю и пытаюсь не вспоминать. Я считаю, что мои философские взгляды на жизнь отражаются целиком и полностью в моем образе жизни.

В каждом высказывании можно увидеть личность с вполне осознанной жизненной позицией. Обратим внимание, насколько эти позиции отличаются. Что делать учителю, столкнувшемуся с подобными суждениями своих воспитанников?

В первую очередь, дать ученикам возможность высказаться (письменно или устно, открыто или анонимно); максимально подробно изложить свою позицию. Затем, зная своих воспитанников, учитель выбирает стратегию педагогической поддержки применительно к каждому индивидуально. Во всем разочаровавшейся девочке, пишущей о себе во втором лице и мужском роде, возможно, нужен личный разговор и помощь психолога. Мальчику, верящему только в деньги, наверно, полезно будет услышать мнение своих сверстников, их отношение к прагматизму. А его вопрос: «Так ли это плохо, когда философия и окружающий мир схожи», - вполне может стать темой для дискуссии в классе. Позиция девочки, для которой так важно разобраться в себе, может послужить отправной точкой разговора о ценности и смысле рефлексии. Разбить гармонию философии и образа жизни мальчика-«пофигиста», дать ему возможность увидеть уязвимые стороны собственной позиции и задуматься о своем месте в мире возможно, скорее всего, в диалоге со сверстниками и взрослыми. И это дело ни одного только классного руководителя, учителя литературы или психолога, но всего педагогического коллектива.

Педагогическая поддержка мировоззренческого самоопределения, мировоззренческое воспитание - это всегда поиск индивидуальных решений в каждой конкретной ситуации. И главное здесь – неравнодушие взрослого к внутренним проблемам ребенка.

Из 470-ти авторов 139 (30%) написали о том, что они думают о смысле жизни. 70% не дали свой ответ на этот вопрос, хотя очень многие отмечали необходимость поиска смысла жизни и важность этой проблемы для каждого человека и для себя лично:

- Для чего ты на этом свете? На что ты способен? Насколько глубоки и существенны твои мысли? Узнать и раскрыть в полной мере ответы на эти вопросы – вот моя цель на данный период моей жизни.

- Если у человека, по моему мнению, отсутствует целостный взгляд на окружающий мир, то он превращается в раба обстоятельств. Жизнь его состоит из набора эпизодов, он уходит от основного выбора – выбора смысла собственной жизни.

Представим разнообразие мнений учеников, которое свидетельствует о сложности процесса самоопределения, его неоднозначности, противоречивости. Среди десятиклассников есть и альтруисты, и гедонисты, и прагматики, и представители самых различных философских направлений (о чем они еще, конечно, не догадываются).

В тридцати четырех работах прозвучала мысль том, что смысл жизни –делать мир лучше, жить для других, быть нужными, помогать людям, любить, творить добро, оставить что-то после себя.

- Жить надо не ради себя, а ради тех людей, которые тебя окружают, будь то твой родственник или жалкий бродяга. Наверно, это и есть тот самый смысл жизни.

- Цель иметь яхту и виллу вовсе не для меня. Хочется какого-то более высокого предназначения, чтобы мои потомки могли гордиться мною..

- Для чего я живу? Для того чтобы помогать людям.

Десятиклассники практически не связывают идеею помощи людям с профессиональной самореализацией. Только в двух работах прослеживается эта связь:

- В будущем я мечтаю стать учителем старших классов, заниматься историей и преподавать ее. Я думаю, что учитель играет важную роль в формировании личности человека. Я хочу учить школьников не только истории. Мне еще хочется работать для того, чтобы у моих учеников в школьные годы формировались нравственные качества, которые пригодятся им в будущей жизни.

- В будущем я планирую стать хорошим инженером-техником, добиться в этой работе успехов, быть нужным, помогать людям. Поэтому могу с уверенностью сказать, что у меня все-таки есть смысл жизни, есть цель в ней.

Можно сделать вывод о том, что остальные молодые люди либо еще не определились с будущей профессией, либо воспринимают ее не как призвание, предназначение, а лишь как возможность приобрести средства к существованию, либо слишком абстрактно понимают идею помощи людям. Однако есть работы, где мысль о том, что «жить надо не только ради себя» выражена вполне конкретно:

- Когда я вырасту, я возьму ребенка из детского дома. Я подарю ему надежду, счастье и смысл жить дальше.

Очень немногие, писавшие о необходимости жить для других, делать мир лучше, связали свои размышления с заботой о судьбе Родины. Но такие десятиклассники есть, и важно, чтобы их мнение было услышано сверстниками:

- Важно быть гражданином, патриотом. Надо думать не о том, что ты можешь «урвать» от родины, а о том, что ты можешь дать родине.

Восемнадцать авторов видят смысл жизни в познании, самопознании, развитии, самосовершенствовании:

- Мы живем для саморазвития и самопознания.

- С какой целью я живу? Самосовершенствоваться.

- Главное предназначение человека – это научиться жить, я подчеркиваю слово «научиться», поскольку мы рождаемся слабыми и неопытными, а жизнь дает нам шанс пройти эту школу, приобретая бесценную мудрость.

Семнадцать человек написали, что смысл жизни – в самой жизни:

- Нас часто мучает вопрос, в чем смысл жизни, не понимая того, что ее нужно любить не за смысл и не за какой-то результат, а за то, что она у нас есть.

- Жизнь существует ради самой себя. В ней нет смысла, кроме того, который вкладывается в нее самим человеком. В этой бессмысленности есть и своя прелесть: жизнь как бы предоставляет человеку свободу выбора, в том числе и в плане поиска ее смысла.

- Лично для меня смысл жизни заключается в самом процессе жизни. На мой взгляд, смысл жизни искать не нужно, просто стараться жить и получать от жизни удовольствие, стараться приспосабливаться к жизни, а не переделывать все под свои желания. Тогда, возможно, жизнь сама подскажет, в чем состоит ее смысл.

Суждения десятиклассников, практически повторивших мысль Достоевского «Жизнь полюбить больше, чем смысл ее», в которых звучат бескорыстная любовь к жизни («не за смысл, не за результат»), доверие к ней («жизнь сама подскажет, в чем состоит ее смысл»), отказ от эгоистического переделывания жизни («стараться приспосабливаться к жизни, а не переделывать все под свои желания»), сегодня особенно актуальны. Нацеленность на успешность, конкурентоспособность, достижение результата, транслируемые всем строем современной жизни (и образованием в том числе), порой затмевают для современного человека красоту самой жизни, «прелесть бессмысленности», в которой кроется возможность личного выбора. И эта особенность современной жизни очень тонко уловлена юными философами.

В пятнадцати работах прозвучала мысль о том, что смысл жизни – в преодолении, достижении цели, идеала, исполнении предназначения, поиске своего места в мире, использовании возможностей.

- Смысл жизни заключается в преодолении препятствий и испытаний, стоящих на нашем жизненном пути. Смыслом жизни является наше желание достичь чего-либо через наши старания и умения…

- Человек живет, чтобы действовать – этот подход мне ближе всего.

- Главное предназначение человека – творить и учиться. Ради творчества мы и приходим в этот мир. Главное – заниматься любимым делом, которое будет приносить радость жизни.

Как общую тенденцию можно выделить нацеленность современных десятиклассников на борьбу, достижение, результат, успех (это относится не только к вопросу о смысле жизни). Достичь, использовать возможности, добиться, биться, доказать, достигать, действовать – эти глаголы, часто повторяющиеся в работах, говорят о целеустремленности авторов, желании не потратить время впустую, многого добиться в жизни.

- Человек обязан биться, ошибаться, начинать сначала, чтобы затем оставить след после себя, что-то изменить в мире.

- Человек, который не рвется, не борется, скорее всего, в будущем будет всякий раз отступать и не решит своих проблем.

Обратим внимание, как перекликаются эти фразы с известными словами Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость», – возможно, уже знакомым десятиклассникам. Однако интенсивность внутренних духовных поисков и интенсивность внешнего достижения успеха – далеко не одно и то же, а достижение конкретной цели и конкретного результата никак не может быть смыслом человеческой жизни. Эту мысль необходимо донести до учеников, уже посвятивших свою жизнь какой-то определенной цели:

«Это нескончаемое количество тренировок для того, чтобы один раз выйти на лед, в красивом платье, с великолепной прической – ОДНОЙ! Перед судьями, полным залом зрителей и соперников, под любимую музыку показать и доказать всем, в первую очередь себе, что я могу, я все делаю, что я – это я, а не пустой звук. Я буду тренироваться и достигать поставленных мной целей», - пишет девочка в контексте размышлений о смысле жизни. А если не докажет, не победит, не достигнет поставленных целей, значит – «пустое место» и жизнь оказывается бессмысленной? «Мой самый ужасный страх – ничего в жизни не добиться, быть никем», - пишет десятиклассник. Задача педагога объяснить ученикам, что «недостаток успеха никогда не означает утрату смысла» (В. Франкл).

Тринадцать авторов хотят посвятить свою жизнь родным и близким, созданию семьи, продолжению рода, видят ее смысл в мире, спокойствии, благополучии, счастье близких:

- Я не вижу особой, высшей цели существования человека. Но цель для меня – мои будущие дети. Для меня это смысл жизни – жизнь моих детей.

- Я живу ради своих родных и близких, ради родителей. Я также хочу завести семью и родить детей.

- Человек предназначен для продолжения своего рода, чтобы потомки могли продолжить деятельность своих предков.

Семь человек написали о том, что смысл жизни заключается в счастье:

- Смысл жизни каждого человека заключается в том, чтобы быть счастливым. Для счастья мы приходим в этот мир, и счастье наше в любви, в доброте, в мудрости. Смысл жизни – в стремлении к счастью.

- Для меня смысл жизни неразрывно связан с понятием счастья. Для меня счастье – это семья, мама и папа, которые понимают меня, всегда поддерживают, любят меня таким, какой я есть. Счастье – если я смогу стать таким же для своих будущих детей.

- Только лишь одно понятие, составляющее смысл жизни, является вечным: человек всегда хочет быть счастлив, несмотря ни на что.

Счастье для многих десятиклассников – хорошая семья, окружение любящими, понимающими людьми. В этом смысле мнения тех, кто видит смысл жизни в создании семьи и тех, кто видит его в счастье, перекликаются.

В одиннадцати работах высказаны суждения о том, что необходимо хорошо устроиться в жизни, прожить жизнь продуктивно, добиться успехов:

- Вот лично для меня самое главное в жизни – это получить образование и хорошо устроиться в жизни. В будущем завести свою семью, воспитывать детей.

- Ценность и смысл моей жизни заключается в том, чтобы я мог хорошо окончить школу, затем институт, получить профессию, купить себе отдельное жилье от родителей, затем жениться на красивой и умной девушке и сделать с ней себе наследника.

- Смысл моей жизни заключается в том, чтобы получить образование, пойти в вуз, получить там хороший аттестат, пойти на самую хорошую работу, выучить разные языки и разъезжать по странам, любоваться красивыми местами. Потом завести хорошую семью, родить ребенка, любить самого любимого для тебя человека и быть счастливой.

- Моя философия достаточно проста для понимания: труд – цель жизни. Основная задача – достичь большего, чем мои родители.

Старшеклассников, считающими, что смысл жизни сводится к простой цепочке: хорошо закончить школу, поступить в институт, найти высокооплачиваемую работу, завести семью и, в целом, настроенных достаточно прагматично, что проявилось в их суждениях и по другим вопросам, немного (около 3%). А совершенно прагматичные суждения, такие как: «Цель в жизни – работать, чтобы обогатить себя»,- встречаются в сочинениях крайне редко. В-основном, даже «прагматики» и «эгоисты» все-таки вспоминают о нравственном компоненте смысла жизни:

- Чтобы жить, нужны деньги. Как жить? Хорошо, благополучно, достойно. Чтобы этого достичь, человек должен найти высокооплачиваемую работу. Устроившись на работу, он должен делать свою работу, не нарушая правил и запретов, честно работать, чтобы заработать деньги, чтобы прокормить себя и улучшить свое финансовое положение. Я считаю, в этом и есть смысл жизни, который выбирают многие люди.

- Я пришел к выводу, что предназначения у человека нет. Мы часть жизни, такая же, как деревья и цветы. В первую очередь надо жить для себя, но это не значит плевать на других.

В девяти работах дано достаточно широкое понимание смысла жизни – «во всем»:

- Смысл жизни во всем: в деньгах, в счастье, в вере, в любви, в раскрытии внутренних способностей.

- Во-первых, человек живет для того, чтобы познать все прелести и разочарования жизни, почувствовать ее. Во-вторых, для людей, потому что у каждого человека есть люди, которые в нем нуждаются. Люди друг для друга очень важны. В-третьих, человек живет для того, чтобы что-то оставить после себя, чтобы внести положительный вклад в человечество. Одним словом, человек создан, чтобы быть, любить и творить!

В двух работах была высказана мысль, что жить нужно для себя:

- Я думаю, что человек, как бы он ни был открыт миру, в первую очередь живет для себя. Учится, добивается успехов в жизни, но не для других, а только для себя одного, чтобы обогатить свой жизненный опыт и затем с легкостью преодолеть препятствия, которые выставляет нам жизнь.

Еще в двух прозвучало мнение о том, что нужно прожить красиво, все попробовать:

- Смысл моей жизни в том, чтобы прожить ее красиво. Я живу под девизом: «Нужно все попробовать». Жизнь так прекрасна!

- Мысль, что жизнь одна, нужно жить красиво, чтобы потом не жалеть, что мог, а не сделал, зародилась в моем мышлении, думаю, надолго.

По одному человеку видят смысл жизни в профессиональном успехе и спасении души.

Шесть человек считают, что смысла жизни нет или задумываться о нем еще рано:

- Смысла в человеческой жизни не существует, мы всего лишь песчинки, которые приходят и уходят.

- Смысла жизни как такового просто нет. Надо спрашивать о смысле жизни, когда она прожита, когда уже сделал все, что хотел или мог сделать, когда ты уже познал жизнь во всех ее проявлениях. О смысле жизни мне еще рано задумываться.

Три десятиклассника написали, что не знают ответа на этот вопрос:

- На данный момент я не знаю своего смысла жизни и предназначения. Пока я еще живу в детском мире.

- Я не знаю, ради чего живу, еще не понимаю, в чем смысл моей жизни, молодой я еще, чтобы ответить на вопрос о смысле жизни.

Мысль о том, что о смысле жизни и других проблемах Бытия задумываться пока рано, что делать это нужно уже в преклонном возрасте, подводя итоги, звучала в работах десятиклассников не раз. И она свидетельствует о плохо усвоенных уроках литературы, истории, обществознания и, в целом, о невысоком уровне мировоззренческого воспитания в школе.

Подводя итоги, можно сказать, что ученики высказали много заслуживающих уважения суждений о смысле и цели жизни, однако это далеко не весь спектр существующих мнений. Например, о религиозном смысле жизни написал только один учащийся (оказаться со Всевышним в Раю), и то вскользь, перечисляя разные другие смыслы. А ведь спасение души, духовное совершенствование рассматривалось как смысл жизни многими философами, писателями, деятелями культуры. Школьники могут не принять этот смысл как личностный, но знать о том, что он есть, они должны.

Безусловно, на вопрос о смысле жизни нет ни однозначного, ни «правильного» ответа. Однако можно выделить те суждения, мысли учащихся, в основе которых нравственные установки на любовь, добро, помощь, самосовершенствование (таких – большинство), и те, в которых видны эгоистическая и прагматическая направленность, а также слишком узкое, житейское понимание такой глобальной философской категории, как смысл жизни.

Вопрос: что с ними делать педагогу-практику? Кого-то поддержать, у кого-то вызвать сомнения в верности своей позиции, кого-то постараться переубедить. Каким образом? Актуализируя мировоззренческое содержание учебных предметов, внеклассной работы, т.е. инициируя мировоззренческий диалог старшеклассника со сверстниками, учителями, «другими взрослыми» (родителями, выпускниками, социальными партнерами), писателями, поэтами, учеными (обсуждение их мыслей, идей, теорий на уроках и во внеурочной деятельности), наконец, с самим собой (в форме творческой работы, философского эссе).

Нельзя не согласиться с мнением одного из авторов, что «каждый сам придает своей жизни свой, особенный смысл», однако необходимо помнить и о том, что школа обладает огромными возможности педагогической поддержки молодого человека в поисках этого смысла.

Приложение

В чем видят смысл жизни старшеклассники

Делать мир лучше, жить для других, быть нужными, помогать людям, любить, творить добро, оставить что-то после себя

25%

В познании, самопознании, развитии, самосовершенствовании

13%

В самой жизни

12%

В преодолении, достижении цели, идеала, исполнении предназначения, поиске своего места в мире, использовании возможностей

11%

Посвятить свою жизнь родным и близким, созданию семьи, продолжению рода

9%

Хорошо устроиться в жизни, прожить жизнь продуктивно, добиться успехов

8%

Во всем

7%

В счастье

5%

Смысла жизни нет или задумываться о нем еще рано

4%

Не знают ответа на этот вопрос

2%

Жить для себя

1%

Прожить красиво, все попробовать

1%

В профессиональном успехе

1%

В спасении души

1%



[1]Приведем примеры таких работ из нашего личного опыта учителя русского языка и литературы, классного руководителя: «Мои представления о мироздании», «Рай и ад – какими я их вижу» после изучения «Божественной комедии» Данте; «Жизнь, зачем ты мне дана?» после изучения философской лирики А.С. Пушкина; «Правили жизни» (после изучения трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» (глава «Правила»); «Я: диалектика души» после уроков и духовных исканиях Андрея Болконского и Пьера Безухова; «16… Что меня волнует больше всего?» - последний классный час в 10-м классе; «Последнее лето детства закончилось…» - первый классный час в 11 классе и т.д.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru