Светлана Берестовицкая ::
Обо мне Фотогалерея Гостевая Контакты



"Географ" и другие...

"Географ" и другие...

Алексей Иванов "Географ глобус пропил".

Пронзительно, и очень грустно, и в то же время светло. О школе, о сути профессии, о любви, о том, как "быть живым, живым и только...". По этой книге мы с Алиной Пономаревой написали исследовательскую работу "Вечные проблемы в романе А. Иванова "Географ глобус пропил" - там много и моих мыслей тоже (работа есть на сайте).

Отрывок из романа

Первый же урок, который ему поставили, оказался уроком в девятом «В». Служкин сам потом признал, что, сидя в гипсе, он малость утратил чувство реальности, а потому явился на урок не как Емельян Пугачев в Белогорскую крепость, а как разночинец, совершающий «хождение в народ». И народ не подкачал.

По служкинским меркам, урок проходил довольно мирно. Но это потому, что самое главное Служкин просмотрел еще в начале. Дело в том, что в его кабинете в его отсутствие вела уроки Кира Валерьевна. Она и оставила на учительском столе целую стопу тетрадей шестиклассников. Проходя мимо, Градусов ловко и незаметно стащил эту стопу, а потом раздал тетради своим присным. Присные и помалкивали весь урок, разрисовывая тетради самыми погаными гадостями.


На перемене Градусов так же незаметно положил стопу обратно. Следующим уроком у Служкина зияло «окно», он решил заполнить журнал и ненароком столкнул тетради на пол. Тетради упали, рассыпались, раскрылись – тут-то Служкин и узрел художества.

Плача жгучими слезами бешенства и бессилия, Служкин листал изгаженные тетрадки. В творчестве зондер-команды нашли отражение интимные забавы ни только его самого, но и всего педколлектива школы. Однообразные рисунки и однообразные матерные подписи ничем, кроме глупого и глумливого похабства, удивить не могли.

Но вдруг среди прочей дряни Служкин наткнулся на целый цикл графических работ, элегантно озаглавленный «Ночные похождения Географа». Такие же похабные по содержанию, эти рисунки были сделаны уверенной и легкой рукой. Кроме того, в них не было равнодушного издевательства – наоборот, они были полны едкого и беспощадного ехидства, пусть и недоброго, зато точного и в меру. Рассматривая эти рисунки один за другим, Служкин неожиданно фыркнул, а потом затрясся, смеясь, и даже схватил себя за лицо – так велико было портретное сходство. Почерк подписей не оставлял сомнений: это рисовал сам маэстро Градусов.

Однако с изгаженными тетрадками надо было что-то решать. Вздыхая и морщась, Служкин на перемене побрел к Кире. Кира, узнав, в чем дело, чуть не вцепилась Служкину ногтями в лицо. «Разбирайся с завучем сам, идиот!» – прошипела она. От Угрозы Борисовны Служкин вышел со спиральной завивкой, с оловянными глазами и блуждающей улыбкой олигофрена.

Но Угроза взялась за дело профессионально. Она сразу же пошла и вышибла мозги из Градусова и присных, отняла у них портфели и оставила только дневники, в которых написала родителям гневное приглашение на вечернюю встречу с Виктором Сергеевичем, чтобы Виктор Сергеевич поведал об успехах их чад. Присные до вечера были разогнаны по домам, а Градусов оставлен в кабинете географии делать уборку.

И вот Служкин с Градусовым остались в кабинете один на один. В углу громоздилась гора конфискованных портфелей. После своего триумфа – добытого, правда, чужими руками – Служкин сделался великодушен, а после созерцания гравюр он уже не мог видеть в Градусове только волосатого троглодита. И Служкин решил поговорить с Градусовым по душам, как с другом: мол, сколько же можно и на фиг нужно?

Градусов очень сочувственно отнесся к служкинскому порыву. Он виновато вздыхал, сопел, краснел, шмыгал носом и косноязычно бормотал: «Дак че… Все балуются…» Он был очень жалок – маленький, рыжий, носатый Градусов. Служкин и сам растрогался, даже решил помочь Градусову в приборке, вынести мусор. Когда же он вернулся в кабинет, то кабинет был пуст. Градусов все конфискованные портфели выбросил в окно, под которым караулили присные, а сам сбежал.

Уже через час Служкин вместе с Будкиным сидел в подвале и нажирался сливой в крепленом вине.

– Ну как же можно такой свиньей быть, а? – взывал Служкин.
– Да плюнь ты, Витус, – хехекал в ответ Будкин. – Придуши их, как свиней, да и все.
– Не могу я, как ты не понимаешь! Я человека ищу, всю жизнь ищу – человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека!… Так что же мне, Будкин, делать? Я из-за них даже сам человеком стать не могу – вот сижу тут пьяный, а обещал Татке книжку почитать!… Ну что делать-то? Доброта их не пробивает, ум не пробивает, шутки не пробивают, даже наказание – и то не пробивает!… Ну чем их пробить, Будкин?…
– Чем черепа пробивают, – хехекал Будкин.

Бел Кауфман. "Вверх по лестнице, ведущей вниз".

В Америке 50 лет назад те же дети и те же проблемы, что и у нас сейчас. Для методистов: обратите внимание на анализ урока литературы, который делает в романе завуч. Как точно и профессионально!

А это для 9г. (Отрвывок из романа)

Греческое подполье

УРОК ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: 33 «ОО»

ДАЙТЕ КРАТКИЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЗАЧЕМ МЫ ИЗУЧАЕМ МИФЫ И «ОДИССЕЮ».
* * *
Чтобы разговаривать как культурные люди. Что будет в гостях, если кто упомянет греческого бога, а ты с ним незнакома. Неудобно.
* * *
Мы изучаем мифы — такие, как про Орфея и его девушку, чтобы знать про Греческое Подполье. И как наша цивилизация пошла по своему пути.
* * *
Мифы — везде. Многие обыкновенные вещи, как гром, идут из мифов. Оттуда же идут такие слова, как Вулкан, Какого Дьявола! И показывают пример для поведения в будущем.
* * *
Причина, почему мы изучаем их — они показывают как писали в допотопные времена. Если это неправильный ответ, то не знаю.
* * *
Одессея, что я только что прочел, страшно помогла мне в жизни.
* * *
Мы изучаем мифы, чтобы узнать, как жилось в Золотой век со всеми убийствами.
* * *
Я уверена, что есть много причин, почему мы их учим, но я не знаю, потому что пропустила много уроков. Я принесла справку.
* * *
Мы изучаем мифы для того, чтобы постигнуть в высшем смысле первоисточники многих изменений нашего языка в течение десятилетий, вот откуда идет лампа «Юпитер». Путем знакомства со всевозможными богами и их женской половиной можно открыть место рождения разных фраз, выражений.
* * *
Диана правила Луной и однажды влюбилась в смертного, но в связи с результатом никогда больше этого не делала.
* * *
Если бы не мифы, где бы Шикспер был сегодня?
* * *
Ну, для учеников, что пойдут в колледжи или даже если не пойдут в колледжи, всем нужно какое-то количество литературы для своего общего уровня.
* * *
Для меня «Одиссея» еще один Этан Фром или Сайлес Марнер.
* * *
Трудно избежать чтения, потому что, куда ни сунься, оно везде.
* * *
Мое мнение такое: я ненавижу Одиссу.
* * *
Я не знаю, зачем мы их читаем, но я могу рассказать про них. Пирамид и Тисби — соседи, которые, как Ромео и Джульетта, вынуждены были умереть из-за родителей. Они встречались через дыру в стене. Но потом это стало для них невыносимо, и они перестали встречаться через дыру в стене. Они начали встречаться у дерева. Тисби убегает при виде львицы с окровавленным ртом. Она уронила платок, а львица до него дотронулась, только и всего. Пирамид проходит мимо и видит окровавленный платок. Он расстроился и заколол себя. А затем прошла она и, увидев своего возлюбленного мертвого на земле, не выдержала этого зрелища и тоже заколола себя. Их кровь соединилась и превратила белый цветок в пурпуровый. Как прекрасна любовь.
* * *
Это развивает наше… (не закончено).
* * *
Мы глубоко погружаемся в Одиссею, чтобы почерпнуть из нее все, что мы сможем. Считаю, что это ценно для нас. Трудно понимать древний английский язык.
* * *
Мифология изучается в школьной системе потому, что большая часть из нас происходит от нее.
* * *
Мое мнение насчет Одиссея: это глупость. Какое мне дело до их неприятностей.
* * *
Мы изучаем мифологию, чтобы воспитать в себе терпимость даже к тем, кто этого не заслуживает.
* * *
Я не знала, что у нас по этому будет контрольная, и не подготовилась. Но я предполагаю, что мы читаем их, чтобы не быть круглым дураком.
* * *
Когда человек изучит мифии они немножко по-иному смотрят на жизнь. Со мной это так.
* * *
Почему мы учим Одиссею? Потому что все в школе когда-нибудь должны читать ее. Теперь наступила наша очередь.
* * *
Троянскую лошадь использовали как теперешнего шпиона. Богов — как диктаторов. А Пенелопа продолжает ходить по улицам современного общества.
* * *
Если для меня Одиссея не представляет ценности, то причина наверное в том, что с самого начала я не вникла в нее.
* * *
Почти все мифы основаны на любви. Вот почему!
* * *
Мы читаем мифы, чтобы узнать о богах и богинях и их романах.
* * *
Мы читаем это потому, что это классная литература.

ЦИРКУЛЯР №61.

ХРАНИТЬ ВСЕ ЦИРКУЛЯРЫ В ДЕЛЕ ПОД ПОРЯДКОВЫМИ НОМЕРАМИ.
ТЕМА: НЕВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НАБЛЮДАЕТСЯ ЭПИДЕМИЯ НЕВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕНИКАМИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ. УЧЕНИКАМ, НЕ ВЫПОЛНИВШИМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ПРЕДСТАВИТЬ УЧИТЕЛЮ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИНЫ ИЛИ ПРИЧИН НЕВЫПОЛНЕНИЯ. ХРАНИТЬ ЭТИ ОБЪЯСНЕНИЯ В ДЕЛЕ В ПРАВОМ ЯЩИКЕ ВАШЕГО СТОЛА.
Н. адм. о. с.
24. Из правого ящика стола, комната 304
Я знаю, что домашние задания необходимы для нашего просвещения, и я его приготовил, но по дороге в школу подрался с мальчиком, и он выбросил мою тетрадь в лужу.
* * *
Наша собака его съела.
* * *
Я не знал, что это нужно было приготовить.
* * *
Я заснул в метро, потому что всю ночь готовил уроки, а на своей остановке я быстро выскочил, чтобы не опоздать, и забыл тетрадь в метро на сиденье.
* * *
Кошка изорвала его, и мне некогда было написать еще раз.
* * *
Почему я не приготовил? Я не люблю, когда вы нам задаете изложение. Это значит идти в библиотеку и доставать книгу. Потом нужно два месяца или больше, чтобы ее прочесть, да еще платить за задержку. Это разорительно для моего кармана. Ха-ха! Чем тратить время на чтение, лучше посмотреть телевизор или пошататься по улицам.
* * *
Когда я переписывал с доски, что задано, испортилась моя шариковая ручка.
* * *
Я должен был готовить французский, поэтому не успел приготовить английский.
* * *
Я приготовил, но по ошибке забыл дома.
* * *
Если учительнице надо что-то узнать, почему она сама не посмотрит в книжку, вместо того чтобы задавать нам это на дом. Мы больше получаем, слушая ее. В конце концов, она — учительница.
* * *
Малыш залил его молоком.
* * *
Мой братишка захватил мою тетрадку вместо своей.
* * *
Я работаю после школы, и меня продержали до 12 часов ночи.
* * *
У меня в книге не хватало этой страницы.
* * *
Хотя я принес справку об отсутствии, он отослал меня назад. Вот почему я не приготовил.
* * *
Я должен был кормить младших сестренок, потому что моя мама в больнице.
* * *
Я потерял книгу и только что ее нашел.
* * *
У нас дома нет места — к нам приехал дядя. Мне пришлось спать в коридоре, а кухонный стол был занят.
* * *
Кто-то его стащил.
* * *
Я заболел, и меня уложили в постель.
* * *
Какое домашнее задание?
* * *
Собака наделала на него.

Эрик-Эммануэль Шмитт Трилогия: "Оскар и Розовая Дама", "Мсье Ибрагим и цветы Корана", "Дети Ноя".

Эту книгу мне дал почитать Саша Муратов, за что ему большое спасибо. Она, в общем, тоже об учителях...



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Контакты: berest40@mail.ru