Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Мировоззренческое самоопределение юношества:

Мировоззренческое самоопределение юношества:

Мировоззренческое самоопределение юношества:

О мировоззренческом смысле образования, о необходимости педагогической поддержки юношества в решении смысложизненных проблем сегодня говорится немало. В связи с особой актуальностью проблемы мировоззренческого самоопределения в новых культурно-образовательных условиях и растущим научным интересом к данному феномену возникла необходимость в его определении.


Понятие мировоззренческое самоопределение стало употребляться в научной (философской, психолого-педагогической) литературе сравнительно недавно. Частотность его употреблений растет с каждым годом, однако в работах ученых мы не находим даже попыток дать определение этого феномена. Мы ставим перед собой задачу дать определение этого понятия, выявить его сущность, определить его место среди других типов самоопределения и выделить особенности его функционирования в условиях кризисной реальности современной жизни.


Анализ современных научных трудов, посвященных проблемам мировоззрения, самоопределения, мировоззренческого самоопределения, позволяет сделать следующее предварительное замечание. Говоря о мировоззрении детей и юношества, ученые не употребляют столь характерное для педагогики советского периода выражение «формирование мировоззрения». В диссертационных исследованиях, научных и методических статьях говорится о «ценностно-мировоззренческих ориентациях», «мировоззренческих ориентирах», «мировоззренческих представлениях», «мировоззренческом сознании», «мировоззренческих ценностях», «мировоззренческих убеждениях», «мировоззренческой культуре личности», «мировоззренческом развитии личности» и т.д. в сочетании со словами «педагогическая поддержка», «создание педагогических условий», «педагогическое содействие». Уже этот факт говорит о новом понимании становления мировоззрения как глубоко личностном, индивидуальном процессе, которым невозможно управлять, руководить, но который, однако, нуждается в бережной поддержке, содействии, направлении.


Чтобы дать толкование понятия мировоззренческое самоопределение, обратимся к понятиям мировоззрение и самоопределение в их современной трактовке.


Проблема мировоззрения освещена в исследованиях таких ученых, как М.П. Арутюнян, Д.А. Леонтьев, В.В. Налимов, С.А. Никольский, М.М. Прохоров, Н.С. Рыбаков, В.Н. Сагатовский, А.Г. Спиркин, А.И. Столетов, Н.С. Розов, Р.Г. Яновский и др.


В работах ученых мировоззрение характеризуется целостностью, системностью; его структурными компонентами являются представления, взгляды, отношение, знания, опыт, ценности, идеалы, убеждения, вера; ему присуща рефлексия; оно определяет принципы деятельности человека. «Мировоззрение предстает ментальным каркасом культуры, «духом эпохи» (К.Мангейм), является формой и основой самопознания человека, самосознания и личностного роста», - пишет М.П. Арутюнян [1, С.32]. Особенность мировоззрения, обусловленная духовно-практической природой бытия человека, – в его амбивалентности, «составляющей целостность противоположностей: ментального - визуального, рационального - внерационального, научного - вненаучного, повседневного - культуроемкого, личностного - социального, конеч¬ного - бесконечного, трансцендентного - имманентного, вечного - преходящего и т. д.» [1, С.21].


Анализ трудов по проблеме мировоззрения в философии, педагогике и психологии привел к убеждению, что наиболее полным его определением можно считать определение, данное философом А.Г. Спиркиным: «Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей» [4, С.9].


В процессе рефлексии, направленной на осмысление своих личностных особенностей и своего места в мире, взаимоотношений с другими людьми и обществом, представлений о мире и роли Творца в нем, личность формирует основные структурные компоненты собственного мировоззрения: опыт, представления, отношения, взгляды, знания, идеалы, убеждения, веру, которые, благодаря воле, реализуются в деятельности.


Исходя из самой структуры понятия мировоззрение, можно выделить мировоззренческие проблемы, которые встают перед человеком.
Отношение к себе. Кто я? Каков я? Каким я должен быть? Каково мое место в мире? В чем смысл моей жизни?
Отношение к другому человеку, к обществу. Как относиться к другому (другим), что отражается в нравственных проблемах (долга, совести, чести, любви, дружбы и т.д.) и общественно-политических (национальной проблеме, проблеме патриотизма, политических взглядах и др.).


Отношение к миру. Каково происхождение мира и как он устроен? Что есть Добро и что есть Зло? Как относиться к Природе? Что считать прекрасным и что безобразным? и т.д.


Отношение к Богу. Существует ли Бог? Каков он? Какова его роль в мире? Как относиться к нему? Что ждет человека после смерти? Свободен ли человек? и т.д.


В постановке и решении этих вопросов и заключается смысл мировоззренческого самоопределения.


Процесс самоопределения изучается наукой на разных уровнях: философском (М.М. Бахтин, Н.Д. Зотов, М.С. Каган, В.А. Конев, Е.А. Латуха, М.Б. Туровский), социологическом (Ю.А. Левада, Н.Ф. Наумова, В.А. Ядов), психологическом (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Гинзбург, Г.П. Ников, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин), педагогическом (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, О.С. Газман, А.В. Кирьякова, Н.В. Назаров, В.В. Сериков).


Л.И. Божович рассматривает потребность в самоопределении как потребность слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования.


«Суть процесса самоопределения, - по мысли С.В. Савеловой, - состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения» [5].


Наиболее емко мировоззренческий аспект процесса самоопределения, с нашей точки зрения, сформулирован А.Л. Журавлевым и А.Б. Купрейченко: «… под самоопределением понимается поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру, другим людям, человеческому сообществу в целом и самому себе, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний» [6, С.7].


В научной литературе рассмотрены различные виды самоопределения. Так, различают личностное (М.Р. Гинзбург, С.В. Калинина, И.С Кон, А.В. Петровский), жизненное (Л.И. Божович, А.П. Вехова, В.В. Гулякина, А.Н. Кузибецкий), ценностное (Е.А. Кострюкова, Л.В. Мосиенко, Н.Н. Никитина, Т.А. Носова, В.Д. Повзун, Л.П. Разбегаева), нравственное (А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Н.Д. Зотов), социальное (В.А. Горский, О.И. Карпухин, Т.В. Машарова, М.И. Рожков) и социально-профессиональное (С.Г. Вершловский, Н.С. Пряжников, Н.М. Шахмаев), профессио¬нальное (А.Я. Журкина, СВ. Сальцева, С.Н. Чистякова), культурное (Н.Е. Буланкина, Д.В. Григорьев, Н.Б. Крылова, М.Л. Платонова, П.В. Сысоев) самоопределение. В работах ученых выделяются также и другие виды самоопределения (религиозное, гражданское, семейное, сексуальное, информационное и т.д.), каждый из которых по своему объекту соотносится с определенной сферой жизни человека. Необходимо отметить, что единая, общепринятая классификация видов самоопределения в научной литературе отсутствует, более того, отсутствует и единое понимание, что подразумевается под терминами личностное, жизненное, ценностно-смысловое самоопределение. Например, М.И. Гинзбург отождествляет понятия личностное и ценностно-смысловое самоопределение [7], тогда как С.В. Савелова связывает включение личности в определенную систему ценностей с жизненным самоопределением [5], и подобных примеров различного понимания идентичных терминов можно привести много.

Что же такое мировоззренческое самоопределение, какова его функция в развитии личности, какое место оно занимает среди других видов самоопределения, каковы особенности его функционирования в кризисной реальности современной жизни?


Мировоззренческое самоопределение – это процесс личностного решения основных смысложизненных проблем (отношение к себе, другому человеку, обществу, миру, Богу), главной из которых является проблема смысла жизни (авторы учебника по педагогике В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов называют мировоззренческое самоопределение смысложизненным); это внутренняя духовная деятельность, направленная на создание собственной философии, живой процесс ориентации в мире, осуществляемый при помощи философского осмысления действительности, рефлексии. Процесс этот состоит из нескольких этапов, которые циклически повторяются: неудовлетворенность собой и миром – постановка мировоззренческих вопросов – поиск решения – обретение смысла – неудовлетворенность обретенным смыслом, постановка новых вопросов (или тех же самых) – поиск решения – обретение смысла – неудовлетворенность и т.д.

По отношению к другим видам самоопределения мировоззренческое самоопределение занимает главенствующее место, интегрируя личностное, жизненное, ценностное и другие виды самоопределения, поскольку определить свою позицию по отношению к себе, жизни, социуму, ценностям, религии, выбору профессии, семье, экологии, информации и т.д. и реализовать ее в образе жизни – значит построить собственное мировоззрение.

Построение целостного мировоззрения, в котором «формируются, трансформируются, преобразуются миры человеческого бытия, происходит «упорядочивание» первичного хао¬са бытия, прояснение «непонятного мира» до его смысловой «про¬зрачности» - в целом идентификация человека и его адаптация к ус¬ловиям внешней среды» [1, С.21-22], является результатом процесса мировоззренческого самоопределения. Интенсивность этого процесса зависит от личной активности человека, от его осознанного стремления состояться как личность, от понимания «необходимости себя» (М. Мамардашвили), стремления «на свой лад пребывать в мире» (П.Биери).

По мнению психологов, мировоззренческое самоопределение начинается в раннем юношеском возрасте, а затем, если человек выбирает личностный путь развития, длится на протяжении всей жизни, и его результат – сложившееся на данный момент мировоззрение – никогда не является окончательным.


Что оказывает влияние на процесс мировоззренческого самоопределения юношества сегодня, в условиях кризиса мировоззрения?

Современное юношество поставлено перед самостоятельным выбором идеалов, ценностей, смыслов, которые сосуществуют в обществе и нередко противоречат друг другу. Это проявляется в острой непримиримости и оппозиции между религиозным и светским образованием, религиозным и научным объяснением мира. Предпринимаемые в последние годы попытки их диалога и согласования не привели к снятию всех противоречий в мировоззренческом состоянии общества. Противоречия между национальными и общечеловеческими ценностями, между прагматическими, гедонистическими устремлениями массового сознания и высокими целями Бытия, проповедуемыми религией, философией и искусством, разнонаправленные влияния семьи, школы, средств массовой информации усугубляют сложность мировоззренческого самоопределения юноши. В силу эклектизма, плюрализма общественного мировоззрения, молодой человек часто не может найти точку опоры в своих исканиях. Ему не всегда понятен предмет выбора, ему не хватает религиозных, философских знаний, у него много источников информации, но он далеко не всегда способен ее проанализировать. В таком сложном мире у юношества появляется соблазн остановиться на обыденном, житейском мировоззрении, отказавшись от решения «проклятых» вопросов Бытия, от активного и осознанного мировоззренческого самоопределения. Человек с обыденным, бытовым мировоззрением, лишенный личных убеждений, не выработавший в себе потребность рефлексировать, сомневаться, задавать вопросы, теряет способность «ориентироваться в мире», легко становится жертвой, «рабом случайных обстоятельств» (П. Биери), средством многообразных манипуляций.


Педагогическая поддержка мировоззренческих исканий юношества становится одной из первоочередных задач современной педагогики. «В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс - передачи способов самоопределения. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы самоопределения», - пишет С.В. Савелова [5].


Из этого следует, что сегодня возникла насущная необходимость в создании педагогической концепции мировоззренческого самоопределения юношества.


Литература


1. Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: диссертация… д-ра филос. Наук: 09.00.01: Хабаровск, 2006.- 352 с.
2. Бореев Ю. Культура эпохи и историческая парадигма бытия человечест¬ва / Ю. Бореев // Теоремы культуры, сборник статей. Москва: Междуна¬родное агентство «A.D.&T.». – 2003.- с. 8 - 54.
3. Рыбаков Н.С. Аналитика базовых интуиций мировоззрения // Мировоззренческие поиски современности (тематический сборник). – Уфа, 1998.- с.2-7.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 1999.- 816с.
5. Новейший философский словарь // http://www.slovopedia.com/6/209/771069.html.
6. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды // Вестник практической психологии образования. - 2007 - № 2 (11). - С. 7 - 13.
7. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии.- 1988.- №2.- С.19-26.



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru