Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



  Светлана Берестовицкая  » Научная деятельность » Научные статьи » Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников (анализ философских эссе учащихся). Статья первая

Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников (анализ философских эссе учащихся). Статья первая

Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников (анализ философских эссе учащихся). Статья первая

МИРОВОЗЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ в осмыслении современных десятиклассников

 (анализ философских эссе учащихся)

Статья первая

Постановка проблемы. Отношение старшеклассников

к философии и философствованию

 «Жизнь без мировоззрения, - писал философ Альберт Швейцер, - представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования как для общества, так и для индивида» [1, С.82]. Сегодня становление мировоззрения подростка, юноши происходит в ситуации глубокого мировоззренческого кризиса. Современный молодой человек оказался в ситуации, когда процесс его самоопределения не направляется идеологией, он поставлен перед личным выбором идеалов, ценностей, смыслов, которые сосуществуют в обществе и нередко противоречат друг другу. Между тем юношество испытывает острую потребность в мировоззрении как точке опоры в кризисном, постоянно меняющемся мире. По наблюдениям аналитиков, наиболее посещаемыми в Интернете являются именно те сайты, форумы и блоги в социальных сетях, где обсуждаются проблемы мировоззрения: философские, религиозные, экзистенциальные вопросы. Причем наиболее активными посетителями и участниками указанных сайтов, форумов и блогов являются школьники старших классов, учащиеся колледжей, студенты вузов и т.д. [2], Абдрахматова].

Проведенный нами в рамках исследования о мировоззренческом самоопределении школьников опрос учащихся 8-11 классов показал, что у большинства старшеклассников (63%) присутствует устойчивый интерес к проблемам мировоззрения, желание их обсуждать и решать, однако и процент тех, кто не испытывает личной заинтересованности в решении этих проблем, достаточно высок (27%). Степень влияния школы на мировоззрение учащихся, по их мнению, можно определить как низкую, более всего старшеклассников побуждает к размышлениям о «вечных проблемах» желание самостоятельно в них разобраться, найти свой ответ, менее всего – школьная жизнь и общение с учителями [3].

Что думает современное поколение 16-17-летних о жизни и смерти, добре и зле, вере и религии, каковы их ценности и идеалы, какие мировоззренческие проблемы стоят перед ними особенно остро, что оказывает наибольшее влияние на их мировоззрение, насколько органично для них состояние философствования? Какую роль оно играет в период юношеского взросления? На эти вопросы нет ответов в современном научно-педагогическом знании, что и определило актуальность нашего исследования.

Его цель – на основе полученных эмпирических данных о мировоззрении современных старшеклассников создать концепцию педагогической поддержки процесса их мировоззренческого самоопределения.

Результаты представляем в цикле статей, посвященных решению следующих проблем.

1. Как относятся старшеклассники к философии и философствованию;

2. Какие мировоззренческие проблемы их волнуют в первую очередь, насколько глубоко они их осмысляют;

3. Каковы жизненные принципы, убеждения, ценности современных старшеклассников, их отношение к вере, к людям, к миру, к самим себе; как они решают вопрос о смысле жизни.

4. Что (или кто) оказывает наибольшее влияние на формирование их мировоззрения;

5. Каким образом на основании этих данных школа может оказывать педагогическую поддержку старшеклассников в их мировоззренческом самоопределении?

Для получения исследовательских данных нами была выбрана форма философского эссе: десятиклассникам было предложено высказать свои мысли в сочинении на тему: «Моя философия». 10-й класс был выбран не случайно. Во-первых, на уроках обществознания ученики уже знакомились с такими понятиями, как философия, мировоззрение, духовная сфера, на уроках литературы говорили о философских взглядах писателей, критиков, т.е. десятиклассники подготовлены к осмыслению такой сложной темы. А во-вторых, как показывает опыт, ученики 10-х классов, в отличие от учеников 9-х и 11-х, нацеленных на выпускные экзамены в формате ГИА и ЕГЭ, не оценивают любое сочинение с точки зрения его полезности или бесполезности для подготовки к предстоящим экзаменам. Это позволило надеяться, что тема не вызовет отторжения в связи с ее «бесполезностью», а, напротив, заинтересует возможностью высказаться о самом главном, сущностном, о чем очень редко спрашивают в школе.

Перед проведением работы педагогам были даны следующие рекомендации.

Чтобы подготовить десятиклассников к сочинению на тему «Моя философия», целесообразно побеседовать с ними о том, что такое философия, какие вопросы она решает, какие из них наиболее значимы. Можно отметить, что каждый рано или поздно начинает задавать себе вопросы: как устроен мир, каково предназначение человека, в чем смысл моей жизни, по каким принципам строить свою жизнь, что для меня является ценностью, как я отношусь к людям, есть ли Бог и т.д. Ответы на эти вопросы составляют мировоззрение человека, его личную философию. Если вы сформулируете, что Вы думаете о себе, о мире, о людях и о Боге, какова Ваша система ценностей – Вы сможете осмыслить свою философию.

Можно дать ребятам задание подумать над темой сочинения дома. Они могут осветить как в целом свою философскую систему, так и один из наиболее значимых для них философских вопросов.

Работу предваряло следующее обращение к учащимся.

Уважаемый десятиклассник! Предлагаем Вам написать сочинение на тему: «Моя философия». Прежде чем приступить к работе, подумайте над следующими вопросами.

Как Вы понимаете, что такое философия?

Определите круг наиболее значимых для вас философских вопросов.

Какие из них Вы считаете наиболее важными:

- для человечества

- для себя лично?

Свойственно ли Вам философствовать?

Ваши размышления необходимы для того, чтобы составить мировоззренческий портрет современного старшеклассника.

Эссе писали 470 учащихся Санкт-Петербурга из двадцати общеобразовательных учреждений: трех гимназий, одного лицея, пяти специализированных школ (двух – с углубленным изучением английского языка, одной – немецкого языка, одной – математики, одной – предметов художественно-эстетического цикла), одиннадцати общеобразовательных школ (из них один спортивный класс).

Получив работы, средний объем которых – 2-3, а в некоторых школах и 4-6 страниц, мы столкнулись с проблемой анализа такого массива текстов.

Трудность анализа в данном случае обусловлена еще и тем, что мы имеем дело с внутренним миром человека, который не поддается точным замерам. «Сторонники гуманитарной ориентации в психологии, - пишут ученые-психологи В.И. Слободчиков и Е.М. Исаев, - указывают на невозможность установить количественные границы такого феномена, как внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к человеку наполняется иным содержанием, нежели в естествознании и математике» [4, С 105]. Выдвинутое учеными положение применимо не только к психологии, но и к педагогике. Как в гуманитарной психологии, так и в гуманитарной педагогике, «понимание… выступает как научный подход, как особый метод», как «процесс и результат познания» [4, С.107]. Из выделенных учеными методов описательной психологии особо значимым для нас является «метод педагогической герменевтики, выступающий как искусство истолковывать и понимать педагогический опыт, представленный как в различного рода текстах, так и в других продуктах деятельности ребенка» [4, С. 107-113]. Именно этот метод мы и использовали для анализа философских эссе учеников.

В статьях мы будем цитировать юных авторов. Это связано с тем, что спектр мнений десятиклассников очень широк, и для полноты картины лучше, чтобы эти мнения звучали в авторском изложении. Кроме того, важно не только что, но и как думают учащиеся, как развивается их философская мысль, важны интонация и поэтика высказываний, важен стиль, в котором можно увидеть дополнительные оттенки смысла.

Философия – это…

Так вот умеет ли современный подросток

философствовать в полном смысле этого слова?

Научили ли его этому?

М.Р. (ученик 10 класса)

В Федеральном Государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (2012 г.) одним из требований к личностным результатам образования является «сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире». Формирование целостного мировоззрения, отвечающего на основные вопросы Бытия, невозможно без склонности к философствованию, без понимания значимости, необходимости философии.

Из 470 авторов эссе 70 (15%) дали собственное определение философии (своей философии).

Предлагая тему сочинения «Моя философия», мы, в первую очередь, имели в виду философию как личное мировоззрение, и многие десятиклассники напрямую связывали эти понятия:

- Философия человека – это его мировоззрение.

- Для меня философия – это отношение человека к миру, мировоззрение.

- Под философией можно понимать мировоззрение человека, его образ мыслей, жизненные принципы, цели, стремления, ценности.

Какие определения дают десятиклассники понятию философия, в чем видят ее личностный смысл и предназначение в мире?

Представим весь спектр мнений.

- Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир, отличительной чертой которой является субъективность. Мое личное отношение к миру – вот это и есть «моя философия».

- Обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру; искусство индивидуального размышления.

- Философию можно сравнить с моральным поиском человеческого предназначения.

- Это способ определить истину для себя, размышляя, в общем-то, над чем угодно… но философия такая наука, которую нельзя насильно запихнуть кому-то в глотку.

- Назначение философии состоит в возвышении человека, в его самосовершенствовании.

- Моя философия – это стремление, процесс беспрерывного познания мира, человека, души.

- Из века в век философия учит одному: правильно задавать вопрос самому себе – ибо ответ внутри нас самих!

- Моя философия – это мое мнение об окружающей среде, мое мировоззрение, мое отличие добра от зла. Что красиво, а что некрасиво. Придерживаться ли моральных норм и правил? Философия – это форма мышления, развивающаяся по мере прихода личного опыта. Я – человек, и я не могу жить без мыслей и размышлений. Я человек, и это заложено в моей природе – философствовать.

- На мой взгляд, философия состоит в том, чтобы задумываться о будущем, о новом веке и о нас в нем.

- Философия – это увлекательное путешествие к самому себе, однако, мне кажется, этим не стоит увлекаться, так как жизнь призывает нас действовать.

- Жизненный опыт имеет каждый сознательно живущий человек, его анализ и есть философия.

- Философия – это в каком-то смысле орган ориентации человека в пустом и сложном пространстве.

- Моя философия – это философия, которая лучшим образом соединяла бы внешний мир с моим внутренним.

- Философия – это красота мысли, которую люди выражают в своих трудах и пытаются донести до других, это попытка ответить на интересующие души вопросы.

- Философия становится духовной путеводной звездой в судьбе человека.

- Философия – это способ оторваться от повседневных проблем и почувствовать себя талантливее, умнее, способным решать «вечные вопросы», это способ познать себя, переосмыслить свои идеи и принципы, мысли и поступки.

- В школе нам преподают теоремы и формулы, но у нас нет глубокого понимания исследуемого предмета, явления или события. Для этого и нужна философия.

Итак, философия определяется десятиклассниками как

- отношение: к миру, к правилам и ценностям, к себе;

- поиск: истины, своего пути, смысла;

- познание и анализ: себя, своего жизненного опыта, окружающего мира;

- размышление: о себе, о будущем, о новом веке и о нас в нем и т.д.

В своих определениях ученики используют метафоры, называя философию «увлекательным путешествием к самому себе»; «органом ориентации человека в пустом и сложном пространстве»; «духовной путеводной звездой в судьбе человека».

Предназначение ее видят в возвышении человека, в его самосовершенствовании, самопознании и правильной оценке окружающего мира, «глубоком понимании исследуемого предмета», соединении внешнего мира с внутренним; она учит «правильно задавать вопрос самому себе – ибо ответ внутри нас самих!».

Ее значение в мире огромно:

- Сначала мир формирует в человеке философа, а потом философ изменяет мир в лучшую или худшую сторону. Философы – это двигатели человечества.

Философия действенна:

- Вернув потерянную кем-то вещь или даже покормив бездомную кошку, мы тоже отражаем свою философию жизни.

Итак, приблизительно каждый седьмой десятиклассник имеет собственное понимание личной философии. Для многих она связана с духовно-нравственными размышлениями: с «моральным поиском», различением добра и зла, исканием «истины», «правды», самосовершенствованием.

Смысл философствования

82 человека (17%) – высказались об отношении к философствованию вообще и важности этого процесса для себя лично.

Из них 17 человек (21%) написали, что не любят философствовать или делают это очень редко:

- Скажу сразу – я не люблю философствовать.

- Недавно я подумал над тем, есть ли у меня философские взгляды и пришел к выводу, что их нет.

- Я философствую очень редко.

Причины нелюбви к философствованию следующие:

Философствование не приносит пользы:

Я не считаю нужным философствовать, да и кому философия приносит пользу? Мне кажется, уже не так много людей, которые любят философствовать.

Это бессмысленное занятие:

- Не стоит сильно зацикливаться на философии. Есть ли смысл искать ответы на вопросы, которые не дано понять человеку?

- Возьмем, к примеру, такие «вечные» вопросы, как кто я?, где мое место в жизни и др. На такие вопросы я практически не обращаю внимания и считаю, что глубокомысленное изучение таких вопросов – пустая трата времени, ведь философия – болтология.

Сложное, неприятное, бесполезное:

- Я не люблю философствовать. Для меня это сложно, а еще в конце концов мысли сводятся к тому, что все люди не вечны и мы когда-нибудь умрем. Мне неприятно философствовать, а еще я не вижу для себя пользы, поэтому я считаю, что философствовать бессмысленно.

Философствовать несовременно:

- Сейчас человек навряд ли сядет и начнет думать о вечном, о мире, разве что он может сделать это в туалете или в транспорте.

Рано, это занятие для пожилого возраста:

- В мои годы пока тяжело понять цель в мире, поэтому сейчас я редко задумываюсь об этом. Я считаю, что пожилым людям, прожившим долгую жизнь, проще определить смысл своей жизни, цель на Земле и другие важные проблемы.

- Я считаю, что в юношеские годы подростки не размышляют о самом смысле жизни, а мечтают, только люди преклонного возраста поистине задумываются о самом смысле их прожитой жизни, ради чего и кого они прожили свою жизнь и насколько она была успешной.

Мне несвойственно философствовать:

- Редко задумываюсь. Мне по жизни несвойственно философствовать.

- Я редко философствую… Я живу одним днем.

Вероятно, общение с «редко задумывающимися» сверстниками привело некоторых авторов эссе к следующим неутешительным выводам о своем поколении.

- Тему «Моя философия» считаю слишком сложной для некоторых в 10-м классе.

- Некоторых философия обходит стороной.

- Так вот умеет ли современный подросток философствовать в полном смысле этого слова? Научили ли его этому? Я считаю, что нет. Не многие из моих сверстников задаются важными вопросами современности. Многих вообще не волнуют какие-то проблемы.

- В наше время люди вряд ли часто задаются «вечными» вопросами. Мы теряем свою человеческую сущность, для нас основной целью становятся материальные блага. Каждый должен иметь свое мировоззрение. Но сейчас новое поколение это не интересует. Они охвачены жизнью, где философия практически потеряла смысл.

Однако 9% авторов уверены о том, что философствовать свойственно каждому человеку:

- Мне кажется, каждому свойственно философствовать. Так или иначе каждый человек задавал себе какой-нибудь вопрос. Даже это сочинение, наверно, является философствованием.

- На самом деле, все люди – философы. Я иногда уснуть не могу, потому что о чем-нибудь думаю.

- Философствует каждый. Просто кто-то добивается чего-то полезного в ходе своего философствования, а кто-то просто помудрствует на никому не нужные темы и все.

- Наверное, каждый человек когда-то задумывается о той непостижимой тайне, которую хранит жизнь.

- Я никогда раньше не думала на тему «Моя философия» и сначала не знала, как собраться с мыслями. Но, немного подумав, я поняла, что философия вокруг меня: она в любом моем поступке, в общении с людьми.

35 авторов (43%) написали о том, что они любят философствовать и считают, что без осмысления жизни, постоянного размышления над вечными вопросами Бытия невозможно стать личностью.

- Философия для меня – это то, что наиболее ценно в моей жизни.

- Размышляя, я совершенствую себя.

- Я философствую практически всегда и везде, я «голоден», мне нужны ответы. «Голодным» буду, наверное, всегда.

- Еще философия дает мне ощущение человечности. Обдумывая философские проблемы, я понимаю, что занимаюсь деятельностью, которая полностью сосредоточена на человеке. При этом я занимаюсь творчеством, когда у меня появляются новые мысли. Построение собственного мысленного мира – важнейшая задача для человека.

- Наша жизнь как замкнутый круг… куда-то торопимся, опаздываем, а хочется буквально на минуту, на секунду остановиться и спросить себя: а зачем все это? Куда мы все время бежим? За чем гонимся? Для чего мы живем? Для чего я живу? Минутная слабость. Мы снова опускаем голову и бежим дальше, вперед и вперед, в будущее: в школу, на работу в магазин… Я считаю, что каждый человек время от времени должен задумываться, хотя бы на минуту.

- Нынче я очень часто стала задумываться по поводу времени. Я лично перед сном обдумываю, как прошел день. Что хорошего в нем было… Можно сказать, что я анализирую прожитый день и думаю о следующем дне.

- Я люблю одиночество, и тогда ко мне приходят взрослые философские мысли: так ли я живу, каково будущее моей страны, что я могу сделать для того, чтобы что-то изменилось в этом мире? В последнее время я мучительно ощущаю недостаточность понимания очень важных для меня слов. Таких, например, как душа или духовность. Как будто между мною и словом внезапно вырастает непроницаемая стена.

- Жизнь без четко установленной личной философии невозможна, в противном случае бытие превращается в бессмысленное существование.

- Я точно могу сказать, что стремление к мудрости у меня присутствует. Каждый день я общаюсь с людьми, принимаю решения и несу ответственность за свой выбор, все это заставляет меня думать, размышлять, формировать свою точку зрения, то есть философствовать. На вопросы о доброте, человечности, любви каждодневно отвечает человек своими поступками, а они говорят о человеке громче любых слов.

- Философия человека состоит из мыслей других людей и собственных мыслей, но на них нас наталкивают другие люди своими словами, поступками. Мою философию определяли больше другие люди, их живой пример. Я считаю, что все мы несем ответственность не только за свои действия, но и за то, как мы влияем на других людей.

- Иногда те вопросы, с которыми я сталкиваюсь на страницах книги, в разговорах с родителями, приходят ко мне сами – ближе к ночи, как детские страшилки. Один взгляд на звездное небо – и в сонной голове всплывает неясно: «Как вообще возможно понятие бесконечности? А что там дальше, за ее краем? И как странно видеть, что звезды, чей свет я вижу, быть может, погасли давным-давно».

- То, что мне больше всего нравится, это теплые и искренние мысли, приходящие нечаянно в голову.

- Человек, который способен философствовать, способен жить, быть личностью. В моей бывшей школе на уроках обществознания мы часто с учителем обсуждали тему урока. Преподаватель почти каждого спрашивала, что тот считает по тому или иному поводу. И самое интересное, что у каждого было свое мнение, которое он мог доказать. Это очень ценилось. Моя мама говорила, что в ее классе было так же и что это было правильно. Ведь именно так формируется личность.

- Как дом без библиотеки словно тело без души, так и человек без философии – животное.

По мнению авторов, философствование необходимо для самосовершенствования; выхода из повседневности в область высокой духовности и поиска высшего смысла Бытия, собственного предназначения; избавления от бессмысленности существования, творческой реализации в построении собственного «мысленного мира»; решения вопросов, связанных с отношениями с другими людьми; личностного роста.

Однако философские размышления далеко не всегда оказываются «теплыми и искренними мыслями, приходящими нечаянно в голову». Порой они приводят к тоске и ощущению бессмысленности всего, психическим и даже физическим страданиям.

- Порой познание себя, своего смысла жизни, своего предназначения вводило меня чуть ли не в депрессию.

- Я частенько задумываюсь о смысле жизни, смысле существования – о смысле всего. Эти размышления вызывают лишь головную боль, потому что все больше и больше начинает казаться, что смысла ни в чем вообще нет.

Наряду с возвышенными рассуждениями мы столкнулись и с довольно прагматичным взглядом на процесс философствования.

- Мне нужна такая философия, чтобы, опираясь на нее, я могла наиболее успешно разрешать житейские проблемы вне зависимости от их неожиданности, сложности, значимости.

- Мне нужна такая философия, которая не уводила бы в призрачный мир.

- Я, разумеется, тоже люблю философствовать. Но моя философия носит чисто практический характер. Как мне кажется, задаваться вопросами, зачем я на этой земле, в чем смысл жизни, стоит уже под старость, когда приходит пора подводить итоги жизни. А до этого момента наше дело – действовать, двигаться вперед.

Высказывались также опасения, что слишком задумываться опасно: можно в жизни многого не успеть.

- Я считаю, что думать о своем бытии очень важно, хоть и не всегда, главное – не забывать жить, а то задумаешься, и все, умирать уж пора, а у тебя нет ни семьи, ни друзей, ни капитала. И что делать? Вот и додумался!

Необходимо учесть и мнение некоторых учеников о том, что философия – это очень личное.

- Согласитесь, философия – довольно личная и сокровенная тема.

- Мои друзья и близкие не могут сказать, что для меня свойственно философствовать, так как я не высказываюсь вслух о своих взглядах, потому что считаю это очень личным.

Как одну из тенденций можно отметить подчеркнутое стремление десятиклассников к самостоятельности в решении проблем мировоззрения, желание иметь именно свой взгляд на мир, свою собственную философию.

- Я сама себе философ.

- Я всегда имела свой взгляд на мир и свою точку зрения.

­ Я стараюсь жить, формируя свое внутреннее «я», независимо от принципов общества, в котором я живу. Я хочу сформировать свою собственную философию. Я формирую ее, опираясь на знания, друзей и родителей.

В то же время можно встретить сочинения, в которых после слов «я считаю» следует фраза или довольно большой отрывок текста из Интернета, причем без кавычек. Ученик считает необходимость иметь свое мнение и предпочитает выдать чужое за свое, нежели просто присоединиться к мнению ученого или публициста.

Однако есть и такие работы, которые начинаются чужими фразами, а заканчиваются все-таки своими размышлениями. В процессе написания сочинения ученик начинает задумываться над вопросами, которые раньше не задавал себе, и этот процесс оказывается для него интересным: «Узнав о теме сочинения, я задумалась над своей жизнью», - пишет десятиклассница. И это процесс размышлений над жизнью для большинства писавших оказался увлекательным, что следует и из прямых высказываний авторов сочинений, и из самой стилистики работ.

Итак, из десятиклассников, поднявших в своих работах проблему философствования, немногим меньше половины считают это занятие необходимым и полезным.

В то же время в сочинениях 85% авторов содержатся элементы философствования. Возвращаясь к эпиграфу, можно сказать, что современный юноша умеет философствовать, однако заслуга школы в этом невелика. Как показало наше исследование, более всего старшеклассников побуждает к размышлениям о «вечных проблемах» желание самостоятельно в них разобраться, найти свой ответ, менее всего – школьная жизнь и общение с учителями. «Нас никогда не учили самому главному. Как не переживать из-за пустяков, как справляться с неудачами, как ладить с людьми, как прощать, как правильно принимать решения, как дружить, как любить, как жить. Нас никогда не учили чему-либо действительно важному», - пишет «ВКонтакте» девушка, выпускница одной из престижных школ. Конечно, «самому главному» не научишь. «Самое главное остается выбором каждого и требует больше, чем просто учебника. Самое главное на то и Самое, чтобы быть у каждого своим», - отвечает ей молодой человек. Однако помочь в философских исканиях тем, кто сам научился философствовать, оказать педагогическую помощь тем, кто делает еще только первые шаги на этом пути и показать необходимость решения основных вопросов Бытия тем, кто пока от них далек, современная школа может и должна. Для этого необходима разработка системы педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения школьников.

Использованная литература

1. Швейцер А. Культура и этика. М.: «Прогресс», 1973.- 342с.

2. Абрахматова Г.А. Мировоззренческие парадигмы образования (социально-философский анализ): автореферат… к-та филос. наук: 09.00.01: Республика Казахстан Алматы, 2010.

3. Берестовицкая С.Э. Значимость мировоззренческих вопросов для старшеклассников (итоги опроса) // Воспитание школьников. - № 6. - 2013.- С.30-35.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 38



Возврат к списку


Контакты: berest40@mail.ru