Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников (анализ философских эссе учащихся). Статья вторая

Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников (анализ философских эссе учащихся). Статья вторая

Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников (анализ философских эссе учащихся). Статья вторая

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ в осмыслении современных десятиклассников

(анализ философских эссе учащихся)

Статья вторая

Старшеклассник и проблемы мировоззрения

В предыдущей статье мы пришли к выводу о том, что большинство старшеклассников (85%) в той или иной степени включены в процесс философствования, осмысления основных проблем Бытия. О чем же они философствуют?

«Для учителей, работающих со старшеклассниками и постоянно общающимися с ними, внутренний мир учеников представляет собой тайну за многими печатями», - пишет психолог И.А. Мещерякова в статье «Представления учителей и проблемах старшеклассников» [1]. По мысли ученого, педагоги «явно недооценивают остроту переживаний старшеклассников, связанных с их восприятием окружающего мира (мировоззренческими проблемами)», т.е. именно там кругом проблем, который «составляет содержание мировоззренческого самоопределения и влияет на личностный рост старшеклассников» [2]. Цель данной статьи – на основе анализа философских эссе учащихся определить, какие мировоззренческие проблемы волнуют сегодняшних старшеклассников, насколько глубоко они их осмысляют. Это необходимо для того, чтобы педагогическая поддержка смысложизненных исканий школьников была построена с учетом их интересов и различного уровня осмысления ими проблем мировоззрения.

Мировоззренческие проблемы – это «вечные», смысложизненные проблемы, стоящие перед человеком. По отношению к основным компонентам Бытия можно выделить четыре группы мировоззренческих проблем.

Отношение к себе. Кто я? Каков я? Каким я должен быть? Каково мое место в мире? В чем смысл моей жизни?

Отношение к другому человеку, к обществу. Как относиться к другому (другим), что определяет сущность нравственных (долга, совести, чести, любви, дружбы и т.д.) и общественно-политических проблем (патриотизма, национализма и др.).

Отношение к миру. Каково происхождение мира и как он устроен? Что есть Добро и что есть Зло? Как относиться к Природе? И др.

Отношение к Богу (проблема веры и неверия) Есть ли Бог? Если есть, то каков он? Какова его роль в мире? Как относиться к нему? Если нет, то в чем смысл мира, отдельной человеческой жизни? И в обоих случаях - что ждет человека после смерти? и т.д.

Какие же именно мировоззренческие проблемы являются сегодня наиболее значимыми для старшеклассников?

Ряд проблем был просто назван авторами, но никак не прокомментирован. Таких работ немного – 37 (8%).

В качестве значимых, волнующих учеников проблем в этих сочинениях были выделены следующие:

Существование Бога, происхождение мира, жизнь после смерти:

- Кто создал этот мир?

- Откуда взялся мир, почему до сих пор не найден ответ на этот вопрос и будет ли найден когда-нибудь?

- Есть ли Бог и что будет после смерти?

- Смысл смерти?

- Что такое душа?

- Существование ада и рая.

- Неужели нам отведено лишь около ста лет, а потом все, конец? Пустота?

- Для чего нужны были тогда люди, если они все равно обречены на погибель?

Личное предназначение:

- Предназначение человека и мое лично.

- Хочу найти конкретно свою значимость в мире и построить свои принципы жизни.

- Какова моя миссия на земле?

- Дает ли моя жизнь что-то развитию общества?

- Зачем жить? Для чего я, именно я, живу?

Добро и зло, нравственный выбор:

- Как отличить хороший поступок от плохого?

- Как сделать правильный выбор в жизни, не ошибиться, не свернуть с правильного пути?

- Что такое добро и зло, где грань между ними?

- Добро или зло несут в себе достижения цивилизации?

- Можно ли любую цель, любую задачу назвать смыслом жизни? Бывает ли смысл жизни «хорошим» или «плохим»?

- В настоящий период для меня важен вопрос о расстановке жизненных приоритетов: что действительно важно, а что второстепенно или не имеет особого значения.

- Как прожить жизнь так, чтобы близкие вспоминали о тебе как о хорошем человеке, как о человеке с душой?

Человеческие отношения (любовь, дружба и т.д.):

Для меня наиболее важными вопросами являются дружба, искренность и любовь.

- Для меня всегда под вопросом будет только одно… А есть ли вообще любовь и счастье?

Проблемы современной общественной жизни:

- У меня есть философский вопрос для человечества: когда же, наконец, будет справедливость и в чем причина общественной апатии?

- Я постоянно задаю себе вопросы такого типа: почему людям присуще вести бессмысленные войны между собой из-за национальных, расовых, религиозных или государственных различий, почему в современном обществе утеряны моральные и духовные ценности, почему некоторые люди перестали мыслить, мечтают о мнимых ценностях?

- Меня все больше в последнее время волнуют вопросы взаимоотношения между людьми разных национальностей

242 автора (51%) не только обозначили волнующие их проблемы, но и высказали по ним собственные суждения.

Ученики размышляли над проблемами смысла и цели жизни (139 – 57%), существования Бога, религиозной веры (67 – 28%), ценностей (24 – 10%), отношений между людьми (14 – 6%), счастья (13 – 5%), смерти, бессмертия, жизни после смерти (11 – 5%), предназначения человека (11 – 5%), любви (9 – 4%), добра и зла (8 – 3%), отношения человека к природе, человека и природы (8 – 3%), состояние современного общества (6 – 2%), дружбы (6 – 2%), мечты (6 – 2%), межнациональных и религиозных конфликтов (5 – 2%).

Также авторы эссе размышляли

о мире:

­ о происхождении мира, существовании иных миров, познаваемости мира, несправедливости мироустройства, категориях времени, бесконечности;

­ о красоте мира, которую люди не замечают, о красоте и чуде природы,

­ о том, как сделать мир лучше;

о человеке (личностных, нравственных и общественных проблемах):

- о душе;

- о судьбе, лишениях и потерях;

- о самоопределении, развитии и саморазвитии, способности человека меняться;

- о проблеме выбора; о цели и стремлении к ней;

- о прощении и умении прощать, о милосердии и сострадании, взаимопомощи и чести;

- об отношении к материальным благам;

- об общении и невозможности счастья в одиночестве;

- о самоубийстве;

- о патриотизме и толерантности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что десятиклассников волнует довольно широкий ряд мировоззренческих проблем, однако на первом месте – проблемы смысла жизни, существования Бога, веры, нравственных ценностей.

Насколько глубоко эти проблемы ими осмысляются? Анализ философских эссе старшеклассников дает основание для выделения нескольких групп учащихся по уровню, качеству осмысления: степени глубины, самостоятельности, оригинальности суждений; наличия или отсутствия собственной системы взглядов, ведущей идеи; индивидуальности стиля. Условно они были обозначены как «философы», «думающие», «иногда задумывающиеся», «не задумывающиеся».

Чтобы дать представление об этих группах, кроме их общей характеристики, представим отрывки из сочинений учеников, в которых раскрыты их философские взгляды (суждения о мире, Боге, жизни и ее смысле).

Первая группа, которую мы назвали «философы», самая немногочисленная (5%). К ней были отнесены ученики, работы которых отличаются глубиной осмысления темы, оригинальностью и самостоятельностью мышления, наличием собственной системы взглядов, ведущей идеей. Они обладают ярким индивидуальным стилем, метафоричностью рассуждений. Работы учащихся этой группы, как правило, самые большие по объему (5-8 страниц). Чтобы представить многообразие взглядов этой группы учащихся, приведем несколько отрывков из работ, в которых заявлены разные, иногда противоречащие друг другу позиции. Основная мысль отрывка вынесена в заглавие.

Поиск, движение, действие

Главным побудительным фактором существования является поиск. Чем больше человек продвинулся в познании себя и мира, в своем развитии, тем больше он может взять от мира и дать ему. Я думаю, человек должен жить ради других, но не вопреки себе, а в согласии с собой, своей совестью и душой. Мир не создан лишь для удовольствия. На мой взгляд, счастье слишком мимолетно, чтобы задумываться о его достижении. Единственное средство борьбы с унынием, в котором я могу быть уверена, – это крепкая воля и работа над собой. Лишь труд и усердие преображают человека, так как сама жизнь есть движение, беспрерывное изменение, действие. Люди платят как за действие, так и за бездействие, при этом бездействие обходится дороже, а избегание ошибок и неудач не развивает нас, не делает нас счастливее.

Ненавижу людей

Наш мир устроен несправедливо, ему и не нужна справедливость. Ее вообще не существует. Предназначением человечества является уничтожение. У меня есть две мечты. Первая – увидеть конец человечества, вторая – увидеть возрождение мира, в котором не будет людей. Наш мир заслуживает жизни больше, чем люди. Чтобы мир мог жить, люди должны исчезнуть. Мне безразличны философские вопросы, важные человечеству. Я живу лишь для себя. И в глубине души каждый из нас такой же. Я ненавижу людей. Себя я тоже ненавижу… потому что я тоже человек.

Нравственное совершенствование

Я признаю Бога, но не как Абсолют. А как то, что заключено внутри нас, то, что заставляет нас двигаться вперед, подниматься с колен, когда силы нас уже покидают, не отчаиваться. Вера в Бога дает нам веру в себя, в свои силы. Дьявол тоже не где-то в земных недрах, а в нас, и противостояние внутри нас не прекращается ни на минуту. Не важно, во что, главное – верить, потому что главная цель любой религии – нравственное совершенствование человека… Мне быть наедине с собой приятно, я ничем не ограничена. Чем меньше вокруг тебя людей, тем больше у тебя времени и сил заняться своим совершенствованием… Я не принимаю внешней красоты, для меня важно содержание (это касается только людей). Главное – не цвет глаз, а свет. Который они изучают. Красота – то, что внутри нас. Т.о., моя философия предполагает веру в свои силы, избирательность в общении и сосредоточенность на содержании, а не на обложке.

Семья и вера

У каждого человека философия формирует что-то свое, а потому и философия у всех разная. Это как делать фигурки из мокрого песка на пляже. Сначала делаешь небольшую кучку, а потом прикладываешь формочку. И из этой кучки у кого-то получается звездочка, у кого-то круг, а у кого-то нет формочки и вовсе, и потому он лепит сам, своими руками (получается, правда, не слишком красиво). У меня всегда формочка была. Это моя семья. Все, что у меня сейчас есть: мои взгляды на жизнь, на Бога, мои поступки – на все повлиял кто-то из моей семьи. В Бога я верила всегда и всегда верить буду. К своей вере я пришла самостоятельно. Я просто верю, верю спокойно, без фанатизма. Мне нравится читать Библию. С некоторыми заповедями я согласиться не могу, но все равно их принимаю.

Только физика

В мире нет ничего особенного, никакого волшебства. Только физика. Я понимаю жизнь как чисто биологическое явление. Смысла жизни не существует и смысла поступков тоже. Воспеваю идею о необходимости идти своим путем. Для меня религия – это массовая иллюзия, навязчивое состояние. Я знаю точно, что мы способны на любые крайности, на самую крайнюю степень тупости и мудрости, жестокости и жалости. В нас нет только одного: понимания. Проще поверить, чем понять. Проще разочароваться, чем понять. Проще плюнуть, чем понять.

Бог умеет слушать

Для меня Бог – это ощущение чуда где-то внутри себя. Бог наблюдает за мной откуда-то сверху, видит все мои грехи и, вздыхая, прощает их мне. Я не поклонница Бога, я его друг. И не важно, что связь между нами односторонняя: Бог умеет слушать. …

При всей несхожести взглядов, работы объединяет продуманность (прочувствованность) написанного, убежденность, индивидуальность и легкость стиля: собственные метафоры, неполные предложения, парцелляция.

Учащиеся этой группы требуют особого внимания педагогов. Это яркие личности, размышляющие о жизни глубоко, иногда мучительно и постоянно.

Вторая группа, «думающие», составляет 41% учащихся. Сюда можно отнести десятиклассников, работы которых свидетельствуют о том, что тема понята и осмыслена авторами. В сочинениях выделены волнующие учеников мировоззренческие проблемы, в осмыслении которых проявлена личностная позиция. Эти работы самостоятельны, однако им не присуща яркая оригинальность, системность взглядов, в сочинениях, наряду с глубокими размышлениями, встречаются общие места. Работы достаточно большие по объему (4-6 страниц). Приведем несколько примеров. Работы без названия, поскольку выделить основную идею в этих отрывках представляется сложным.

- Жизнь – это школа, в которой мы познаем себя и окружающую природу. В нашей огромной школе жизни есть директор, называемый Богом. Он помогает нам, когда мы попадаем в сложные ситуации, когда запутываемся сами в себе. Я верю в Бога. Он мой друг. Что же касается отношения к людям, то я им не доверяю. Главной ценностью в жизни для меня является сама жизнь. Она представляется мне бесконечным потоком знаний, возможностей, умений. Сейчас природа для меня – единственное успокоительное. Ах, как прекрасен этот мир!

- Мы находимся в большом круговороте «отдай-получи». Мне кажется, что жизнь построена на обмене. Люди умирают, отдавая свои души новорожденным. Так хочется, чтобы жизнь оказалась прожитой не зря. Я хочу оставить след в обществе, хочу прожить, чтобы меня вспоминали. Никогда не умела жить лишь ради себя. Для моего счастья и равновесия внутри я должна любить и верить. А верить – это, наверное, самое главное. Верить в себя, верить в других, верить в Бога, верить, что все на зря.

- Для чего я хотела бы иметь хорошую работу? Чтобы я могла доказать родителям, что их старания не пропали зря. Если я пойду по карьерной лестнице выше их, то они увидят, что не зря трудились, прокладывая мне дорогу во взрослую жизнь. Хорошая работа нужна не только для того, чтобы доказать, что ты преуспевающий человек, но и помочь своим детям, внукам пойти дальше, чем ты сам. То есть мы должны жить не ради себя, а ради других, помогая и поддерживая их... Я не могу сказать с уверенностью, присутствует ли Бог в моей жизни, хотя я и не отрицаю его присутствие в нашем мире. Человеку, который ни во что не верит, гораздо тяжелее в жизни, чем верующему, он не чувствует над собой той защиты, которую чувствуют верующие. Я верю в судьбу.

Итак, 46% (практически половине) десятиклассников свойственно размышлять над проблемами мировоззрения. Поставленные вопросы не вызвали у них затруднений, поскольку они уже думали над ними и выработали свою точку зрения. Это ученики, которые с интересом примут участие в мировоззренческим диалоге на уроке или во внеурочной деятельности, этот диалог им необходим, чтобы высказать, уточнить, скорректировать и, может быть, даже изменить свою позицию по жизненно важным для них вопросам.

Третья группа, «иногда задумывающиеся», составляет 39%. Это ученики, работы которых свидетельствуют о том, что тема, в общем, понятна авторами, но не осмыслена ими глубоко и целостно. Учащиеся выделяют отдельные мировоззренческие проблемы, которые их волнуют и о которых они готовы размышлять. Однако в их осмыслении много общих мест, банальностей, возникающих оттого, что ученик, возможно, впервые задается смысложизненными вопросами, его личностная позиция еще не сформирована. Как правило, эти работы небольшие по объему (2-3 страницы), с речевыми и стилистическими ошибками, которые также косвенно свидетельствуют об отсутствии привычки размышлять, философствовать и интереса к этому процессу[1]. Приведем примеры.

- Думаю, не стоит долго размышлять над смыслом жизни. У каждого он свой, достаточно просто делать то, что вам нравится. Лично я размышляю над смыслом жизни, только когда у меня что-то не ладится.

- Если я буду хорошим специалистом, то буду зарабатывать себе на жизнь, иметь хорошую квартиру, машину, а если буду совершенствоваться, то значит, могу позволить себе что-то большего.

- В мои годы пока тяжело понять цель в мире, поэтому сейчас я редко задумываюсь об этом. Я считаю, что пожилым людям, прожившим долгую жизнь, проще определить смысл своей жизни, цель на Земле и другие важные проблемы.

- Сейчас человек навряд ли сядет и начнет думать о вечном, о мире, разве что он может сделать это в туалете или в транспорте.

Задача школы – включить этих учащихся в мировоззренческий диалог, показать личностную необходимость размышления над «вечными проблемами» человечества, которые, как они смогут убедиться, действительно волнуют многих их сверстников.

В последнюю группу, которую мы условно назвали «не думающие» (15%) вошли учащиеся, работы которых либо списаны из Интернета, либо представляют собой размышления о философии вообще (тоже не самостоятельные), либо демонстрируют непонимание или примитивное понимание темы.

Мы отдаем себе отчет, что деление на группы в данном случае условно. Достаточно какого-то жизненного события, потрясения, сильного впечатления, и юноша, скачивающий с Интернета определение философии и классификацию философских вопросов, начнет мучительно размышлять над этими вопросами самостоятельно, т.е. «переход» из группы «не думающих» даже в группу «философов», в принципе, вполне возможен.

Однако количество проанализированных нами работ дает основание предположить, что общая картина представлена объективно, о чем косвенно свидетельствуют и данные анкетного опроса. Учащимся 8-11 классов был задан вопрос: «Существуют вечные проблемы, такие как проблема смысла жизни; выбора своего пути, нравственных ценностей; отношения к вере (существует ли Бог, что ждет человека после смерти); проблемы долга, совести и др. Являются ли эти проблемы важными, актуальными для Вас?». 63% ответили на вопрос положительно, 27% - отрицательно, 10% затруднились ответить. Можно предположить, что примерно половина учащихся, которых мы условно отнесли к третьей группе «иногда задумывающиеся», ответили, что проблемы мировоззрения для них важны, и половина – что эти проблемы не являются для них актуальными. Также отрицательно ответили на вопрос учащиеся, отнесенные нами к четвертой группе – «не думающие».

Какие педагогические выводы можно сделать из полученных нами данных о распределении старшеклассников по группам по уровню осмысления мировоззренческих проблем?

Во-первых, работая с классным коллективом, учитель, классный руководитель должен представлять себе примерное соотношение между группами в данном конкретном классе и кого из учащихся к какой группе можно отнести. Чтобы получить эти данные, можно дать ученикам задание написать эссе на тему «Моя философия» или на ряд других тем философского характера, можно с помощью психолога составить анкету, которая давала бы представление об интенсивности их мировоззренческих поисков, можно использовать возможности включенного педагогического наблюдения, индивидуальных бесед с учениками. Мировоззренческий диалог на уроке и во внеурочной деятельности должен вестись с учетом полученных данных о соотношении учащихся разных групп в классе и уровня осмысления философских проблем каждым конкретным учеником.

Во-вторых, педагог должен быть предельно внимательным к учащимся первой группы, оказывать психологическую и педагогическую поддержку в философских исканиях старшеклассникам первой и второй группы, помочь ученикам третьей группы в построении целостной философской системы и постараться включить в мировоззренческий диалог учеников четвертой группы.

Наши следующие статьи будут посвящены анализу полученных данных о том, как именно ученики решают основные проблемы мировоззрения, т.е. как относятся к себе, другим людям, миру, что думают о религии и вере.

Использованная литература

Мещерякова И.А. Представления учителей о проблемах старшеклассников // Материалы конференции «Интегративная психология: теория и практика».- Ярославль, 14–18 апреля 2004 г.

Мещерякова И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психологическая наука и образование.- 1998.- №3-4.



[1] Более чем двадцатилетний опыт работы учителем русского языка и литературы убедил нас в том, что в письменных работах на темы, которые искренне волнуют учеников, по которым им есть что сказать, они делают гораздо меньше стилистических ошибок, чем в обычных сочинениях.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru